Шпаргалка по "Психология педагогическая"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология педагогическая".

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

 Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося. Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания. Сегодня много говорят и пишут о дифференциации в обучении детей. В общеобразовательных школах разделяют учащихся по успеваемости, создают классы однотипных по мыслительным данным учеников.

 

21. Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитание основывается, с одной Стороны, на том нравственном образце, или идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследует цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Механизмы воспитания: -идентификация -драматизация - переживание внутри какой-л ситуации -осознавание - выведение наружу ч/з слово образов, их связей -сублимация — переключение энергии на соц полезные действия -вытеснение. Педагогическая парадигма Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения - методом "кнута и пряника". Основа воспитания - власть воспитателя над воспитанником. Андрологическая парадигма Концепция - воспитуемый осозновал весь процесс своего воспитания и умел достигать определенные цели в жизни. В данной ситуации, педагог выполняет лишь роль помощника или наставника, который должен уметь поддержать, подтолкнуть человека на этом пути.

Преимуществ", этой парадигмы  воспитания в том, что воспитатель  и воспитуемый находятся г. равных положениях.Акмеологическаяпарадигма Концепция состоит в том, чтобы в процессе воспитания человеку можно было бы предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальных и творческих возможностей. Коммуникативная парадигма Концепция предусматривает общение и взаимное совершенствование всех воспитуемых в одной группе, в одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В результате их тесного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. Очень важно, чтобы воспитатель, кроме общих знаний, был еще и коммуникабельным, гибким и корректным в общении. Для достижения цели данной воспитательной парадигмы необходимо, чтобы все участники такого воспитательного процесса были заинтересованы в нем.

В качестве альтернативы, сегодня провозглашается гуманистическая педагогика. Она рассматривает становление личности в контексте творческого взаимодействия поколений. Ее девиз — всемерное уважение между воспитателем и учеником, всяческое поощрение естественности, индивидуальности при минимуме руководства и давления. Теория эта не нова, но осуществляется сравнительно недавно.

 

22. стратегии семейного воспитания. Родительские установки и их влияние.

Будут или не будут  возникать препятствия на пути взаимопонимания  родителей и детей - зависит главным образом от общей психологической атмосферы в семье. Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик семейного воспитания. Хотя, конечно, существует множество переходных, стертых, промежуточных модификаций и вариантов.

Диктат. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания -ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контр мерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Опека подразумевает заботу, ограждение от трудностей, ласковое уча стие.

Конфронтация Мирное сосуществование с позиций невмешательства. Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности И успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Никто не переходит демаркационную линию, могут быть лишь недоразумения.

Сотрудничество в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются черты коллективиста. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой особого типа, превращается в коллектив. Сотрудничество должно стать пред метом специального анализа социальной психологии в контексте проблемы коллектива.

Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений, как сотрудничество, представляется оптимальным, а уж никак не опека, невмешательство и сосуществование.

не оставляет места  равнодушию, черствости, эгоизму. Отзывчивость при бедах и затруднениях, стремление немедленно откликнуться есть форма  проявления "соучаствования" и  свидетельство готовности к сотрудничеству и поддержке.

 

 

 

23.  Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от соц-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Причины:

-психолого-биологические - факторы здоровья

-возрастные кризисы

 -социально-пед-е причины — семья, улица, учителя,...

-психологические особенности  — акцентуации 

- отдельные черты заострены,  чрезмерно выражены, негармоничный  характер, затрудняет ся адаптация  в опред ситуациях. Акцентуации:

Гипертимный - заводилы, лидеры,  плохо перен одиночество  и жёсткий контроль, конфликтуют со взрослыми, хар-но делинквентное поведение,  алкоголизм, неразборчивость в знакомствах.  Неустойчивый - непоседливый,  неустойчивость в поведении, слабо вольный, нет интересов, алкоголизм, токсикомания, действия под влиянием своих примитивных потребностей. Конформный - постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших, условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки,  манеру поведения. Поэтому "за компанию" легко спиваются. Циклоидный - Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. Лабиальный Астено-невротический Психастенический Шизоидный -замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты — эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Эпилептоидный Истероидный - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы.

 

24. Социально-дезадаптированные дети

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и  индивидуально-психологическими особенностями  ребенка, подростка, которые обусловливают  их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразователь ных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные. К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как  крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические

проявления. Акцентуации  выражаются в заметном специфическом  своеобразии характера ребенка, подростка   (акцентуации по гипертимному,   сенситивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), требуют  индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы. К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, требующим специальных психолого-педагогических  коррекционных программ, можно  отнести также различные неблагоприятные и индивидуально- психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального  (логического) и невербального (об разного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.). Определенную трудновоспитуемость представляют также так называемые "неудобные" учащиеся, опережающие сверстников в своем интеллектуальном развитии, что может сопровождаться такими чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и сверстникам. К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психо физиологические половозрастные  особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подрос. Однако кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового возраста, как и трудновоспитуемость других возрастных кризисных периодов развития, могут быть преодолены, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия, характер отношений с педагогами, родителями будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей развития ребенка, подростка. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

учитывать в процессе обучения и воспитания.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог  во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь раньше. Что  же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных  учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

Весьма важно знать  особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность  к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность иБольшое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распре делении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных  факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и  установок, их позиции по отношению  к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Значительное место  занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости  педагогических влияний, а также  динамику формирования тех или иных личностных качеств.

25. Индивидуальные особенности развития.

Возрастные особенности  развития учащихся по-разному проявляются  в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники  в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь раньше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

Весьма важно знать  особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность  к более успешному изучению тех  или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность иБольшое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распре делении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология педагогическая"