Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа

Краткое описание

В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

МЕДВЕДЬ

Толкование

1.   Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.

2.    Перен. О крупном, сильном, но грузном  и неуклюжем, неловком человеке.

 

Этимология

Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где  найти  в лесу мёд. 

Медведь - мед, ведающий = "знающий, где есть мёд"

 

Однокоренные слова

медведюшка                                медвежонок

медведиха                                    медвежий

медведица                                   медвежатник

 

Синонимы

Косолапый                        Мишка косолапый

Мишка                               Топтыгин

 

Фразеологизмы

Медведь на ухо наступил - отсутствие музыкального слуха. Медвежья услуга - неумелая услуга, причиняющая только неприятность.

 

Загадки

 

Летом бродит без дороги                      Летом наедается,

Между сосен и берёз,                            Зимой высыпается.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

 

Пословицы и поговорки

 

1. Медведя бояться, так в лес не ходить.  2. Медведь неуклюж, да дюж. 3. Кто боится медведя, тот боится и его следов. 4. Для медведя зима - одна ночь.

 

Предложения

 

1.  Из чащи вышли на берег большая бурая медведица  и с ней два весёлых медвежонка.

2.  Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на    скрипке.

3.  Не умеет дятел петь,

      Нет у дятла слуха,

      Говорят, ему медведь

      Наступил на ухо.

 

 

СОБАКА

Толкование

1.       Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке (на Севере).

2.       Перен.  О злом, грубом  человеке.

 

Этимология

 

Свое название она получила от древнего корня соб - (местоимение "себя, собою"), родственного корню собственный, - "существо, имеющее  хозяина, принадлежащее хозяину".

Собака - соб = "существо", "собственность".

 

Однокоренные слова

 

собачата        собачий              собачина          собачка

собачник       собачонка          собаковод         собачей (разг.)

 

Синонимы

 

пёс

 

Фразеологизмы

 

Как кошка с собакой живут - о постоянно ссорящихся людях. Собаку съесть (в чем, на чем) - быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чём-либо. Как собака на сене - о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт. Вот где собака зарыта! - вот в чём суть дела заключается.

 

Загадки

 

Заворчал живой замок,                Гладишь - ласкается,

Лёг у двери поперёк.                   Дразнишь - кусается.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

 

Пословицы и поговорки

1. Собака - верный друг человека. 2. Не замахивайся палкой - и собака не залает. 3. И собака помнит, кто её кормит.      4. Не учи щуку плавать, а собаку лаять. 5. Без собаки зайца не поймаешь.

Предложения

 

1. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.  2. К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и  честной. 3. Собачьи следы всегда к жилью выводят выводят.4. Собака сидит у ворот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе