Диагностика как метод и технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить тему диагностики как метода и технологии социальной работы.
Задачи курсовой работы:
Во-первых, рассмотреть общие проблемы и принципы социальной диагностики. А именно:
– рассмотреть норму и патологию в социальной диагностике;
– рассмотреть общие принципы и уровни социальной диагностики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Общие проблемы и принципы социальной диагностики……………………….6
1.1Норма и патология в социальной диагностике……………………………….6
1.2 Общие принципы и уровни социальной диагностики……………………..10
2 Технологии социальной диагностики в работе с клиентом…………………...16
2.1 Диагностика трудной жизненной ситуации клиента………………………16
2.2 Задачи диагностики в работе с клиентом…………………………………...19
2.3 Критерии диагностики резервных возможностей клиента………………..21
2.4 Методики диагностики………………………………………………………22
2.5 Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента……….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

ДИАГНОСТИКА КАК МЕТОД И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

 

 

ДИАГНОСТИКА КАК МЕТОД  И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Общие проблемы и принципы  социальной диагностики……………………….6

   1.1Норма и патология в социальной диагностике……………………………….6

   1.2 Общие принципы  и уровни социальной диагностики……………………..10

2 Технологии социальной  диагностики в работе с клиентом…………………...16

   2.1 Диагностика трудной  жизненной ситуации клиента………………………16

   2.2 Задачи диагностики  в работе с клиентом…………………………………...19

   2.3 Критерии диагностики резервных возможностей клиента………………..21

   2.4 Методики диагностики………………………………………………………22

   2.5 Социальная диагностика  индивидуальных особенностей клиента……….24

Заключение………………………………………………………………………….27

Библиографический список………………………………………………………..34

Глоссарий…………………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками  социальных служб, предполагает серьезный  и вдумчивый подход к поиску путей  их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и  опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными  причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление  которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективность решений  любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько  точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено  состояние социального объекта  и насколько верно были выбраны  ориентиры, нормативы диагностируемой  сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Социальная диагностика  – это методологический инструмент, который дает управленческим органам  необходимые знания, на основе которых  разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический  климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

В Российском энциклопедическом  словаре социальной работы понятие  «социальная диагностика» определяют как комплексный процесс исследования социального явления с целью  выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние  и тенденции дальнейшего развития.

Диагностика как социальная практика получила признание и распространение  в конце XIX – начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Характерной  особенностью периода становления  социальной диагностики было то, что  социальная информация носила нестрогий, произвольный характер; ее источниками, как правило, выступали формализованные  и полуформализованные интервью, наблюдения и другие способы индивидуального  накопления социальных знаний, опыта  и информации об объекте исследования. Поэтому результаты диагностики  были неконкретны и оставляли  значительный простор для авторской  интерпретации.

Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20-х – начале 30-х гг. XX века. В  настоящее время «социальная  диагностика» утвердилась как важнейшее  направление в социальной работе.

Для создания курсовой работы были использованы такие источники: учебник «Технология социальной работы» под редакцией И.Г. Зайнышева, учебник «Технологии социальной работы» под редакцией Е.И. Холостовой, «Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления» В. Сусловой и другие.

Цель курсовой работы изучить  тему диагностики как метода и  технологии социальной работы.

Задачи курсовой работы:

Во-первых, рассмотреть общие проблемы и принципы социальной диагностики. А именно:

– рассмотреть норму и  патологию в социальной диагностике;

– рассмотреть общие принципы и уровни социальной диагностики.

Во-вторых, разобрать технологии социальной диагностики в работе с клиентом. А именно:

– разобрать диагностику  трудной жизненной ситуации клиента;

– рассмотреть задачи диагностики  в работе с клиентом;

– рассмотреть критерии диагностики резервных возможностей клиента;

– изучить методики диагностики;

– изучить   социальную   диагностику    индивидуальных  особенностей клиента.

Объектом курсовой работы является клиент социальной службы. Предметом  – диагностика социального состояния  клиента социальной службы. 

