Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить тему диагностики как метода и технологии социальной работы.
Задачи курсовой работы:
Во-первых, рассмотреть общие проблемы и принципы социальной диагностики. А именно:
– рассмотреть норму и патологию в социальной диагностике;
– рассмотреть общие принципы и уровни социальной диагностики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Общие проблемы и принципы социальной диагностики……………………….6
1.1Норма и патология в социальной диагностике……………………………….6
1.2 Общие принципы и уровни социальной диагностики……………………..10
2 Технологии социальной диагностики в работе с клиентом…………………...16
2.1 Диагностика трудной жизненной ситуации клиента………………………16
2.2 Задачи диагностики в работе с клиентом…………………………………...19
2.3 Критерии диагностики резервных возможностей клиента………………..21
2.4 Методики диагностики………………………………………………………22
2.5 Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента……….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список……………
ДИАГНОСТИКА КАК МЕТОД И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Общие проблемы и принципы
социальной диагностики……………………
1.1Норма и патология в социальной диагностике……………………………….6
1.2 Общие принципы
и уровни социальной
2 Технологии социальной
диагностики в работе с
2.1 Диагностика трудной
жизненной ситуации клиента…………
2.2 Задачи диагностики
в работе с клиентом……………………………
2.3 Критерии диагностики резервных возможностей клиента………………..21
2.4 Методики диагностики…………………………
2.5 Социальная диагностика
индивидуальных особенностей
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
Глоссарий………………………………………………………
Введение
Сложность и многозначность
проблем, возникающих перед работниками
социальных служб, предполагает серьезный
и вдумчивый подход к поиску путей
их решения. Множество связей и отношений,
существующих в обществе, прямая и
опосредованная взаимосвязь происходящих
изменений, обусловленных сугубо определенными
причинами, требует в каждом конкретном
случае глубокого понимания их природы,
характера и сущности, выявление
которых и составляет суть социальной
диагностики. Эффективность решений
любой социальной задачи или проблемы
во многом будет зависеть от того, насколько
точно была проведена диагностика,
насколько объективно было оценено
состояние социального объекта
и насколько верно были выбраны
ориентиры, нормативы диагностируемой
сферы жизнедеятельности, служащие
основой социального
Социальная диагностика
– это методологический инструмент,
который дает управленческим органам
необходимые знания, на основе которых
разрабатываются различные
В Российском энциклопедическом
словаре социальной работы понятие
«социальная диагностика» определяют
как комплексный процесс
Диагностика как социальная
практика получила признание и распространение
в конце XIX – начале XX вв., постепенно
сменив ранее существовавшие методы
обобщения и анализа информации
о социальной действительности. Характерной
особенностью периода становления
социальной диагностики было то, что
социальная информация носила нестрогий,
произвольный характер; ее источниками,
как правило, выступали формализованные
и полуформализованные
Термин «социальная
Для создания курсовой работы были использованы такие источники: учебник «Технология социальной работы» под редакцией И.Г. Зайнышева, учебник «Технологии социальной работы» под редакцией Е.И. Холостовой, «Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления» В. Сусловой и другие.
Цель курсовой работы изучить тему диагностики как метода и технологии социальной работы.
Задачи курсовой работы:
Во-первых, рассмотреть общие проблемы и принципы социальной диагностики. А именно:
– рассмотреть норму и патологию в социальной диагностике;
– рассмотреть общие принципы и уровни социальной диагностики.
Во-вторых, разобрать технологии социальной диагностики в работе с клиентом. А именно:
– разобрать диагностику трудной жизненной ситуации клиента;
– рассмотреть задачи диагностики в работе с клиентом;
– рассмотреть критерии
диагностики резервных
– изучить методики диагностики;
– изучить социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента.
Объектом курсовой работы
является клиент социальной службы. Предметом
– диагностика социального
1 Общие проблемы и принципы социальной диагностики
1.1 Норма и патология в социальной диагностике
Термин «диагностика» (от греч. (diagnostikos – способность распознавать) используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза.
Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. Это объясняет тот факт, что значительная часть терминологии социальной работы как отрасли знания и практической деятельности сходна с медицинской терминологией, так же как терминология, определяющая содержание и организационное оформление некоторых «сквозных» для всех видов социальной работы технологий: социальная диагностика, социальная терапия, профилактика и т.д. Как представляется, это объясняется не только удобством использования хорошо разработанного понятийного аппарата, но и сходством этих двух областей деятельности.
Уже в конце XIX в. эмпирическое исследование положения малообеспеченных слоев населения во многих странах выявило тесную обусловленность ряда заболеваний – туберкулез, рахит, венерические болезни и др. – низким материальным уровнем [14;С.61].
Социально-экономические
условия жизни были признаны в
той или иной степени ответственными
за эти нарушения здоровья. В науке
утвердился термин «социальные болезни»
для обозначения заболеваний, которые
в первую очередь вызваны социально-
Распознавание социальной патологии, которую желательно изжить, или социальной проблемы, которую необходимо разрешить, вызывает в первую очередь вопрос о том, что понимается под патологией, нормой, проблемой. В самом общем смысле можно сказать, что патология – это объективное отклонение от нормы, а проблема – это осознанная патология, отклонение, которое вызывает беспокойство людей, мотивирует их преобразующую деятельность. Однако этот вопрос довольно сложен и по-разному решался на различных этапах истории человеческого общества.
