Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа
В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕДВЕДЬ
Толкование | 1. Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. 2. Перен. О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке.
|
Этимология | Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд. Медведь - мед, ведающий = "знающий, где есть мёд"
|
Однокоренные слова | медведюшка медведиха медведица
|
Синонимы | Косолапый Мишка
|
Фразеологизмы | Медведь на ухо наступил - отсутствие музыкального слуха. Медвежья услуга - неумелая услуга, причиняющая только неприятность.
|
Загадки |
Летом бродит без дороги Летом наедается, Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
|
Пословицы и поговорки |
1. Медведя бояться, так в лес не ходить. 2. Медведь неуклюж, да дюж. 3. Кто боится медведя, тот боится и его следов. 4. Для медведя зима - одна ночь.
|
Предложения |
1. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. 2. Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. 3. Не умеет дятел петь, Нет у дятла слуха, Говорят, ему медведь Наступил на ухо.
|
СОБАКА
Толкование | 1. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке (на Севере). 2. Перен. О злом, грубом человеке.
|
Этимология |
Свое название она получила от древнего корня соб - (местоимение "себя, собою"), родственного корню собственный, - "существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину". Собака - соб = "существо", "собственность".
|
Однокоренные слова |
собачата собачий собачина собачка собачник собачонка собаковод собачей (разг.)
|
Синонимы |
пёс
|
Фразеологизмы |
Как кошка с собакой живут - о постоянно ссорящихся людях. Собаку съесть (в чем, на чем) - быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чём-либо. Как собака на сене - о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт. Вот где собака зарыта! - вот в чём суть дела заключается.
|
Загадки |
Заворчал живой замок, Гладишь - ласкается, Лёг у двери поперёк. Дразнишь - кусается. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи.
|
Пословицы и поговорки | 1. Собака - верный друг человека. 2. Не замахивайся палкой - и собака не залает. 3. И собака помнит, кто её кормит. 4. Не учи щуку плавать, а собаку лаять. 5. Без собаки зайца не поймаешь. |
Предложения |
1. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. 2. К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. 3. Собачьи следы всегда к жилью выводят выводят.4. Собака сидит у ворот.
|