Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить тему диагностики как метода и технологии социальной работы.
Задачи курсовой работы:
Во-первых, рассмотреть общие проблемы и принципы социальной диагностики. А именно:
– рассмотреть норму и патологию в социальной диагностике;
– рассмотреть общие принципы и уровни социальной диагностики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Общие проблемы и принципы социальной диагностики……………………….6
1.1Норма и патология в социальной диагностике……………………………….6
1.2 Общие принципы и уровни социальной диагностики……………………..10
2 Технологии социальной диагностики в работе с клиентом…………………...16
2.1 Диагностика трудной жизненной ситуации клиента………………………16
2.2 Задачи диагностики в работе с клиентом…………………………………...19
2.3 Критерии диагностики резервных возможностей клиента………………..21
2.4 Методики диагностики………………………………………………………22
2.5 Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента……….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список……………
В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с помощью вопросов. У клиента возникает осознание значимости собственной деятельности, появляется новый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно.
Реализуя свои способности в процессе деятельности, клиент достигает определенного успеха и может преодолеть сложную жизненную ситуацию. Наиболее доступной, по мнению Я.Л. Коломенского, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей. Она проводится с помощью анкетного опроса, куда могут быть включены следующие вопросы: «В какой сфере вы считаете возможным применение своих способностей?», «Ваше любимое занятие в свободное время?», «Кого из окружающих людей вы считаете специалистом своего дела?», «Какая профессия вас привлекает и почему?», «Какое дело у вас получается лучше всего?», «Какая работа доставляет вам большее удовлетворение?».
Результат социальной диагностики – основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные ресурсы являются:
– модальность самооценки
(положительная –
– степень самостоятельности в принятии решения, уровень сформулированности умения совершать осознанный выбор в проблемных ситуациях;
– уровень значимости успеха собственной деятельности;
– степень личной активности в совместной деятельности;
– степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения);
– степень включения в коммуникацию с окружающими, соблюдение норм и правил общения, уровень развития умений общаться, владение способами вступления в контакт, поддержание общения;
– уровень понимания собственной ответственности за свои поступки;
– уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладения умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений.
На основании данных критериев проводится исследование индивидуальных особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе (консультирование, индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество).
Таким образом, социальная диагностика
способствует выявлению и созданию
условий для развития необходимых
качеств и умений.
Заключение
Социальная диагностика относится к наиболее общим комплексным социальным технологиям, использующимся на всех этапах социальной работы и социального обслуживания. Изучение научных знаний и овладение навыками, позволяющими заниматься диагностической деятельностью, относится к числу необходимых умений специалистов по социальной работе в любой отрасли деятельности.
Итак, социальная диагностика – особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Без знания диагностических технологий профессионализм социального работника сомнителен, поскольку несвободен от его субъективности.
Диагностика как социальная
практика получила признание и распространение
в конце XIX – начале XX вв., постепенно
сменив ранее существовавшие методы
обобщения и анализа информации
о социальной действительности. Термин
«социальная диагностика» получил
распространение в конце 20-х –
начале 30-х гг. XX века. В настоящее
время «социальная диагностика»
утвердилась как важнейшее
Термин «диагностика»
заимствован из медицины. Значение
диагностики в области
Распознавание социальной патологии,
которую желательно изжить, или социальной
проблемы, которую необходимо разрешить,
вызывает в первую очередь вопрос
о том, что понимается под патологией,
нормой, проблемой. В самом общем
смысле можно сказать, что патология
– это объективное отклонение
от нормы, а проблема – это осознанная
патология, отклонение, которое вызывает
беспокойство людей, мотивирует их преобразующую
деятельность. Понятие социальной нормы
внутренне противоречиво. Его принято
рассматривать на двух уровнях: с
одной стороны, это то, что характеризует
взгляды и поведение
Задачей социальной диагностики
является выявление социальных патологий.
Но, если в медицинской диагностике
болезнь как патология может
сравниваться с вполне определенной
нормой (т.е. здоровьем) при помощи инструментальных
процедур, имеющих стандартизированные
параметры и предусматривающих
количественные закономерности, то в
социальной диагностике все обстоит
несколько иначе. Социальная работа
в целом и социальное обслуживание
как структурная часть призваны
обеспечивать социальное функционирование
индивидов и содействовать
Говоря о социальной диагностике,
мы имеем в виду либо единичное
исследование социальной ситуации клиента,
которому социальный работник должен
оказать помощь, либо необходимый
этап любого воздействия в социальной
работе, технологические требования
социального обслуживания, либо совокупность
научных методов, обосновывающих правильность
полученной информации. Соответственно,
этой деятельностью занимаются специалисты
различных органов и
Методы социальной диагностики основываются на ряде принципов, как общих для всех социальных наук, так и специфических. Прежде всего, это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должен зависеть от влияния внешних факторов (например, желания и предпочтений начальства). Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов – собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.
В связи с этим необходимо также использовать принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.
Необходимо применять
и принцип системности в
Специфическим принципом
диагностики в социальной работе
можно считать принцип
Уровни социальной диагностики
можно разделить в соответствии
как с решаемыми на этих уровнях
задачами, используемыми средствами
и методами, так и с организационно-
Можно отметить также региональный
(территориальный) уровень организации
социальной диагностики, которая проводится
как силами научных подразделений
в субъектах Федерации, так и
соответствующими службами при администрациях
субъектов Федерации. При социальной
диагностике регионального
Наконец, наиболее тесное взаимодействие
с клиентами, наиболее всестороннее
изучение социального функционирования
на локальном и индивидном уровне
предполагает проведение социальной диагностики,
осуществляемой непосредственно специалистами
в учреждениях социального
Специалист по социальной
работе изучает причины возникновения
трудной жизненной ситуации, а
также положение личности, которая
подверглась воздействию
Существенной особенностью для проведения социальной диагностики является изменчивость локуса контроля. При воздействии определенных факторов человек экстернального типа, обучаясь умению отвечать за свои действия, может приобрести интернальный локус контроля. Развить в личности ответственность и поощрить инициативность можно с помощью специалиста по социальной работе, семьи, объединения клиентов.
На этапе социальной диагностики
специалист и клиент разрешают следующие
задачи: определяют индивидуальные особенности,
направленность личности; специалист
по социальной работе помогает клиенту
осознать свои жизненные перспективы,
определить степень реальности их достижения
и на основании совместно
Объектом социальной диагностики
является не только клиент, но и потенциал
его ближайшего социального окружения.
Диагностика резервных
Критерий социального признания или отчужденности определяет способность каждого родственника устанавливать эмоциональные связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том случае, если каждый чувствует себя защищенным.
Критерий уверенности или неуверенности в себе.
Критерий позитивного и негативного отношения к людям. Успешность преодоления трудной жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как равных себе, умением обратиться к ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как о враждебных субъектах, к которым лучше не обращаться.
Критерий активности и
пассивности семьи в
Степень развитости эмоциональных
связей в семье и наличие социального
признания могут быть исследованы
с помощью ряда методик. Диагностика
межличностных отношений
Информация о работе Диагностика как метод и технология социальной работы