1 Общие проблемы и принципы  социальной диагностики

   1.1 Норма и патология в социальной диагностике

 

Термин «диагностика» (от греч. (diagnostikos – способность распознавать) используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза.

Представление о патологиях состояния общества или индивидов  и групп в этом обществе как  о социальных болезнях утвердилось  вместе с зарождением социальной работы. Это объясняет тот факт, что значительная часть терминологии социальной работы как отрасли знания и практической деятельности сходна с медицинской терминологией, так  же как терминология, определяющая содержание и организационное оформление некоторых «сквозных» для всех видов  социальной работы технологий: социальная диагностика, социальная терапия, профилактика и т.д. Как представляется, это  объясняется не только удобством  использования хорошо разработанного понятийного аппарата, но и сходством  этих двух областей деятельности.

Уже в конце XIX в. эмпирическое исследование положения малообеспеченных слоев населения во многих странах  выявило тесную обусловленность  ряда заболеваний – туберкулез, рахит, венерические болезни и др. – низким материальным уровнем [14;С.61].

Социально-экономические  условия жизни были признаны в  той или иной степени ответственными за эти нарушения здоровья. В науке  утвердился термин «социальные болезни» для обозначения заболеваний, которые  в первую очередь вызваны социально-экономическими условиями жизни человека. Сегодня  этот термин применяется в основном в сфере не медицины, а социальных наук; социальными болезнями считают  одиночество, бедность, голод и др. В связи с этим использование  «медицинской модели» технологического подхода применительно к процессу социальной работы претерпело в настоящее  время определенное развитие и изменение.

Распознавание социальной патологии, которую желательно изжить, или социальной проблемы, которую необходимо разрешить, вызывает в первую очередь вопрос о том, что понимается под патологией, нормой, проблемой. В самом общем  смысле можно сказать, что патология  – это объективное отклонение от нормы, а проблема – это осознанная патология, отклонение, которое вызывает беспокойство людей, мотивирует их преобразующую  деятельность. Однако этот вопрос довольно сложен и по-разному решался на различных этапах истории человеческого  общества.

Понятие социальной нормы  внутренне противоречиво. Его принято  рассматривать на двух уровнях: с  одной стороны, это то, что характеризует  взгляды и поведение большинства, то, что в социальной действительности математически описывается как  нормальное распределение; с другой стороны, это общепризнанное правило, то, что предписывается всем в качестве образца поведения и чувствования. Вероятно, в идеале второй вариант  объяснения этого понятия должен быть обусловлен первым: образцом признается то, что присуще большинству. Но действительность превосходит любые идеальные  представления о ней, поэтому  понятая о норме и патологии  могут подчиняться иным, гораздо  более парадоксальным закономерностям.

В качестве весьма показательного примера рассмотрим вопрос об отношении  к алкоголю: все знают, что алкоголь оказывает разрушающее влияние  на организм, поэтому теоретически нормой должно быть избегание его  употребления, а патологией – прием  спиртных напитков. В то же время, большинство  взрослого населения в той  или иной мере употребляют алкогольные  напитки, так что с количественной точки зрения именно это является нормой, а отклонением – отказ  от алкоголя. Вместе с тем большинство  людей осознают, что пьянство никак  не может считаться благим делом  и потому придумывают множество  иллюзорных способов оправдать его.

Вероятно, чем более развито  и структурно многообразно общество, тем больше типов нормы может  существовать в нем одновременно и равноправно. Если в традиционных или тоталитарных социумах нормальным, т.е. допустимым, санкционированным властью, признавался один вариант, а все остальные, как и их носители, преследовались, а иногда и уничтожались, то в модернизированном демократическом обществе допускаются разнообразные нормы – при условии, что они не противоречат закону или не мешают существованию других людей, придерживающихся иных норм.

