Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить тему диагностики как метода и технологии социальной работы.
Задачи курсовой работы:
Во-первых, рассмотреть общие проблемы и принципы социальной диагностики. А именно:
– рассмотреть норму и патологию в социальной диагностике;
– рассмотреть общие принципы и уровни социальной диагностики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Общие проблемы и принципы социальной диагностики……………………….6
1.1Норма и патология в социальной диагностике……………………………….6
1.2 Общие принципы и уровни социальной диагностики……………………..10
2 Технологии социальной диагностики в работе с клиентом…………………...16
2.1 Диагностика трудной жизненной ситуации клиента………………………16
2.2 Задачи диагностики в работе с клиентом…………………………………...19
2.3 Критерии диагностики резервных возможностей клиента………………..21
2.4 Методики диагностики………………………………………………………22
2.5 Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента……….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список……………
1.2 Общие принципы и уровни социальной диагностики
Методы социальной диагностики
основываются на ряде принципов, как
общих для всех социальных наук,
так и специфических. Прежде всего,
это принцип объективности, который
следует рассматривать в двух
аспектах. Во-первых, исследователь
не должен зависеть от влияния внешних
факторов (например, желания и предпочтений
начальства). К сожалению, социальная
диагностика может вскрывать
негативные факты, которые иногда яростно
отвергаются не только представителями
органов управления, но и шокированной
общественностью. Осознанно или
неосознанно искажая
В связи с этим необходимо также использовать принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.
Вследствие этого необходимо
применять и принцип
Специфическим принципом
диагностики в социальной работе
можно считать принцип
Уровни социальной диагностики
можно разделить в соответствии
как с решаемыми на этих уровнях
задачами, используемыми средствами
и методами, так и с организационно-
Так, всеобщие переписи проводятся,
как правило, один раз в 10 лет. Обработка
статистических данных, представленных
в документах и отчетных формах,
поступающих из регионов в органы
государственного управления (например,
форма К-1 о кадровом составе учреждений
социального обслуживания населения
в субъектах Федерации), дает информативно
насыщенную, но обобщенную картину
соответствующей отрасли
Можно отметить также региональный
(территориальный) уровень организации
социальной диагностики, которая проводится
как силами научных подразделений
в субъектах Федерации, так и
соответствующими службами при администрациях
субъектов Федерации. Если организации
федерального уровня (научные или
управленческие) подробно исследуют
какой-либо конкретный регион, имеется
совмещение методов и задач двух
уровней. При социальной диагностике
регионального уровня используют результаты
всероссийских исследований применительно
к соответствующей территории (и
в сравнении с другими
Известные различия характера и насыщенности территориальных социальных исследований могут быть объяснены различными причинами. Во-первых, невысокий интерес к ним можно объяснить тем, что социальное самочувствие населения территории не является социальной проблемой, т.е. не вызывает беспокойства у общественности и органов, принимающих решения, нет проявлений социальной, национальной и прочей напряженности (такое можно предположить в наше достаточно беспокойное время, пожалуй, в отношении лишь некоторых территорий с сильно выраженными чертами традиционности в регулировании общества). Во-вторых, наличие или отсутствие в регионе научных или учебных заведении, имеющих кадры квалифицированных социологов, социальных психологов, экономистов, статистиков, демографов, в значительной степени влияет на уровень развитости прикладных социальных исследовании. В-третьих, немаловажен субъективный фактор в организации этих работ, обеспечении и финансировании научного заказа: если администрация региона или руководители отдельных ее органов (управления социальной защиты, комитета по делам семьи и детей и т.п.) заинтересованы в получении объективной, достоверной и всесторонней информации о состоянии социальных процессов и самочувствии населения, они находят возможность проведения исследовательских процедур сверх минимума, обусловленного содержанием деятельности органа управления. Более того, полученная информация не просто принимается к сведению, а служит основой для принятия мер, направленных на полное (что маловероятно) или частичное устранение существующей трудности.
Наконец, наиболее тесное взаимодействие
с клиентами, наиболее всестороннее
изучение социального функционирования
на локальном и индивидном уровне
предполагает проведение социальной диагностики,
осуществляемой непосредственно специалистами
в учреждениях социального
На уровне непосредственной социальной работы с клиентом функции социальной диагностики несколько изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. Обеспечение социальной политики на местном, региональном или, тем более, федеральном уровне также входит в компетенцию социального работника, однако отнюдь не в первую очередь. Данные общесоциологических методов, масштабных исследовательских технологий используются социальным работником, но лишь как фон, на котором проявляется (и с которым сравнивается) конкретная ситуация клиента. В связи с этим широко используются в первую очередь микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. Рассмотрим их в следующей главе.
2 Технологии социальной
диагностики в работе с
2.1 Диагностика трудной жизненной ситуации клиента
Предмет социальной диагностики – особенности развития трудной жизненной ситуации. Структура трудной жизненной ситуации включает в себя: действующих лиц, участвующих в происходящих событиях; деятельность участников, которая привела к трудной жизненной ситуации; переживания и интерпретацию клиентом случившихся событий.
Специалист по социальной
работе изучает причины возникновения
трудной жизненной ситуации, а
также положение личности, которая
подверглась воздействию
К объективным факторам можно отнести: неблагоприятные экономические условия проживания; военные действия и конфликты; смерть одного из близких родственников; утрата здоровья; последствия экстремальных ситуаций (насилие, пожар, террористические акты); низкий уровень материальной обеспеченности семьи.
Трудная жизненная ситуация может сопровождаться и субъективными факторами, к которым относят: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческую позицию; отсутствие ответственности за свои поступки; антисоциальные нормы и ценности, на основании которых клиент выстраивает отношения с окружающими людьми; конфликтные отношения с родственниками.
При исследовании трудной
жизненной ситуации клиента специалист
по социальной работе сопоставляет количество
объективных и субъективных факторов.
Если субъективные факторы преобладают,
можно прогнозировать более длительный
и более усложненный по содержанию
процесс сопровождения клиента
до выхода из трудной жизненной ситуации.
Комплекс методов социальной диагностики
позволяет сделать прогноз
Конструктивный способ решения
проблемы определяют как достижение
цели своими силами, обращение за помощью
к другим людям, включенным в данную
ситуацию или обладающим опытом разрешения
подобных проблем, тщательное обдумывание
проблемы и различных путей ее
развития или решения. Сюда же включают
изменение своего отношения к
проблемной ситуации (преодоление стереотипа
неразрешенности проблемы, снятие состояния
трагедии, формирование позитивного
отношения к жизни, изменение
в себе самом, системе собственных
установок и привычных
Неконструктивные стратегии
поведения – это различные
способы психологической защиты
вплоть до вытеснения проблемы из сознания;
ее поверхностное рассмотрение; импульсивное
поведение, эмоциональные срывы. Получить
опыт конструктивного решения
Диагностировать особенности поведения человека в ситуации выбора из четко определенных альтернатив поведения позволяет теория, разработанная в середине 1950-х гг. Дж. Роттером. По этой теории, у человека имеется личностный «стержень», названный локусом контроля личности, – склонность видеть источник управления своей жизнью во внешней среде либо в себе самом. Следовательно, в ситуации неудач человек может в первом случае ориентироваться только на окружающую социальную среду, а во втором – мобилизовать свои ресурсы для сопротивления трудностям и поиска выхода из сложной ситуации.
Информация о работе Диагностика как метод и технология социальной работы