Понятие социальной нормы
внутренне противоречиво. Его принято
рассматривать на двух уровнях: с
одной стороны, это то, что характеризует
взгляды и поведение
В качестве весьма показательного примера рассмотрим вопрос об отношении к алкоголю: все знают, что алкоголь оказывает разрушающее влияние на организм, поэтому теоретически нормой должно быть избегание его употребления, а патологией – прием спиртных напитков. В то же время, большинство взрослого населения в той или иной мере употребляют алкогольные напитки, так что с количественной точки зрения именно это является нормой, а отклонением – отказ от алкоголя. Вместе с тем большинство людей осознают, что пьянство никак не может считаться благим делом и потому придумывают множество иллюзорных способов оправдать его.
Вероятно, чем более развито и структурно многообразно общество, тем больше типов нормы может существовать в нем одновременно и равноправно. Если в традиционных или тоталитарных социумах нормальным, т.е. допустимым, санкционированным властью, признавался один вариант, а все остальные, как и их носители, преследовались, а иногда и уничтожались, то в модернизированном демократическом обществе допускаются разнообразные нормы – при условии, что они не противоречат закону или не мешают существованию других людей, придерживающихся иных норм.
С другой стороны, общество,
абсолютизирующее нормы, является ригидным,
неспособным к развитию, и в
силу этого нежизнеспособным. Все
изменения, которые сейчас происходят
в обществе, обусловлены когда-то
произошедшими отклонениями от существовавшего
порядка, которые первоначально, возможно,
вызывали яростное неприятие окружающих.
Более того, в каждый конкретный
момент большинство людей живут
в соответствии со стереотипом, с
привычными правилами и представлениями.
Научный поиск, творческое дерзание,
политическая активность – это неизбежно
отклонения от статистической, количественной
нормы. Поэтому необходимо твердо представлять
себе, что, во-первых, норма и отклонения
от нее тесно взаимосвязаны в
существовании человечества. Развитие
общества невозможно без отклонений,
оно осуществляется именно посредством
эвристического разброса отклонений,
одни из которых становятся нормой,
а другие по-прежнему отвергаются
или отмирают. Во-вторых, каждое время
и каждое общество само решает, какое
отклонение является патологией, т.е. болезненным
состоянием социального организма,
а какое – шагом к
Социальная работа в целом и социальное обслуживание как структурная часть призваны обеспечивать социальное функционирование индивидов и содействовать обеспечению их социальных прав. Однако в содержание этой деятельности помимо объективных, четко фиксированных аспектов входят также субъективные аспекты, которые довольно трудно формализовать, поместить в рамки, подвергнуть количественному анализу. Люди имеют право на счастье, но представление о нем у каждого свое, и невозможно навязать другим свое понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». В обществе могут существовать серьезнейшие трудности, но в течение длительного времени на них не обращают внимание, хотя наука уже зафиксировала и обнародовала этот факт.
Так, опасность депопуляции в России впервые была констатирована в середине 20-х гг. XX в., доведена демографами до широких научных кругов в 70-е гг., но лишь в 90-е гг. стала вызывать тревогу общественности [14;С.64].
Это закономерное явление: то или иное социальное отклонение может (или не может) быть патологией с точки зрения объективных тенденций социального развития, общего хода событий. В то же время социальная патология осознается как социальная проблема, т.е. затруднение, которое нарушает течение жизни и которое необходимо исправить, вероятно, только в том случае, когда, во-первых, она деформирует функционирование общества и, во-вторых, когда общество оказывается достаточно зрелым и подготовленным, чтобы ее увидеть и осознать.
В качестве примера можно напомнить, что еще не так давно наличие нищих и бездомных в нашей стране отрицалось и как факт, и как социальная проблема, – сегодня это всеми признанный факт. То же можно сказать и о насилии в семье – эта тема была табуирована и как предмет научных исследований, и как сфера социальной проблематики, а сегодня это одна из центральных точек приложения усилий социальных работников.
Исходя из сказанного, можно предположить, что социальная диагностика – это:
1) деятельность по распознаванию
и анализу социальных
2) процесс такого анализа
с формулированием
3) отрасль социальных наук, посвященная методам получения знания об обществе.
Поскольку само понятие весьма многозначно, то, говоря о социальной диагностике, мы имеем в виду либо единичное исследование социальной ситуации клиента, которому социальный работник должен оказать помощь, либо необходимый этап любого воздействия в социальной работе, технологические требования социального обслуживания, либо совокупность научных методов, обосновывающих правильность полученной информации. Соответственно, этой деятельностью занимаются специалисты различных органов и учреждений, использующие широкий спектр технологий и методов социальных (иногда также естественных – в случае медико-социальной работы) наук на различных уровнях и с разными целями.
Информация о работе Диагностика как метод и технология социальной работы