Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа

Краткое описание

В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

 

Из полученных данных мы видим, что динамика в экспериментальном классе выше. Дети воспринимали материал с интересом. Не было признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих уроках были проявлены достаточно глубокие знания практически всеми детьми. Школьники  выражали интерес к данным заданиям

По результатам анкеты видно, что в экспериментальном классе знания усвоились за счет перечисленных методов и приемов.

Выводы по третьей главе

Почти все учителя начальных классов много и упорно работают над этими словами, однако время, на их затрачивание, не всегда дает желаемого результата.

При выполнение такого вида заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико–синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связанная аргументированная речь. Школьники не просто называют новое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.

Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарной работы на уроках русского языка в целом

Анализируя можно сделать вывод – основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. Новый подход по изучению словарных слов содержит наиболее разнообразные виды работы, где можно выделить упражнения по закреплению тем

Заключение

В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие основные выводы.

Современная обстановка требует принципиально иной системы ценностей. В центре ее — свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую применительно к образованию называют компетенцией. Компетентностный подход, предметные и ключевые компетенции стали в настоящее время актуальными для мировой педагогической науки и практики понятиями.

Под языковой компетенцией понимается вла­дение системой языка, самим языковым материалом. К перио­ду школьного возраста дети уже практически владеют родным языком, поэтому задача формирования языковой компетенции подразумевает обогащение словарного и фразеологического за­паса; усвоение фонетических словообразовательных, морфологи­ческих, синтаксических литературных норм, обогащение грамма­тического строя речи новыми синтаксическими конструкциями.

Проблема организации системы словарной работы в начальной школе очень актуальна. Сегодня нужно формировать новые приёмы, основанные на коммуникативно-речевой направленности,  а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности.

Обогащению лексического запаса учащихся начальных классов способствует работа с лингвистическими словарями русского языка, опирающаяся на современные достижения лингвистики, учет психологических и возрастных особенностей учащихся. 

Анализ программ и учебников по русскому языку для начальных классов свидетельствует о том, что в решении проблемы обогащения словарного запаса  еще не использованные возможности для пополнения словарного запаса учащихся новыми словами.

На базе достижений лингвистики, психологии, педагогики, методики преподавания русского языка была разработана методическая система упражнений и заданий, включающих эффективные методические приемы использования  словарей, разработан словарь-минимум, облегчающий проведение словарной работы.

Для подтверждения гипотезы нами была проведена опытно-экпериментальная работа, состоящая из трех этапов. На этапе констатирующего эксперимента   были разработаны задания, критерии и их качественная характеристика. На этапе формирующего эксперимента был разработан «Занимательный словарик русского языка для начальной школы». Для контрольного эксперимента были выбраны аналогичные задания.

После проведения сопоставительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента были следующие сведения.

Предложенная методическая система упражнений предусматривает работу со многими видами  словарей русского языка, что способствует обогащению словарного запаса учащихся начальных классов.

Предлагаемая система упражнений основана на соблюдении принципа преемственности между начальной школой и средним звеном в области обогащения речи учащихся  новыми словами и может быть использована при составлении поурочных планов к урокам русского языка. Результаты экспериментального обучения и итогового контрольного среза  подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что разнообразие форм словарной работы на уроках русского языка с учетом современных методик повышает эффективность усвоение материала, качество знаний младших школьников.

Совершенно очевидно, что успех словарно работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются использование следующих  методов и приёмов на основе этого были разработаны методические рекомендации:

Методические рекомендации

1.              метод языкового анализа – приемы звукобуквенного анализа, фонематического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;

2.              метод зрительное запоминание – вместе с кинестезическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;

3.              сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов, (например, сопоставление названий домашних животных: корова, лошадь, собака), однокоренных слов (рабочий, работа, работать), форм слов ( стакан – стаканы, учитель – учителя), сравнение по значению ( машина – машинка – машинища, город – деревня, мороз – жара), пример противопоставления ( ученик – учитель) и т.п.

4.              сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;

5.              составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций (пальто – осеннее пальто – надеть пальто – пальто велико)…

6.              составление предложений с трудными словами, включение  их в сочетания и изложения, устные рассказы и другие формы естественной речи;

7.              занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы, составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок, проведение викторин, конкурсов…

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка : коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. - М.: Кнорус, 2007. - 460 с.

2.              Алексеева Т.В. Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями// Начальная школа. – 1993. - №6. – 27 с.

3. Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся//Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - 478 с.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1989.– 168 с.

5. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы - М., 1996. – 46 – 48 с.

6. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.:МПСИ, 2002. – 288с.

7. Бурмистрова Н.П. Ёще раз о словарной работе// Начальная школа -  1997. - № 7. – С. 56 – 61 с.

8. Булохов В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся// Начальная школа. -1991. -  №1. – 27 – 29 с.

9. Болтасева Т. А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа.  - 1999. - № 8.- 36 – 42 с.
10. Бондаренко С. М. Работа над ошибками в начальной школе // Серия «Педагогика и психология».- «Знание». - 3. - 1984. – 57 – 59 с.

11.Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа – 2002 - №:6.- 76- 80 с.

12.Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная   школа – 2003- № 4 -  47- 52 с.

13. Богуславская, Н.Е. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике: Учеб. пособие для учащихся ст. классов общеобразоват. учреждений / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – Екатеринбург: Сократ, 2002. – 174 с.

14. Вакулина И. А. Пути формирования орфографической зоркости //Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - 478 с.

15. Блонский П. Психология младшего школьника. – М., 1997. – 184-186 с.

16. Василевич А.П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. - М., 1983.
17. Волков А.А. Риторика в филологическом образовании // ВМУ. Сер.9.Филология. – 1996. - № 4. –112-124 с.
18. Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование. – М., 2002. – 27 – 29 с.

19. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М.,1993.– 227с.

20. Винаградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., Учпедгиз, 1947. - 365 с.

21. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1996. – 415 с.

22. Грушников П.А. работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. М.,- « Просвещение», 1973. -180 с.

23. Гафитуллин М., Попова т. Снова о словарном слове
//Начальная школа. – 1997. № 1. – 85 с.

24. Григорьева-Голубева, В.А. Гуманистические ценности в образовании и развитие языковой личности педагога. – СПб.: СПбГМТУ, 2001. – 272 с.

25. Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». - 1997. - 5. С. 8-15.

26. Иванова А.Е. Языковая компетентность испытуемых в психологическом эксперименте // Язык и личность / Под ред. Д.Н. Шмелева. М., 1989. С. 127 — 131.

27. Ераткина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями//Начальная школа. -1989. - №6. – С. 13-18.

28. Жедек П. С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М. С. Соловейчик. -М. : Просвещение. 1992 . – 226с.

29. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1989. – 345 с.

30. Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. -1993. -№11. – С. 26 – 32.

31. Купров В. Д. Словарная работа на уроке русского языка//Начальная школа. -1990. -  №3. – С.- 18 – 24.

32. Кустарева В. А. , Рождественский Н. С. Методика русского языка. -М. : Просвещение, 1982. – 167 с.

33. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. - //Официальные документы в образовании. 2002, №4.

34. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по специальности 031200 «Педагогика и методика нач. обучения» / О. М. Казарцева. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 495 с

35. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: Фирма «ЛИНКА-пресс», 1994. – 191 с.

36. Канакина В.П.« Работа над трудными словами в начальных классах», Москва Просвещение 1991г. – 85 с.

37. Кирюшкина А. «Удивительный словарь»,М, Просвещение, 1998г – 56 с.

38. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательстельский центр «Академия», 2002, - 464 с.

39. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.».— М.: Просвещение, 1988. — 240 с.

40. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. М.: 2004, - 46с.

41. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 – С.47- 52.

42. Ладыженская Т. А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986. –124 с.

43. Лаптева Л. С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием//Начальная школа. -1994. -№8. –С. 23-26.

44. Мижериков В.А. Словарь – справочник  по педагогике; Под общ. ред.  П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ. Сфера, 2004, -  448 с.

46. Методика грамматики  и  орфографии  в  начальных  классах/Под  редакцией  Рождественского Н.С. – М.: Просвещение – 1979 – с. 3-42, 164-181.

47.  Методика  развития  речи  на  уроках  русского   языка:   Пособие   для

   учителей/Под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение – 1980 – 240с.

48. Обучение в 3 классе: Пособие для учителя четырёхлетней начальной  школы: в 2 книгах/ Под редакцией Фоминых Б.И. – М.: Просвещение – 1988 -   Книга 1 – с. 3-8, 11-14, 23, 109-123.

49. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.

50. Прудникова А.В. Лексика  в школьном курсе русского языка .- М.:Просвещение, 1979.- 144с.

51. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.

Информация о работе Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе