Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа
В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, «где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия», будет способствовать тому, что «ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня» [60, 192].
И.И. Срезневский также считал, что словарная работа по образованию слов «естественно соединяется» со «вниманием в смысл слов и выражений».
Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.
Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.
В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи [7, 56-61].
« Работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев [44, 448].
Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово – важнейшая единица языка.
М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования [39, 240].
Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание [20, 365]
Словарная работа в начальной школе – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексике языка, направленная на овладение учащимися незнакомых или знакомых, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи. Основные приемы этой работы объяснение непонятных слов, подбор синонимов к данным словам , подбор или группировка несинонимических слов по определенному семантическому или лексико – морфологическому признаку, ведение тех или иных слов в собственную речь учащихся, составление ученических алфавитных словариков трудных слов. [22, 180]
Мы под словарной работой понимаем – толкование значений слов, оттенков и их значений, эмоционально – экспрессивных окрасок в процессе выбора слов для конкретных ситуаций, работа над синонимами, антонимами, фразиологизмами.
Слово - важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли [51, 35].
Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатом «Словаре современного русского литературного языка» - около 130 тыс. слов. Это - общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ [23, 85].
Нельзя забывать и того, что большая часть слов обладает многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведены 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связных значениях. [23, 85]
Объект словарной работы – слово является сложной и многогранной единицей языка. Так, в каждом знаменательном слове различаются его звуковая ( а на письме – буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и, на конец, значение грамматическое, которое выражается в слове посредством формальных показателей.
Методика словарной работы в начальной школе предусматривает следующие направления:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4—6 слов;
2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Многообразие семантики слов и их сложность в структурно – грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова оказываются детям незнакомыми со стороны их лексического значения или же трудными по своим грамматическим формам, или по отношению и нормативному ударению, или, наконец, по написанию (слова с непроверяемыми орфограммами). В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются затруднительными для учащихся, словарная работа будет преследовать различные цели и иметь разное содержание[31, 18-24]
Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексика - это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Лексикология имеет свой объект изучения - слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения:
1) их смыслового значения,
2) места в общей системе лексики,
3) происхождения,
4) употребляемости,
5) сферы применения в процессе общения
6) их экспрессинвно-стилистического характера.
Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).
Лексика содержит обязательный минимум содержания обучения.
1. Слово – основная единица языка.
2. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.
3. Синонимы. Антонимы.
4. Исконно русские слова и заимствованные слова.
5. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления
6. Фразеологизмы, их значение и употребление.
7. Понятие об этимонологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.
8. Основные лексические нормы современного русского литературного языка [41, 47-52].
Обучение лексике прежде всего связано с обогащением словарного запаса учащихся. « Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться к учителю и пользоваться словарями – справочниками» [50, 144].
Изучение лексики формирует умение:
1. Употреблять слова в речи в соответствие и их лексическим значением;
2. Находить слова с переносным значением и определять их роль в тексте;
3. Подбирать к слову синонимы и антонимы и пользоваться ими в речи;
4. Находить в тексте слова ограниченной сферы употребления;
5. Пользоваться толковым словарем русского языка, словарем синонимов, словарем антонимов и др.;
6. Находить в тексте средства выразительности.
7. Использовать выразительные средства языка в собственной речи. [57, 10-13]
Изучение лексики предусматривает следующие принципы обучения:
Экстралингвистический принцип выявляет соотношение слов и реалий, т.е. связь значения слова с понятием, явлением, фактом действительности.
Лексико – грамматический принцип лежит в основе сопоставления лексического и грамматического значения слова;
Семантический принцип предусматривает необходимость рассматривать слово учитывая его связь с другими словами его парадигматические и синтагматические связи, функционирование в речи;
Диахронический принцип предусматривает анализ слова с точки зрения исторических изменений в языке и обществе.
Направляя детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включенных в тексты учебной книги, учитель тем самым легко свяжет словарные упражнения с содержанием занятий по русскому языку. Так работа над словом становится обязательным компонентом в структуре урока русского языка, органически включаясь в его содержание.
Разумеется, наряду с учебниками учитель должен иметь в виду разные источники обогащения словаря. Нередко используются непосредственные наблюдения над окружающей природой и трудовой деятельностью людей, необходимый словарный материал для творческой работы учащимся могут дать также экскурсии, предметные уроки, картины, телевидение [57, 191-205]
Исходя из выше изложенного мы представили свое определение :словарная работа это - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава языка. Количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах
Слова с непроверяемыми написаниями составляют половину общего числа слов с безударными гласными. Многие из этих слов входят в активный словарь учащихся.
Словарный запас человека характеризуется как с количественной, так и с качественной стороны. К моменту поступления в школу ребенок имеет в словарном запасе от 3000 до 7000 слов. К моменту перехода в среднее звено словарь школьника увеличивается до 7000 – 12000 [36, 85].
Исследователи речи младших школьников считают, что следствием несовершенства их словаря являются:
- частая повторяемость одних и тех же слов;
- неадекватность слова и понятия;
- неточность употребления слов в речи;
- неумение стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании текста;
- неумение использовать тропы и другие изобразительные средства языка.
По данным М.Р. Львова, до 4 класса половина новых слов входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы. Для того чтобы словарный запас учащихся начальной школы действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на межпредметном уровне.
В широком понимании «трудными» называют слова, вызывающие у детей различного рода трудности, чаще всего орфографические. Их делят на следующие группы: слова, трудные для детей с точки зрения
1. написания (великий);
2. написания и произношения (комбайнёр);
3. написания и значения (жокей);
4. написания и связи с другими словами (перила);
5. написания, значения и связи с другими словами (реагировать);
6. написания, значения, произношения и связи с другими словами (гантель).
По данным Д.Б. Богоявленского, ошибок в правописании трудных слов почти в 6 раз больше, чем в правописании «легких» (24 % и 3, 6 %). Непроверяемые написания составляют 30 – 35 % по отношению к проверяемым. [28, 226].
В настоящее время по словарной работой принято понимать область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально – экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, активизацию словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря то есть устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов. Основной путь усвоения слов с непроверяемыми безударными гласными – запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволяет в оптимальные сроки качественно усвоить написание таких слов[25, 8-15].
Почти все учителя начальных классов много и упорно работают над этими словами, однако время, на них затрачиваемое, не всегда дает желательные результаты. Каковы же основные причины, влияющие на качественное усвоение написание этих слов? [9, 42]