Диагностика как метод и технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить тему диагностики как метода и технологии социальной работы.
Задачи курсовой работы:
Во-первых, рассмотреть общие проблемы и принципы социальной диагностики. А именно:
– рассмотреть норму и патологию в социальной диагностике;
– рассмотреть общие принципы и уровни социальной диагностики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Общие проблемы и принципы социальной диагностики……………………….6
1.1Норма и патология в социальной диагностике……………………………….6
1.2 Общие принципы и уровни социальной диагностики……………………..10
2 Технологии социальной диагностики в работе с клиентом…………………...16
2.1 Диагностика трудной жизненной ситуации клиента………………………16
2.2 Задачи диагностики в работе с клиентом…………………………………...19
2.3 Критерии диагностики резервных возможностей клиента………………..21
2.4 Методики диагностики………………………………………………………22
2.5 Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента……….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

ДИАГНОСТИКА КАК МЕТОД И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

Г. Крампен и X. Левенсон выделили три уровня субъективного контроля личности: интернальность (ответственность); средовая экстернальность (зависимость от других, беспомощность); субъективная экстернальность (зависимость от фаталистических явлений – судьбы, «злого рока» и т.д.).

При интернальном уровне субъективного контроля человек считает ответственным за события в своей жизни, прежде всего себя, объясняя возникающие ситуации своим поведением, характером, способностями. Во время формирования экстернального уровня причины возникновения трудностей человек связывает с внешними факторами: другими людьми, случайностями, неблагоприятным стечением обстоятельств – и не задумывается о собственной ответственности. Человек, имеющий экстернальный локус контроля личности, находится в ситуации большей неопределенности, чем интернал, так как сам он не контролирует события своей жизни.

На фоне развития экстернального локуса контроля личности существует вероятность возникновения трудной жизненной ситуации, которая является показателем неспособности личности активизировать собственные ресурсы. Последствием воздействия трудной жизненной ситуации будет ориентация личности в большей степени на неудачу, чем на успех. Клиенты могут вести себя на основании двух вариантов поведения: в первом случае человек ориентируется только на социальную среду – это экстернальный тип личности, для которой характерно ощущение беспомощности зависимости от других людей; при интернальном типе локуса контроля клиент мобилизует свои ресурсы для сопротивления трудностям и имеет несколько вариантов выхода из сложившейся проблемы. Диагностика локуса контроля личности достигается с помощью метода исследования уровня субъективного контроля (УСК). Данная экспериментально–психологическая методика позволяет определить сформированный у человека уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для проведения семейного консультирования, социальной диагностики в учреждениях социального обслуживания населения (разработана в НИИ им. В.М. Бехтерева) [11;С.201].

Существенной особенностью для проведения социальной диагностики  является изменчивость локуса контроля. При воздействии определенных факторов человек экстернального типа, обучаясь умению отвечать за свои действия, может приобрести интернальный локус контроля. Развить в личности ответственность и поощрить инициативность можно с помощью специалиста по социальной работе, семьи, объединения клиентов.

 

   2.2 Задачи диагностики в работе с клиентом

 

Социальная диагностика  отвечает на следующие вопросы.

Какие индивидуальные особенности (направленность личности, потребности, личностные ресурсы; потенциал семьи, объединений клиентов: групп дневного пребывания, групп длительного пребывания, клубов, групп самопомощи) необходимо учитывать при оказании социальной помощи клиенту?

Как организовать процесс  оказания социальной помощи (выбор  методов, техник, форм социальной работы для разрешения именно данной трудной  жизненной ситуации)?

Поскольку диагностика строится на комплексном изучении деятельности клиента, основными объектами социальной диагностики будут:

– поведение и деятельность клиента;

– резервные возможности  семьи;

– потенциал объединений.

Проводя социальную диагностику, специалист по социальной работе становится не экспертом, который предлагает клиенту  интерпретацию его проблемы с  позиции «консультант всегда прав», а партнером, исследующим вместе с клиентом причины возникновения  трудной жизненной ситуации, изучающим  индивидуальные особенности клиента, которые могут помочь ему в  дальнейшем справиться с данной проблемой. Информация, полученная с помощью  диагностических методов, должна работать на изменение первоначального состояния  клиента и обеспечивать улучшение  его самочувствия, позитивное восприятие жизни, содействовать его социальной адаптированности. [16;С.54]

На этапе социальной диагностики  специалист и клиент разрешают следующие  задачи:

1) определяют индивидуальные особенности, направленность личности;

2) специалист по социальной работе помогает клиенту осознать свои жизненные перспективы, определить степень реальности их достижения и на основании совместно разработанной модели жизненных перспектив клиента выстраивает направления социальной реабилитации;

3) помогает клиенту добиться своей цели, поощряя развитие его волевых качеств, обеспечивая эмоциональную поддержку и сопровождение в процессе социальной реабилитации.

Особое внимание специалист уделяет направленности личности, так  как это – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность клиента. Мотив является побуждением  к деятельности и способствует реализации потребности личности. Благодаря  внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и активизируется деятельность клиента.

Во-первых, методы социальной диагностики должны определять приоритетность внутренних или внешних мотивов. Преобладание внешних мотивов (желание  родителей, интересы жены и т.д.) и  неразвитость внутренней мотивации  приводят к достижению определенных результатов без усилий воли человека, а при возникновении трудностей – к отсутствию желания преодолевать их самостоятельно. Главное в социальной работе – развитие внутренней мотивации, благодаря которой человек осознанно  принимает решение относительно своей профессиональной деятельности, жизненных перспектив. Только в этом случае, как отмечают К.М. Гуревич  и А.М. Раевский, появятся пути преодоления  неизбежно встающих перед человеком  препятствий. Во-вторых, специалист по социальной работе должен иметь представление  о потребностях клиента. Способности  личности предопределяют формирование ее направленности. Взаимодействуя с  клиентом, специалист диагностирует  наиболее развитые способности, создает  условия для их применения и совершенствования  в процессе социальной реабилитации. Следовательно, в-третьих, осуществляется социальная диагностика способностей клиента. В-четвертых, специалист по социальной работе должен иметь представление  об отношении клиента к своей  деятельности, о его внутренней позиции, убеждениях, ожиданиях. [8; С.102]

На основании этих составляющих реализуется социальная диагностика  личности клиента.

 

3. Критерии диагностики  резервных возможностей клиента

 

Объектом социальной диагностики  является не только клиент, но и потенциал  его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например семьи, может осуществляться на основании следующих критериев.

Критерий социального  признания или отчужденности  определяет способность каждого  родственника устанавливать эмоциональные  связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том  случае, если каждый чувствует себя защищенным. При достижении определенных успехов одним из родственников  его действия обязательно одобряют, выражают радость и уважение. Социальное признание возникает, если человек  начинает осознавать, что он находится  рядом с людьми, которые принимают  его как личность. Доброжелательные отношения формируются и являются более устойчивыми в результате совместной деятельности всех членов семьи. Отчужденность возникает  в том случае, если в семье отсутствуют  забота, доброжелательное отношение, а  успехи и неудачи игнорируются, не вызывают ответной реакции.

Исследуя потенциал семьи  в преодолении трудной жизненной  ситуации, Н.Г. Обухова разработала  следующие критерии.

Критерий уверенности  или неуверенности в себе. Уверенность  характеризуется представлением о  себе как сильном человеке, который  способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отвечать за себя и своих  близких. Неуверенность характеризуется  представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи. [11;С.127]

Критерий позитивного  и негативного отношения к  людям. Успешность преодоления трудной  жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как  равных себе, умением обратиться к  ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как  о враждебных субъектах, к которым  лучше не обращаться.

Критерий активности и  пассивности семьи в преодолении  трудной жизненной ситуации. Высокая  степень активности характеризуется  стремлением максимально использовать свои ресурсы для улучшения условий  жизни, межличностных отношений. При  низкой степени активности происходит отчуждение семьи от людей, формируется  агрессивное поведение, направленное на преодоление препятствий любой  ценой, минуя социальные нормы. Она  проявляется или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в пассивном оборонительном поведении (уходе от ответственности, нежелании использовать свои ресурсы).

 

4. Методики диагностики

 

Степень развитости эмоциональных  связей в семье и наличие социального  признания могут быть исследованы  с помощью ряда методик. Диагностика  межличностных отношений осуществляется с помощью метода, созданного Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком. При исследовании взаимоотношений в малых группах выделяют два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Они определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Методика позволяет изучать поведение членов семьи с помощью оценки близких людей («со стороны»), самооценки. Тип отношения к окружающим (авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический) дает возможность понять проблему психологической совместимости, восстановить утраченные межличностные связи в семье и часто используется при консультировании родителей, проведении социально-психологического тренинга.

Методика PARI (создана американскими  психологами Е.С. Шефер и Р.К. Белл; адаптирована Т.В. Нещеретом) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матери) к разным сторонам семейной жизни. В методике выделены 23 признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье: 8 признаков определяют особенности освоения социальной роли в семье; 15 – касаются родительско-детских отношений и делятся на три группы: I – оптимальный эмоциональный контакт, II – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III – излишняя концентрация на ребенке. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений:

– хозяйственно-бытовые, организация быта в семье;

– межсупружеские, связанные  с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды  для развития личности;

– отношения, обеспечивающие воспитание детей.

Анализ отношения к  семейной роли помогает специалисту  по социальной работе лучше понять специфику трудной жизненной  ситуации, особенности семейных отношений  клиента, оказать ему социальную помощь. [7;С.205]

Проективная методика Р. Жиля может быть применена для исследования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной адаптированности ребенка (умения устанавливать отношения с окружающими людьми). Свойством данной методики является выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Исследовательский материал можно разделить на две группы:

1) конкретно–личностные  отношения ребенка, в частности  к семейному окружению (матери, отцу, бабушке, сестре и т.д.), отношение  к другу или подруге, к авторитарному  взрослому и пр.

2) индивидуально–личностные  особенности ребенка, проявляющиеся  в различных отношениях – в  общительности, осторожности, стремлении  к доминированию, социальной адекватности  поведения.

Родительско-детские отношения могут быть исследованы с помощью сочетания проективной методики Рене Жиля (взгляд на семью глазами ребенка) и методики PARI (семейная жизнь глазами матери).

 

5. Социальная диагностика  индивидуальных особенностей клиента

 

Индивидуальные особенности  клиента – основа, на которой  строится социальная реабилитация. Незнание специалистом личности человека, попавшего  в трудную жизненную ситуацию, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессионализм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порождают иждивенчество.

Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, который  уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан  им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы ограничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и  развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности.

Для практики социальной работы важно выявить то, насколько клиент готов к решению собственной  проблемы и какому виду мотивации (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т.д. Внешняя мотивация (мотивация одобрения) формирует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мотивация  – способствует развитию самостоятельности  в принятии решений. Диагностируется  внутренняя мотивация с помощью  шкалы оценки потребности в достижении цели.

Изучение потребностей клиента  осуществляется с помощью метода интервью. Здесь порядок обсуждения тем задает сам клиент. Специалист по социальной работе выступает в  роли заинтересованного слушателя, его активность направлена на то, чтобы  понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы. Клиент сам определяет свои потребности  и обосновывает их значимость. В  процессе интервью выявляется отношение  клиента к собственной деятельности, большое значение при этом имеет  формулировка вопросов. Приведем пример: «Занимаясь конкретной деятельностью, вы больше следуете правилам и обычаям  или собственным интересам?», «Появляется  ли у вас желание довести дело до конца?», «Какие ощущения у вас  возникают после выполнения работы?».

Информация о работе Диагностика как метод и технология социальной работы