Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа
В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ
52. Психология: учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. – 5-е изд.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2005.- Кн.1.Общие основы психологии. – 318 с.
53. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. – М., 1991.
54. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
55. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса 4-летней начальной
школы – М.: Просвещение – 1992 - с. 9-12, 176-194.
56. Развивающее образование. Том 2. Нерешенные проблемы развивающего образования. – М.: АПК и ПРО,2003.
57. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений/Под редакцией Соловейчик М.С. – М.: Просвещение – 1993 – с. 3-6, 10-13, 18-22, 191-205, 223-372.
58. Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. – М.: ИЦ "Академия" – 1999 – с.5-78;
59. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей//Под редакцией
Рождественского Н.С. – М.: Просвещение – 1970 – 222 с.
60. Стрекозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения/ В.П.Стрекозин.- М.: Просвещение, 1976- 192с.
61. Трус Н.С., Мустаева А.Ф. Методические рекомендации по организации словарно-орфографической работы в начальной школе – Уфа: НИМЦ при ГУО, 2007. – 68 с.
62. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка//Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика – 1974 – Т.2 – с. 251- 268.
63. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003.-152с.
64. Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования (Текст) // Ученик в обновленной школе. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135–157.
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППРАТА
Диахронический принцип предусматривает анализ слова с точки зрения исторических изменений в языке и обществе.
Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Лексика - это совокупность слов, словарный состав того или иного языка.
Лексико – грамматический принцип лежит в основе сопоставления лексического и грамматического значения слова;
Принцип деятельности, включающий ребенка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе, тесно связанный с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
Принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Принцип минимакса, заключающийся в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
Принцип вариативности, предполагающий развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения поставленной задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.
Принцип творчества (креативности), предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Словарная работа в начальной школе – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексике языка, направленная на овладение учащимися незнакомых или знакомых, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи. Основные приемы этой работы объяснение непонятных слов, подбор синонимов к данным словам , подбор или группировка несинонимических слов по определенному семантическому или лексико – морфологическому признаку, ведение тех или иных слов в собственную речь учащихся, составление ученических алфавитных словариков трудных слов.
Слово - важнейшая единица языка, носитель значений.
Семантический принцип предусматривает необходимость рассматривать слово учитывая его связь с другими словами его парадигматические и синтагматические связи, функционирование в речи;
Экстралингвистический принцип выявляет соотношение слов и реалий, т.е. связь значения слова с понятием, явлением, фактом действительности.
этимонологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности
Н. Алгазиа - доктора педагогических наук, профессор, члена Академии информатизации образования РФ .
Н.Н.Алгазина является автором более 100 научных исследований. Среди них монографии, статьи, учебные пособия, в которых нашли отражение и лекторское мастерство автора, и ее огромный научный багаж. Назовем наиболее значимые рабо-ты: «Трудные случаи правописания» (1961); «Предупреждение ошибок в построе-нии словосочетания и предложения» (1962); «Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов» (1965); «Обучение орфографии с учетом вариан-тов орфограмм» (1981); «Методика изучения орфографических правил» (1982); «Формирование орфографических навыков» (1987); «Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой» (1996); «Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой»» (1980); «Методика преподавания русского языка: Краткий конспект лекций» (в соавторстве с Г.А.Фомичевой, Е.С.Антоновой, И.Ю.Гац) (1997).
Ф. И. Буслаев - один из самых ярких русских филологов середины XIX в. Он изучал широкий круг вопросов языкознания, литературоведения, фольклористики и искусствоведения, был блестящим лектором, ученым, профессором в Московском университете, а в 1860 г. стал академиком. После окончания университета он несколько лет проработал в гимназии учителем русского языка и литературы, здесь сформировались его взгляды на методику преподавания родного языка. Взгляды Буслаева оказали воздействие на формирование научного подхода к описанию русской грамматики, а также к ее преподаванию в школе.
В. Л. Семенович (1896 – 1934) — отечественный психолог, создатель культурно–исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 20–х гг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего то или иное произведение искусства два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющимся основой эстетических реакций. В работе „Исторический смысл психологического кризиса“ приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925 – 1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь („Мышление и речь“, 1934). Ввел понятие зоны ближайшего развития. Оказал существенное влияние как на отечественную (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В
П. Я. Гальперин (1902-1988) - психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор пед. наук (1965), профессор (1966). Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-41 гг. работал в Харьковском психоневрологическом институте. Ученик Л.С. Выготского. В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская обл.). С 1943 г. - в МГУ: доцент, профессор психологии, с 1967 г. - зав. кафедрой возрастной психологии, с 1983 г. - профессор-консультант.
Н.И. Жинкин (1893, Суздаль – 10.10.1979) — отечественный психолог. В 1916 г. закончил с золотой медалью историко–филологический факультет Московского университета. Работал в Институте психологии (с 1914 г.), в Государственной Академии художественных наук. В 1947 г. в Институте психологии защитил кандидатскую диссертацию на тему „Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии“, а в 1959 г. — докторскую диссертацию на тему „Механизмы речи“, в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. Преподавал в Институте иностранных языков им. М. Тореза и на филологическом факультете МГУ. Профессор. Специалист в области психологии языка, речи и мышления, речевых коммуникаций, семантики речи, программированного обучения. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций человека и животных, психологических аспектов программированного обучения, процессов восприятия, понимания и порождения текста. Слог трактовал как „произносительную“ единицу речи.
И.Я. Лернер (1917-1996) - педагог, академик РАО (1992); член-корреспондент АПН СССР (1990), д-р пед. наук (1971), проф. (1990). Заслуженный деятель науки РСФСР (1987). В 1939 г. окончил исторический ф-т МГУ. .Я. Лернер развил теорию проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения, которая охватывает информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемного изложения и метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приемами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту, выделив в них кроме знаний, умений и навыков опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. В 1985-89 гг. разработал целостную концепцию учебно-воспитательного процесса как системы. Предложил концепцию базового содержания общего образования (1990-91). В 1985-91 гг. руководил разработкой теории построения современного школьного учебника.
С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960) - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности.
Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он - автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического.
Хомский Авраам Ноам (р. 1929), американский психо-лигнвист, основоположник теории, порождающей (генеративной) грамматики, теории формальных языков как раздела математической логики. X. показал, что попытки объяснить порождение речи по типу оперантных действий животных, в частности крысы (оппонируя Скинеру), не только не совместимы с лингвистической трактовкой языка, как особой системы знаков, но и обессмысливают ключевые для бихевиоризма понятия о стимуле, реакции, подкреплении. X. настаивал на том, что вербальное поведение развертывается по принципиально иному типу, чем телесные реакции, приобретаемые организмом в качестве подкрепления, а именно по законам, присущим языку как таковому. Подчиняясь этим законам, поведение организма включается в новый детерминационный ряд. В психолингвистике известна так называемая "Парадигма Хомского". X. отщепил язык от реальной истории, от людей. X. вместо социальной детерминации склонялся к биологической, притом на более архаичном уровне. Концепция X. является продуктивной в лингвистике. На русском языке работы X. не издавались.
Хуторская Лариса Николаевна (1935 – 2004) – советский и белорусский педагог, учёный-методист, популяризатор науки. Кандидат педагогических наук (1969), доцент (1976), автор более 200 работ в области педагогики, методологии образования, методики обучения физике, научно-популярной литературы. Исследовала вопросы использования на уроках научно-фантастических произведений К.Э.Циолковского и других учёных, разработала биографический метод в обучении.
« Занимательный словарик …» (фрагмент).
ЗАЯЦ
Толкование |
1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами. 2. Перен. Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
|
Однокоренные слова |
зайчик заюшка зайчишка зайка заинька зайчонок заячий зайчиха зайчатина
|
Синоним |
косой
|
Фразеологизмы |
Убить двух зайцев - одновременно выполнить два дела, добиться осуществления двух целей. Заячья душа - о трусливом, робком человеке.
|
Загадки |
Не барашек и не кот, Зимой и летом- Носит шубу круглый год. Одним цветом. Шуба серая - для лета, Для зимы - другого цвета.
|
Пословицы и поговорки
|
1. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. 2. Трусливому зайке и пенёк - волк. 3. Лиса живёт хитростью, а заяц - прыткостью.
|
Предложения |
1. Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть. 2. Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается заяц Длинные Уши - Косые глаза - Короткий хвост.
|
Текст |
Ехал зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: "Если я купил билет, Кто я заяц или нет?"
|