С другой стороны, общество, абсолютизирующее нормы, является ригидным, неспособным к развитию, и в  силу этого нежизнеспособным. Все  изменения, которые сейчас происходят в обществе, обусловлены когда-то произошедшими отклонениями от существовавшего  порядка, которые первоначально, возможно, вызывали яростное неприятие окружающих. Более того, в каждый конкретный момент большинство людей живут  в соответствии со стереотипом, с  привычными правилами и представлениями. Научный поиск, творческое дерзание, политическая активность – это неизбежно  отклонения от статистической, количественной нормы. Поэтому необходимо твердо представлять себе, что, во-первых, норма и отклонения от нее тесно взаимосвязаны в  существовании человечества. Развитие общества невозможно без отклонений, оно осуществляется именно посредством  эвристического разброса отклонений, одни из которых становятся нормой, а другие по-прежнему отвергаются  или отмирают. Во-вторых, каждое время  и каждое общество само решает, какое  отклонение является патологией, т.е. болезненным  состоянием социального организма, а какое – шагом к революционному преобразованию действительности (к  сожалению, современники довольно часто  ошибаются в своих оценках). Социальные работники, изучившие ошибки предшественников и знающие социальную философию, призваны объективно изучать и оценивать действительность. Но кто может сегодня безапелляционно утверждать, например, что альтернативные формы брака («визитные» союзы, брак людей одного пола и др.) являются патологией, а не первыми проявлениями некой новой модели семейных отношений? Поэтому если в медицинской диагностике болезнь как патология может сравниваться с вполне определенной нормой (т.е. здоровьем) при помощи инструментальных процедур, имеющих стандартизированные параметры и предусматривающих количественные закономерности, то в социальной диагностике все обстоит несколько иначе.

Социальная работа в целом  и социальное обслуживание как структурная  часть призваны обеспечивать социальное функционирование индивидов и содействовать  обеспечению их социальных прав. Однако в содержание этой деятельности помимо объективных, четко фиксированных  аспектов входят также субъективные аспекты, которые довольно трудно формализовать, поместить в рамки, подвергнуть  количественному анализу. Люди имеют  право на счастье, но представление  о нем у каждого свое, и невозможно навязать другим свое понимание того, «что такое хорошо и что такое  плохо». В обществе могут существовать серьезнейшие трудности, но в течение  длительного времени на них не обращают внимание, хотя наука уже зафиксировала и обнародовала этот факт.

Так, опасность депопуляции  в России впервые была констатирована в середине 20-х гг. XX в., доведена демографами  до широких научных кругов в 70-е  гг., но лишь в 90-е гг. стала вызывать тревогу общественности [14;С.64].

Это закономерное явление: то или иное социальное отклонение может (или не может) быть патологией с  точки зрения объективных тенденций  социального развития, общего хода событий. В то же время социальная патология осознается как социальная проблема, т.е. затруднение, которое  нарушает течение жизни и которое  необходимо исправить, вероятно, только в том случае, когда, во-первых, она  деформирует функционирование общества и, во-вторых, когда общество оказывается  достаточно зрелым и подготовленным, чтобы ее увидеть и осознать.

В качестве примера можно  напомнить, что еще не так давно  наличие нищих и бездомных  в нашей стране отрицалось и как  факт, и как социальная проблема, – сегодня это всеми признанный факт. То же можно сказать и о  насилии в семье – эта тема была табуирована и как предмет  научных исследований, и как сфера  социальной проблематики, а сегодня  это одна из центральных точек  приложения усилий социальных работников.

Исходя из сказанного, можно  предположить, что социальная диагностика  – это:

1) деятельность по распознаванию  и анализу социальных патологий  и проблем; 

2) процесс такого анализа  с формулированием обоснованного  заключения о предмете рассмотрения;

3) отрасль социальных  наук, посвященная методам получения  знания об обществе.

Поскольку само понятие весьма многозначно, то, говоря о социальной диагностике, мы имеем в виду либо единичное исследование социальной ситуации клиента, которому социальный работник должен оказать помощь, либо необходимый этап любого воздействия  в социальной работе, технологические  требования социального обслуживания, либо совокупность научных методов, обосновывающих правильность полученной информации. Соответственно, этой деятельностью  занимаются специалисты различных  органов и учреждений, использующие широкий спектр технологий и методов  социальных (иногда также естественных – в случае медико-социальной работы) наук на различных уровнях и с разными целями.

Информация о работе Диагностика как метод и технология социальной работы