Диагностика как метод и технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить тему диагностики как метода и технологии социальной работы.
Задачи курсовой работы:
Во-первых, рассмотреть общие проблемы и принципы социальной диагностики. А именно:
– рассмотреть норму и патологию в социальной диагностике;
– рассмотреть общие принципы и уровни социальной диагностики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Общие проблемы и принципы социальной диагностики……………………….6
1.1Норма и патология в социальной диагностике……………………………….6
1.2 Общие принципы и уровни социальной диагностики……………………..10
2 Технологии социальной диагностики в работе с клиентом…………………...16
2.1 Диагностика трудной жизненной ситуации клиента………………………16
2.2 Задачи диагностики в работе с клиентом…………………………………...19
2.3 Критерии диагностики резервных возможностей клиента………………..21
2.4 Методики диагностики………………………………………………………22
2.5 Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента……….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

ДИАГНОСТИКА КАК МЕТОД И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с  помощью вопросов. У клиента возникает  осознание значимости собственной  деятельности, появляется новый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно.

Реализуя свои способности  в процессе деятельности, клиент достигает  определенного успеха и может  преодолеть сложную жизненную ситуацию. Наиболее доступной, по мнению Я.Л. Коломенского, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей. Она проводится с помощью анкетного опроса, куда могут быть включены следующие вопросы: «В какой сфере вы считаете возможным применение своих способностей?», «Ваше любимое занятие в свободное время?», «Кого из окружающих людей вы считаете специалистом своего дела?», «Какая профессия вас привлекает и почему?», «Какое дело у вас получается лучше всего?», «Какая работа доставляет вам большее удовлетворение?».

Результат социальной диагностики  – основа для разработки методов  реабилитации клиента, которая характеризует  степень его активности в преодолении  жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные  ресурсы являются:

– модальность самооценки (положительная – отрицательная), степень самопринятия (характер самоотношения);

– степень  самостоятельности  в  принятии решения, уровень сформулированности умения совершать осознанный выбор в проблемных ситуациях;

– уровень значимости успеха собственной деятельности;

– степень личной активности в совместной деятельности;

– степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения);

– степень включения в  коммуникацию с окружающими, соблюдение норм и правил общения, уровень развития умений общаться, владение способами  вступления в контакт, поддержание  общения;

– уровень понимания собственной ответственности за свои поступки;

– уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладения умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений.

На основании данных критериев  проводится исследование индивидуальных особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в  процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе (консультирование, индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество).

Таким образом, социальная диагностика  способствует выявлению и созданию условий для развития необходимых  качеств и умений. 

Заключение

 

Социальная диагностика  относится к наиболее общим комплексным  социальным технологиям, использующимся на всех этапах социальной работы и  социального обслуживания. Изучение научных знаний и овладение навыками, позволяющими заниматься диагностической  деятельностью, относится к числу  необходимых умений специалистов по социальной работе в любой отрасли  деятельности.

Итак, социальная диагностика  – особая, достаточно сложная область  профессиональной деятельности, требующая  специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько  сложны, что социальную диагностику  необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального  работника. Без знания диагностических  технологий профессионализм социального  работника сомнителен, поскольку  несвободен от его субъективности.

Диагностика как социальная практика получила признание и распространение  в конце XIX – начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Термин «социальная диагностика» получил  распространение в конце 20-х –  начале 30-х гг. XX века. В настоящее  время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление  в социальной работе.

Термин «диагностика»  заимствован из медицины. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания  в медицине: если вовремя и правильно  определены признаки и причины возникновения  заболевания, то можно надеяться  на благополучный ход лечения  и положительные результаты.

Распознавание социальной патологии, которую желательно изжить, или социальной проблемы, которую необходимо разрешить, вызывает в первую очередь вопрос о том, что понимается под патологией, нормой, проблемой. В самом общем  смысле можно сказать, что патология  – это объективное отклонение от нормы, а проблема – это осознанная патология, отклонение, которое вызывает беспокойство людей, мотивирует их преобразующую  деятельность. Понятие социальной нормы  внутренне противоречиво. Его принято  рассматривать на двух уровнях: с  одной стороны, это то, что характеризует  взгляды и поведение большинства, то, что в социальной действительности математически описывается как  нормальное распределение; с другой стороны, это общепризнанное правило, то, что предписывается всем в качестве образца поведения и чувствования. Чем более развито и структурно многообразно общество, тем больше типов нормы может существовать в нем одновременно и равноправно.

Задачей социальной диагностики  является выявление социальных патологий. Но, если в медицинской диагностике  болезнь как патология может  сравниваться с вполне определенной нормой (т.е. здоровьем) при помощи инструментальных процедур, имеющих стандартизированные  параметры и предусматривающих  количественные закономерности, то в  социальной диагностике все обстоит  несколько иначе. Социальная работа в целом и социальное обслуживание как структурная часть призваны обеспечивать социальное функционирование индивидов и содействовать обеспечению  их социальных прав. Люди имеют право  на счастье, но представление о нем  у каждого свое, и невозможно навязать другим свое понимание того, «что такое  хорошо и что такое плохо».

