Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология педагогическая".
1. Педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Предметом пед псих явл механизмы освоения социо-культурного опыта в образовательном процессе. Конкретные задачи пп явл:
— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
— определение связи
между уровнем
— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
деятельности педагога,
его индивидуально-
— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами; разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы. Стр-ра (Зимняя):
-псих образовательной Д - единство учебной и пед Д;
-псих учебной Д и её субъекта (ученик);
— псих педагогии Д и её субъекта (учитель);
— учебно-пед-е сотрудничество и общение.
Пед псих базируется на общей, социальной и возрастной психологии.
2. Методы ПП
Специальные методы: к
ним относится псих-пед
Все методы делятся на организационные, процедурные, оценочные, а также на методы сбора и обработки данных Психодиагностика - это область спец знаний, связанных с разработкой теорий, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня псих развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта психодиагностической оценки м/выступить практически всё, что изучает психология. Проводится для решения след задач: -выявления состояния развитости соотв свойства
-определение динамики его развития -установления тех реальных изменений в психологии и поведении, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий -определение перспектив развития того или иного качества личности -определение пригодности индивида или группы для решения опр задач -выработка рекомендаций с целью выбора жизненного пути и дальнейшего самообразования.
3. Образование(о-е) - управляемое извне самообразование (По Зимней), те построение образа Я по образу культуры. О-е может быть представлено как два взаимосвяз процесса – Обучение – преобразование интеллекта, результат - ЗУНы, и воспитания – направлено на личность в целом. рез-т – уровень воспитанности) О-е управляется культурой. 3 типа культур:
- пост-фигуративная - традиционная(ориент на прошлое), неизменность традициям, нет конфликтов м/ду поколениями, дети учатся у предшественников;
- ко-фигуративная - нового времени (ориент на настоящее), дети и взрослые учатся у сверстников;
- пре-фигуративная - современная (ориент на будущее), взрослые учатся у детей, о-е направлено на будущее.
В наст время меняется о-я парадиг ма - гуманистическая парадигма. Принципы: традиционная / гуманистическая:
1 .принцип субординации - мир детства явл частью мира взрослых , р-к д/подчиняться взрослому / принцип равенства -равные миры, учитываются индивидуальные особенности мышления:
2.принцип монологизма - содержание транслируется в 1 направлении/ диалогизма - равноправие;
3.принцип контроля /свободы;
4.принцил взросления
- р-к должен идти по опр
О-е м/б рассмотрено как система учителей, знаний, уч заведений и т.п. О-е как резутат - образованный ч-к. О-е как процесс, который имеет 2 стороны: внешняя и внутренняя (что в голове, саморазвитие) Компоненты о-я: 1-обучающийся (субъект); 2-учитель (субъект); 3-учебны предмет (объект); 4-условия протекания процесса.
О-е: обучение: научение, учение, учебная Д, результат -изменения в интеллектуальной сфере, трансляция знаний, умений, навыков; воспитание: самовоспитание, социализация, результат - личностные изменения, транслируются нормы поведения, морали.
Обучение - целенаправленная передача социокультурного опыта в специальных условиях (школа, вуз); результат -обученность, способность усваивать -обучаемость, обучает педагог. Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта организмом. Учение- целенаправленное присвоение социо-культурного опыта
4. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог д/иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой Д, а к спец-м те, от которых зависит успех именно пед Д, обучения и воспитания детей. 1 Дидактические способности 2. Академические способности 3. Перцептивные способности 4. Рече вые способности 5. Организаторские 6. Авторитарные способности 7. Коммуникативные 8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности 9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.
(Кузьмина) 2 уровня пед способностей:
1 Перцептивно - рефлексивные: вкл 3 вида чувствительности: чувство
объекта, чувство меры (такта) и чувство причастности. Эти проявления лежат в основе пед интуиции. 2 Проективные способности соотносятся с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Вкл гностические, проектировочные, коммуникативные и организационные способности.
5. Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни и деятельности, но прежде всего в процессе педагогической деятельности и педагогического общения, и каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам. Показателем зрелости педагогической деятельности является сформированность ее компонентов. Так, в ходе постановки учителем педагогических задач, их иерархизации по степени важности, перестраивания на уроке у учителя развивается педагогическое целеполагание. Овладение учителем системой средств и способов решения педагогических задач, умение проникать в суть явлений формирует у него педагогическое мышление. Самоанализ учителя развивает у него педагогическую рефлексию. В процессе организации оптимального педагогического общения у учителя формируется педагогический такт. Личность учителя характеризуется педагогической направленностью -устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т.д.). Выделенные профессионально значимые качества составили центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя. Каждое из этих качеств можно рассматривать как комбинацию более элементарных и частных личностных свойств, формируемых в деятельности и в общении и в той или иной степени зависящих от наследственных задатков. Более высокий уровень структурно-иерархической модели личности учителя составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировочногностических и рефлексивно-перцептивных.
К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. Выгорание
6. Я концепция – это обобщенное представление о самом себе, СИ установок относительно собственной личности.
Структура профессионального самосознания учителя:
- актуальное я – то каким себя видит и оценивает учитель
- ретроспективное я
– то каким себя видит и
оценивает учитель по
- идеальное я- то каким хотел бы стать учитель
- рефлексивное я- то как ,с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают др. в его проф. сфере.
Основные компоненты Я-концепции учителя
1. Когнетивный ( что я знаю о себе – я-настоящий, я-фантазер, я-оптимист)
2.Оценочный( как я оцениваю то, что знаю о себе: меня это радует, мне безразлично, мне это неприятно)
3.Поведенческий ( как я веду себя в соответствии с оценкой того, что я знаю о себе)
Для учителя с позитивной Я-кон. характерно:
-чувство собств.значимости
-уверенность в способности к избранному виду деятельности
-твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности.
- гибкость мышления, любовь к эспериментированию.
Самоменеджмент учителя - целенаправленное последовательное повседневное исполнение испытанных методов работы для того, чтобы оптимально и со смыслом распределять свое время.
ФУНКЦИИ: постановка цели; планирование; принятие решения; организация и реализация; контроль; информирование и коммуникация.
Уровни профессионализма педагога могут быть рассмотрены как этапы его профессионализации:
-пед. мастерство (выполнение на высоком уровне)
-пед.творчество (исполнение
старых и создание новых
-пед.новаторство(нахождение новых задач, приемов)
-проф.обучаемость(стремление
к расширению зоны проф.
7. Пед Д – целенаправленная, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности и подготовку к жизни в социуме. Предмет -организация уч Д.специфика - реализуется ч/з взаимодействие с учащимися.
Структурные компоненты по Лихачеву – знание потребности общест развития, ЗУНы в области социума, пед знания, опыт, мастерство, нравственная культура. Стороны пед Д: -предмет — организация -средства - внеш и внутр: научные знания, которые изложены в уч пособиях, внешн: технич ср-ва обуч, внутр: личность учителя — способности, умения, т.к. техн ср-ва не м/заменить живого общения -способы передачи социо-культ опыта - методический аспект -продукт - индивид опыт обучающегося
-результат—развитие обучающегося. Важным компонентом пед Д явл МОТИВАЦИЯ: внутр: я работаю, мне нравится сама работа и т.п. - лежит в самой Д; внешн: не зависит от Д - соц положение, статус, необходимость, свободный график и тп. Мотивацию характеризует проф направленность - устойчивая мотивация - хар-ка личности. Зимняя — мотивация пед Д в основе имеет мотив власти
Кузьмина, 5 уровней продуктивности: Репродуктивный - учитель м/рассказать то, что знает сам Адаптивный — учитель приспосабливает свое сообщение к особенностям аудитории Локально-моделирующий - учитель владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса Системно-моделируюший — учитель владеет стратегиями формирования обучения по предмету в целом
Системно-моделирующий Д и по ведение учащихся, те учитель направляет активность на уч Д; пед гог владеет стратегиями превращения своего предмета в ср-во развития личности учащихся или интеллектуальной воспитанности. Стилевые хар-ки пед Д 2 критерия выдел стиля:
1 эмоциональность — рассудочность
2 методичность – импровизированность
8. ПО - общение учителя со школьниками в процессе учения и вне, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащегося и творческого хар-ра уч Д для правильного формирования личности, обеспечивания благоприятного климата общения, управление социально-психологическими процессами в коллективе, которые позволяют максимально использовать в учёбе личностные особенности.
ПО хар-ся тройной направленностью: 1- на само учебное взаимодействие; 2- на обучающихся; 3- на предмет обучения. Тройная ориентированность субъекта общения: личностная, социальная и предметная. Функции:
-информационная
-контактная
-побудительная
-эмотивная - обмен эмоциями
-дестабилизирующая – угроза
-инструментальная
-синдикативная - созд общности
Стр-ра, уровни
-передача и приём инф (нет совм Д)
-совм Д говор и слушающего (обсуждение)
-говор и слуш-й формир оценку достигн результатов
позиции учителя в Общении:1- функционально-ролевая ориентация (традиц обуч); 2- личностная ориентация (гуманистич подход). Условие продуктивности ПО: адекватность ком-й задачи и пед задачи: пед задача - освоение уч материала, ком задача - с помощью каких средств воздействия на обучающихся м/осуществить усвоение уч материала более эффективно.
9. Стиль общения - индивидуально- типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле О находят отражение: -особенности ком-х возможностей учителя
Информация о работе Шпаргалка по "Психология педагогическая"