Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология педагогическая".
-сложившийся хар-р
взаимоотношений педагога и
-творческая индивидуальность педагога
-ос-ти ученического коллектива.
Авторитарный. Жёсткое управление и всеобъемлющий контроль, приказ ной тон, резкие замечания. Попустительский. Самоустранение руководителя из учебного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Демократический. Оцениваются факты, а не личность. О-дистанция. В системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Заигрывание. Стремление завоевать ложный, дешёвый авторитет.
Барьеры - психологические препятствия на пути установления благоприятного общения. Группы барьеров:
-личностные (предвзятость, пренебрежение, стереотипы)
-социально-психологические (
-физические (страх)
Конфликт-столкновение несовместимых тенденций, связанных с отрицательными переживаниями. Пед конфликт - стремление учителя утвердить свою позицию, а ученика -противостоять ему.
Виды конфликтных ситуаций: К деятельности; К поведения; К отношений; внутренние К.
10. уд - Д, которая направлена на усвоение обобщённых способов действий и научных понятий, в процессе которых происходит само развитие субъекта. Главная специфика - направленность на изменение самого субъекта. УД тесно связана с интеллектуальной Д, предполагает её осуществление по её законам, поэтому Давыдов определил УД - Д по решению уч задач. Стр-ра: 1 - уч мотивация, 2- уч задача - цель, данная в опр условиях, 3- уч действия - как делает ученик для реализации цели, 4- контроль/самоконтроль, 5- оценка/самооценка. И.И. Ильясов отмечает, что «...учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса. Учебные действия — это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Действия контроля направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач». УД по своей природе явл интеллекту-альной Д, след-но тоже самое строе-ние, выдел проблема, способы, контроль и оценка.
11. Мотив учения - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Выделяют следующие группы мотивов:
- социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др);
- познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);
- личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).
По мнению Марковой А.К., к видам
мотивов можно отнести
12.
Несмотря на то, что система оценок знаний применяется длительное время, основные положения до сих пор не разработаны.
«Оценка» рассматривается с социальных позиций, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина понимают школьную оценку знаний как тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике. К.А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других» .
По мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает… интересы общества, выполняет функции значимого надзора за учащимися», т.к. «контролирует именно общество, а не учитель». Автор указывает, что наличие оценки в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в определенном типе личности».
Р.Ф. Кривошаповой и О.Ф. Силютиной оценка понимается как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося. Н.А. Батурин считает, что оценка - это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания.
Оценка - определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Школьные оценки хар-ют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относи тельные, тк пользуясь отметками, м/сравнивать разных детей.
Бывает нескольких видов, которые м/разделить на классы: предметные/персональные (касс того, что делает или что уже сделал р-к, но не его личности/относ-ся к субъекту Д, отмечаются индивид кач-ва, кот проявляются в Д, старания, умения и тп); материальные/моральные (стимулирование деньгами, сладостями и тп/похвала, порицание); результативные/процессуальные (относ к конечному результату Д, не приним в расчет др. атрибуты Д/относ к процессу, а не конечному результату); количественные/качественные (пд оценки соотнос-ся с объемом выполн работы/ кач-во выполненной работы, точности, аккуратности).
В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями.
По Б.Г. Ананьеву оценка может быть:
1) ориентирующей, воздействующей
на умственную работу
2) стимулирующей, воздействующей
на аффективно-волевую сферу по
3) воспитывающей - под
непосредственным влиянием
Благодаря этому оценка воздействует на интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, т.е. на личность школьника в целом.
Педагогическая оценка воздействует на изменение отношений и мнений, существующих в школе между классом и школьником.
Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний. В этой связи оценка действует по принципу изменения самооценки, т.е. изменения мнений и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности.
13. "Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике (см. рис.1).
1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской
психологии и педагогике УД
определяется как ведущий тип
деятельности в младшем
3. В трактовке направления Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова учебная
деятельность - это один из видов
деятельности школьников и
Младший школьный возраст. К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает юс еще больше «стараться».
Младшие школьники с
готовностью и интересом
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности (например, атрибуты классного санитара — санитарная сумка, повязка с красным крестом и т. п.) .
Средний школьный возраст. Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.
Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.
В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности.
Старший школьный возраст. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению.Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания.
Информация о работе Шпаргалка по "Психология педагогическая"