Говоря о социальной диагностике, мы имеем в виду либо единичное  исследование социальной ситуации клиента, которому социальный работник должен оказать помощь, либо необходимый  этап любого воздействия в социальной работе, технологические требования социального обслуживания, либо совокупность научных методов, обосновывающих правильность полученной информации. Соответственно, этой деятельностью занимаются специалисты  различных органов и учреждений, использующие широкий спектр технологий и методов социальных (иногда также  естественных – в случае медико-социальной работы) наук на различных уровнях и с разными целями.

Методы социальной диагностики  основываются на ряде принципов, как  общих для всех социальных наук, так и специфических. Прежде всего, это принцип объективности, который  следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь  не должен зависеть от влияния внешних  факторов (например, желания и предпочтений начальства). Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа  внутренних факторов – собственных  предрассудков, незнания, аберрации  собственного жизненного, семейного  опыта. Искажающее воздействие факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

В связи с этим необходимо также использовать принцип верификации  социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.

Необходимо применять  и принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.

Специфическим принципом  диагностики в социальной работе можно считать принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента.

Уровни социальной диагностики  можно разделить в соответствии как с решаемыми на этих уровнях  задачами, используемыми средствами и методами, так и с организационно-управленческой структурой страны. Так, общесоциальный уровень социальной диагностики эквивалентен в России федеральному уровню государственной власти; на этом уровне изучается состояние всего общества или его больших социально-демографических групп: детей, пожилых людей, женщин, мужчин, молодежи и т.д.

Можно отметить также региональный (территориальный) уровень организации  социальной диагностики, которая проводится как силами научных подразделений  в субъектах Федерации, так и  соответствующими службами при администрациях субъектов Федерации. При социальной диагностике регионального уровня используют результаты всероссийских  исследований применительно к соответствующей  территории (и в сравнении с  другими территориями); кроме того, организуются исследования на местах.

Наконец, наиболее тесное взаимодействие с клиентами, наиболее всестороннее изучение социального функционирования на локальном и индивидном уровне предполагает проведение социальной диагностики, осуществляемой непосредственно специалистами  в учреждениях социального обслуживания населения. На уровне непосредственной социальной работы с клиентом функции  социальной диагностики несколько  изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента  и нахождение правильных средств для ее разрешения.

Специалист по социальной работе изучает причины возникновения  трудной жизненной ситуации, а  также положение личности, которая  подверглась воздействию неблагоприятных  факторов. Во время проведения социальной диагностики необходимо учитывать  объективную сторону ситуации –  взаимосвязи клиента с окружающими  людьми и субъективную – отражение  этих взаимоотношений клиента с  его социальным окружением, переживания, осознание этих взаимоотношений. К  объективным факторам можно отнести: неблагоприятные экономические  условия проживания; военные действия и конфликты; смерть одного из близких  родственников; утрата здоровья; последствия  экстремальных ситуаций (насилие, пожар, террористические акты); низкий уровень  материальной обеспеченности семьи. Трудная  жизненная ситуация может сопровождаться и субъективными факторами, к  которым относят: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческую  позицию; отсутствие ответственности  за свои поступки; антисоциальные нормы  и ценности, на основании которых  клиент выстраивает отношения с  окружающими людьми; конфликтные  отношения с родственниками.

Существенной особенностью для проведения социальной диагностики  является изменчивость локуса контроля. При воздействии определенных факторов человек экстернального типа, обучаясь умению отвечать за свои действия, может приобрести интернальный локус контроля. Развить в личности ответственность и поощрить инициативность можно с помощью специалиста по социальной работе, семьи, объединения клиентов.

На этапе социальной диагностики  специалист и клиент разрешают следующие  задачи: определяют индивидуальные особенности, направленность личности; специалист по социальной работе помогает клиенту  осознать свои жизненные перспективы, определить степень реальности их достижения и на основании совместно разработанной  модели жизненных перспектив клиента  выстраивает направления социальной реабилитации; помогает клиенту добиться своей цели, поощряя развитие его  волевых качеств, обеспечивая эмоциональную  поддержку и сопровождение в  процессе социальной реабилитации.

Объектом социальной диагностики  является не только клиент, но и потенциал  его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей может осуществляться на основании  следующих критериев.

Критерий социального  признания или отчужденности  определяет способность каждого  родственника устанавливать эмоциональные  связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том  случае, если каждый чувствует себя защищенным.

Критерий уверенности  или неуверенности в себе.

Критерий позитивного  и негативного отношения к  людям. Успешность преодоления трудной  жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как  равных себе, умением обратиться к  ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как  о враждебных субъектах, к которым  лучше не обращаться.

Критерий активности и  пассивности семьи в преодолении  трудной жизненной ситуации. Высокая  степень активности характеризуется  стремлением максимально использовать свои ресурсы для улучшения условий  жизни, межличностных отношений.

Степень развитости эмоциональных  связей в семье и наличие социального  признания могут быть исследованы  с помощью ряда методик. Диагностика  межличностных отношений осуществляется с помощью метода, созданного Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком. При исследовании взаимоотношений в малых группах выделяют два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Они определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Методика позволяет изучать поведение членов семьи с помощью оценки близких людей («со стороны»), самооценки.

Информация о работе Диагностика как метод и технология социальной работы