Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа

Краткое описание

В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 456.50 Кб (Скачать)


70

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГООГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ

 

Институт  педагогики

Кафедра ТиМНО

Специальность: педагогика и

методика  начального образования

Квалификация выпускника -

Учитель начальных классов

Курс VI ОЗО

 

 

  

 

РАССКАЗОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА

 

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ работа

 

 

 

 

                                                                    Научный руководитель:

                                                                    К.ф.н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы

                                                                    Иванова Г.Ф.

 

 

Дата проведения _________________

Дата защиты ____________________

Оценка _________________________

Уфа 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

1.1 Компетентностный   подход в образовании……………………………….10

1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17

1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20

1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24

Выводы по первой главе…………………….......................................................29

ГЛАВА II.  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30

2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32

2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37

2.4  Анализ учебников по русскому языку для начальных классов

(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44

Выводы по второй главе………………………………………………………...49

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51

3.2 Система  работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53

3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56

Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62

ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67

ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия - богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно целое.

Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Актуальность исследования. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Таким образом, в отечественной школе происходит смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход к образованию. Это ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, когда они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили предметные компетенции, являющиеся конкретизированными целями и для обучения русскому языку в начальной школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций, что заложено в новых программах и учебниках.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку.

Большие возможности для языкового и умственного развития учащихся содержит обучение грамматике родного языка, которое обогащает их знанием основных законов и правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли, способствует развитию логического мышления школьников, является основой формирования практических речевых и правописных навыков.

Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это дает основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в нашем случае в I-IV классах.

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.

Проблема исследования заключается в отсутствии  или недостаточности системного подхода к организации системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах. Данная проблема вытекает из противоречия между осознанной необходимостью осуществления в начальной школе системы словарной работы по русскому языку и невозможностью её системного и систематического проведения из –за отсутствия нужных условий (времени, желания учителя, адекватного содержательного насыщения программ по русскому языку).

В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

Цель исследования –  теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.

Для достижения цели  были определены следующие задачи исследования:

1)     проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;

2)     изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;

3)     проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;

4)     создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существующая система обучения русскому языку не решает в полной мере задачи формирования деятельностных умений учащихся по использованию приобретенных ими знаний. Сложившаяся практика школьного обучения русскому языку в полной мере не обеспечивает формирования таких важных учебно-языковых умений, как осознание структуры определения лингвистических понятий, выявления определяющих и вариативных их признаков, проведения классификации изученных языковых единиц. Мы предполагаем, что  обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.

Новизна исследования заключается в разработке словарей по формированию системы словарной работы в начальных классах.

Теоретик–методологической  основой исследования  являются работы и труды:

1) по теории личостнодеятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн),

2) по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин),

3) исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов).

4) изучении словарной работы в начальной школе Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым.

5) исследований по проблеме компетентностного подхода к обучению (Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.И.Капинос).

Методы исследования :

1) теоретические: анализ литературы по данному вопросу;

2) эмпирические: изучение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности детей;

3) сравнительно–сопоставительный;

4) статистический.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование подготовки учащихся по русскому языку: в определении дополнительных возможностей овладения учащимися определенным набором способов учебной деятельности, направленных на формирование их компетентностных умений, предполагающих использование полученных знаний в различных ситуациях решения языковых задач. Разработанная методика формирования языковой компетенции учащихся позволяет осуществлять обучение учащихся на деятельностной основе, когда ученик начинает управлять своими действиями, используя такие результаты образования, как знания, умения и навыки.

Краткая характеристика структуры и содержания исследования.

Данная работа состоит из введения, трёх глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, глоссариев научного аппарата и персоналий, приложения.

Во введении обосновывается актуальность, новизна, практическая значимость работы, определяются объект, предмет, цель и задачи, гипотеза, методы, а также теоретико-методологическая основа исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования языковой компетенции» рассматривается понятие компетентностного подхода в образовании, понятие языковой компетенции, формирование языковых компетенций в начальной школе и общая характеристика речевого развития младших школьников

В второй главе «Теоретико-методические основы системы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе» раскрываются понятия системы словарной работы, анализируются способы организации словарной работы, рассматриваются психологические основы развития мышления и речи, приводится анализ учебников по русскому языку.

В третьей главе описывается опытно-экпериментальная работа по формированию системы словарной работы в начальной школе на уроках русского языка.

В заключение даются основные выводы по данной проблеме.

Список литературы состоит из 60 наименований

Общий объем работы – 74 с., без приложения – 72с.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

1.1 Компетентностный   подход в образовании

Одним из путей приведения школьного образования в соответствие с требованиями современного общества и одновременно способом достижения оптимального сочетания социального и личностного заказа на образование является компетентностный подход к проектированию содержания общего образования. Что же такое компетенция? Определимся с дефиницией данного понятия. В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция в образовании или образовательная компетенция имеет свою специфику. В настоящее время понятие компетенции с образовательной точки зрения определяют по-разному, например, как готовность ученика использовать усвоенные знания, умения и навыки в жизни или как способность к осуществлению практических деятельностей. Готовность как состояние ученика может, на наш взгляд, характеризовать его компетентность, но в данном случае не учитывается личностное смысловое отношение ученика к предстоящей деятельности. Способность как индивидуально-психологическая особенность личности действительно является условием успешного выполнения определенной деятельности [33, 24].

Информация о работе Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе