Диагностика как метод и технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить тему диагностики как метода и технологии социальной работы.
Задачи курсовой работы:
Во-первых, рассмотреть общие проблемы и принципы социальной диагностики. А именно:
– рассмотреть норму и патологию в социальной диагностике;
– рассмотреть общие принципы и уровни социальной диагностики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Общие проблемы и принципы социальной диагностики……………………….6
1.1Норма и патология в социальной диагностике……………………………….6
1.2 Общие принципы и уровни социальной диагностики……………………..10
2 Технологии социальной диагностики в работе с клиентом…………………...16
2.1 Диагностика трудной жизненной ситуации клиента………………………16
2.2 Задачи диагностики в работе с клиентом…………………………………...19
2.3 Критерии диагностики резервных возможностей клиента………………..21
2.4 Методики диагностики………………………………………………………22
2.5 Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента……….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

ДИАГНОСТИКА КАК МЕТОД И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

 

   1.2 Общие принципы и уровни социальной диагностики

 

Методы социальной диагностики  основываются на ряде принципов, как  общих для всех социальных наук, так и специфических. Прежде всего, это принцип объективности, который  следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь  не должен зависеть от влияния внешних  факторов (например, желания и предпочтений начальства). К сожалению, социальная диагностика может вскрывать  негативные факты, которые иногда яростно  отвергаются не только представителями  органов управления, но и шокированной общественностью. Осознанно или  неосознанно искажая действительную картину в силу нежелания подобной реакции, социальный диагност тем самым  блокирует возможность коррекции  социальной патологии, которую он исследовал. Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов – собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие  факторов может быть оказано как  на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

В связи с этим необходимо также использовать принцип верификации  социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать  на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Вследствие этого необходимо применять и принцип системности  в диагностике, так как абсолютно  все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, социальный работник ни в коей мере не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, который способен произвести углубленную диагностику, он обязан.

Специфическим принципом  диагностики в социальной работе можно считать принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.

Уровни социальной диагностики  можно разделить в соответствии как с решаемыми на этих уровнях  задачами, используемыми средствами и методами, так и с организационно-управленческой структурой страны. Так, общесоциальный уровень социальной диагностики эквивалентен в России федеральному уровню государственной власти; на этом уровне изучается состояние всего общества или его больших социально-демографических групп: детей, пожилых людей, женщин, мужчин, молодежи и т.д. Этим занимаются как государственные, так и негосударственные, независимые научно-исследовательские учреждения академической и прикладной направленности: институты, фонды, научные центры, которые могут решать как чисто научные, так и прикладные задачи. Кроме того, существует так называемая ведомственная научно-исследовательская система – специальные подразделения, аналитические службы при аппарате Президента, Правительства Российской Федерации, в соответствующих министерствах. Их задача – собирать, обрабатывать и анализировать положение в социальной сфере страны с целью отслеживания результатов социально-экономической политики государства и выработки предложений о внесении в нее при необходимости определенных корректив. Инструментарий таких исследований преимущественно социологический, экономический, демографический. Могут использоваться весьма масштабные методы (всеобщие переписи населения, всероссийские мониторинги социально-экономического положения семьи, «омнибусы» – социологические обследования очень широкого охвата и т.д.). Надо признать, что процедуры такого сбора информации довольно дорогостоящи и режим реального времени в них соблюсти невозможно.

Так, всеобщие переписи проводятся, как правило, один раз в 10 лет. Обработка  статистических данных, представленных в документах и отчетных формах, поступающих из регионов в органы государственного управления (например, форма К-1 о кадровом составе учреждений социального обслуживания населения  в субъектах Федерации), дает информативно насыщенную, но обобщенную картину  соответствующей отрасли жизнедеятельности. Разумеется, специалисты проводят также  выборочные, зондажные исследования, анализ различных показателей, которые прямо или косвенно указывают на состояние социальной сферы в стране. Используются также различные технологии социальной экспертизы. Конечно, общесоциальный масштаб исследования социальной сферы исключает индивидуальную или даже мелкогрупповую дифференциацию данных, однако такой подход отвечает диагностическим задачам, цель которых – научно-информационное сопровождение государственной социальной политики в целом и различных ее элементов (семейной, молодежной политики и т.д.).

Можно отметить также региональный (территориальный) уровень организации  социальной диагностики, которая проводится как силами научных подразделений  в субъектах Федерации, так и  соответствующими службами при администрациях субъектов Федерации. Если организации  федерального уровня (научные или  управленческие) подробно исследуют  какой-либо конкретный регион, имеется  совмещение методов и задач двух уровней. При социальной диагностике  регионального уровня используют результаты всероссийских исследований применительно  к соответствующей территории (и  в сравнении с другими территориями); кроме того, организуются исследования на местах. Подобный анализ необходим  на региональном уровне не только для  того, чтобы знать состояние и  динамику процессов социального  функционирования в том или ином регионе и на ее основе рекомендовать  различные изменения, но и для  практических организационных мер. Адресная социальная помощь малоимущим слоям населения основана на конкретных социальных показателях стоимости  жизни, прожиточного минимума, средней  заработной платы, средней пенсии и  т.д., которые значительно различаются  на разных территориях. В регионах принимается  нормативный акт, фиксирующий величину среднедушевого (семейного) дохода, дающую право на получение материальной помощи. Разумеется, такие управленческие решения должны обосновываться постоянным социально-экономическим территориальным  мониторингом.

Известные различия характера  и насыщенности территориальных  социальных исследований могут быть объяснены различными причинами. Во-первых, невысокий интерес к ним можно объяснить тем, что социальное самочувствие населения территории не является социальной проблемой, т.е. не вызывает беспокойства у общественности и органов, принимающих решения, нет проявлений социальной, национальной и прочей напряженности (такое можно предположить в наше достаточно беспокойное время, пожалуй, в отношении лишь некоторых территорий с сильно выраженными чертами традиционности в регулировании общества). Во-вторых, наличие или отсутствие в регионе научных или учебных заведении, имеющих кадры квалифицированных социологов, социальных психологов, экономистов, статистиков, демографов, в значительной степени влияет на уровень развитости прикладных социальных исследовании. В-третьих, немаловажен субъективный фактор в организации этих работ, обеспечении и финансировании научного заказа: если администрация региона или руководители отдельных ее органов (управления социальной защиты, комитета по делам семьи и детей и т.п.) заинтересованы в получении объективной, достоверной и всесторонней информации о состоянии социальных процессов и самочувствии населения, они находят возможность проведения исследовательских процедур сверх минимума, обусловленного содержанием деятельности органа управления. Более того, полученная информация не просто принимается к сведению, а служит основой для принятия мер, направленных на полное (что маловероятно) или частичное устранение существующей трудности.

Наконец, наиболее тесное взаимодействие с клиентами, наиболее всестороннее изучение социального функционирования на локальном и индивидном уровне предполагает проведение социальной диагностики, осуществляемой непосредственно специалистами  в учреждениях социального обслуживания населения.

На уровне непосредственной социальной работы с клиентом функции  социальной диагностики несколько  изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента  и нахождение правильных средств для ее разрешения. Обеспечение социальной политики на местном, региональном или, тем более, федеральном уровне также входит в компетенцию социального работника, однако отнюдь не в первую очередь. Данные общесоциологических методов, масштабных исследовательских технологий используются социальным работником, но лишь как фон, на котором проявляется (и с которым сравнивается) конкретная ситуация клиента. В связи с этим широко используются в первую очередь микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. Рассмотрим их в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Технологии социальной  диагностики в работе с клиентом

   2.1 Диагностика трудной жизненной ситуации клиента

 

Предмет социальной диагностики  – особенности развития трудной  жизненной ситуации. Структура трудной  жизненной ситуации включает в себя: действующих лиц, участвующих в  происходящих событиях; деятельность участников, которая привела к  трудной жизненной ситуации; переживания  и интерпретацию клиентом случившихся  событий.

Специалист по социальной работе изучает причины возникновения  трудной жизненной ситуации, а  также положение личности, которая  подверглась воздействию неблагоприятных  факторов. Во время проведения социальной диагностики необходимо учитывать  объективную сторону ситуации –  взаимосвязи клиента с окружающими  людьми и субъективную – отражение  этих взаимоотношений клиента с  его социальным окружением, переживания, осознание этих взаимоотношений. Трудная  жизненная ситуация – утрата личностью  независимости в реализации своих  потребностей под воздействием субъективных и объективных факторов.

К объективным факторам можно  отнести: неблагоприятные экономические  условия проживания; военные действия и конфликты; смерть одного из близких  родственников; утрата здоровья; последствия  экстремальных ситуаций (насилие, пожар, террористические акты); низкий уровень  материальной обеспеченности семьи.

Трудная жизненная ситуация может сопровождаться и субъективными  факторами, к которым относят: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческую  позицию; отсутствие ответственности  за свои поступки; антисоциальные нормы  и ценности, на основании которых  клиент выстраивает отношения с  окружающими людьми; конфликтные  отношения с родственниками.

При исследовании трудной  жизненной ситуации клиента специалист по социальной работе сопоставляет количество объективных и субъективных факторов. Если субъективные факторы преобладают, можно прогнозировать более длительный и более усложненный по содержанию процесс сопровождения клиента  до выхода из трудной жизненной ситуации. Комплекс методов социальной диагностики  позволяет сделать прогноз относительно вариативности его поведения  в этот период. Выделяют конструктивные и неконструктивные варианты стратегии  поведения.

Конструктивный способ решения  проблемы определяют как достижение цели своими силами, обращение за помощью  к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем, тщательное обдумывание  проблемы и различных путей ее развития или решения. Сюда же включают изменение своего отношения к  проблемной ситуации (преодоление стереотипа неразрешенности проблемы, снятие состояния  трагедии, формирование позитивного  отношения к жизни, изменение  в себе самом, системе собственных  установок и привычных стереотипов).

Неконструктивные стратегии  поведения – это различные  способы психологической защиты вплоть до вытеснения проблемы из сознания; ее поверхностное рассмотрение; импульсивное поведение, эмоциональные срывы. Получить опыт конструктивного решения проблемы клиент может с помощью специалиста  по социальной работе, семьи, других людей, имевших аналогичные проблемы. Совместная деятельность развивает волевые качества формирует умение посмотреть «со стороны» на сложившуюся ситуацию [9;С.190].

Диагностировать особенности  поведения человека в ситуации выбора из четко определенных альтернатив  поведения позволяет теория, разработанная  в середине 1950-х гг. Дж. Роттером. По этой теории, у человека имеется личностный «стержень», названный локусом контроля личности, – склонность видеть источник управления своей жизнью во внешней среде либо в себе самом. Следовательно, в ситуации неудач человек может в первом случае ориентироваться только на окружающую социальную среду, а во втором – мобилизовать свои ресурсы для сопротивления трудностям и поиска выхода из сложной ситуации.

Информация о работе Диагностика как метод и технология социальной работы