Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа

Краткое описание

В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, «где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия», будет способствовать тому, что «ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня» [60, 192].

И.И. Срезневский также считал, что словарная работа по образованию слов «естественно соединяется» со «вниманием в смысл слов и выражений».

Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.

Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи [7, 56-61].

« Работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев [44, 448].

Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово – важнейшая единица языка.

М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, кон­текстуальный способ подстановки синони­мов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфоло­гической структуры слова и словообразования [39, 240].

Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащих­ся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нуж­на большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последователь­ная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запо­минается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное уча­стие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание [20, 365]

2.2 Принципы и содержание словарной работы  на уроках русского языка в начальных классах

Словарная работа в начальной школе – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексике языка, направленная на овладение учащимися незнакомых или знакомых, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи. Основные приемы этой работы объяснение непонятных слов, подбор синонимов к данным словам , подбор или группировка несинонимических слов по определенному семантическому или лексико – морфологическому признаку, ведение тех или иных слов в собственную речь учащихся, составление ученических алфавитных словариков трудных слов. [22, 180]

Мы под словарной работой понимаем – толкование значений слов, оттенков и их значений, эмоционально – экспрессивных окрасок в процессе выбора слов для конкретных ситуаций, работа над синонимами, антонимами, фразиологизмами.

Слово -  важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли [51, 35].

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатом «Словаре современного русского литературного языка» - около 130 тыс. слов. Это - общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ [23, 85].

Нельзя забывать и того, что большая часть слов обладает многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведены 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связных значениях. [23, 85]

Объект словарной работы – слово является сложной и многогранной единицей языка. Так, в каждом знаменательном слове различаются его звуковая ( а на письме – буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и, на конец, значение грамматическое, которое выражается в слове посредством формальных показателей.

Методика словарной работы в начальной школе предусматривает следующие направления:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4—6 слов;
2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно – грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова оказываются детям незнакомыми со стороны их лексического значения или же трудными по своим грамматическим формам, или по отношению и нормативному ударению, или, наконец, по написанию (слова с непроверяемыми орфограммами). В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются затруднительными для учащихся, словарная работа будет преследовать различные цели и иметь разное содержание[31, 18-24]

Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексика - это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Лексикология имеет свой объект изучения - слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.

В лексикологии слова изучаются с точки зрения:

1) их смыслового значения,

2) места в общей системе лексики,

3) происхождения,

4) употребляемости,

5) сферы применения в процессе общения

6) их экспрессинвно-стилистического характера.

Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).

Лексика содержит обязательный минимум содержания обучения.

1. Слово – основная единица языка.

2. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.

3. Синонимы. Антонимы.

4. Исконно русские слова и заимствованные слова.

5. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления

6. Фразеологизмы, их значение и употребление.

7. Понятие об этимонологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.

8. Основные лексические нормы современного русского литературного языка [41, 47-52].

Обучение  лексике прежде всего связано с обогащением словарного запаса учащихся. « Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться к учителю и пользоваться словарями – справочниками» [50, 144].

Изучение лексики формирует умение:

1. Употреблять слова в речи в соответствие и их лексическим значением;

2. Находить слова с переносным значением и определять их роль в тексте;

3. Подбирать к слову синонимы и антонимы и пользоваться ими в речи;

4. Находить в тексте слова ограниченной сферы употребления;

5. Пользоваться толковым словарем русского языка, словарем синонимов, словарем антонимов и др.;

6. Находить в тексте средства выразительности.

7. Использовать выразительные средства языка в собственной речи. [57, 10-13]

Изучение лексики предусматривает следующие принципы обучения:

Экстралингвистический  принцип выявляет соотношение слов и реалий, т.е. связь значения слова с понятием, явлением, фактом действительности.

Лексико – грамматический принцип лежит в основе сопоставления лексического и грамматического значения слова;

Семантический принцип предусматривает необходимость рассматривать  слово учитывая его связь с другими словами его парадигматические и синтагматические связи, функционирование в речи;

Диахронический принцип предусматривает анализ слова с точки зрения исторических изменений в языке и обществе.

Направляя детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включенных в тексты учебной книги, учитель тем самым легко свяжет словарные упражнения с содержанием занятий по русскому языку. Так работа над словом становится обязательным компонентом в структуре урока русского языка, органически включаясь в его содержание.

Разумеется, наряду с учебниками учитель должен иметь в виду разные источники обогащения словаря. Нередко используются непосредственные наблюдения над окружающей природой и трудовой деятельностью людей, необходимый словарный материал для творческой работы учащимся могут дать также экскурсии, предметные уроки, картины, телевидение [57, 191-205]

Исходя из выше изложенного мы представили свое определение :словарная работа это - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава  языка. Количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

2.3              Методы и приёмы словарной работы  на уроках русского языка в начальных классах

Слова с непроверяемыми написаниями составляют половину общего числа слов с безударными гласными. Многие из этих слов входят в активный словарь учащихся.

Словарный запас человека характеризуется как с количественной, так и с качественной стороны. К моменту поступления в школу ребенок имеет в словарном запасе от 3000 до 7000 слов. К моменту перехода в среднее звено словарь школьника увеличивается до 7000 – 12000 [36, 85].

Исследователи речи младших школьников считают, что следствием несовершенства их словаря являются:

- частая повторяемость одних и тех же слов;

- неадекватность слова и понятия;

- неточность употребления слов в речи;

- неумение стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании  текста;

- неумение использовать тропы и другие изобразительные средства языка.

По данным М.Р. Львова, до 4 класса половина   новых слов входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы. Для того чтобы словарный запас учащихся начальной школы действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на межпредметном уровне.

В широком понимании «трудными» называют слова, вызывающие у детей различного рода трудности, чаще всего орфографические. Их делят на следующие группы: слова, трудные для детей с точки зрения

1.      написания (великий);

2.      написания и произношения (комбайнёр);

3.      написания и значения (жокей);

4.      написания и связи с другими словами (перила);

5.      написания, значения и связи с другими  словами (реагировать);

6.      написания, значения, произношения и связи с другими словами (гантель).

По данным Д.Б. Богоявленского, ошибок в правописании трудных слов почти в 6 раз больше, чем в правописании «легких» (24 % и 3, 6 %). Непроверяемые написания составляют 30 – 35 % по отношению к проверяемым. [28, 226].

В настоящее время по словарной работой принято понимать область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально – экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, активизацию словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря то есть устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов. Основной путь усвоения слов с непроверяемыми безударными гласными – запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволяет в оптимальные сроки качественно усвоить написание таких слов[25, 8-15].

Почти все учителя начальных классов много и упорно работают над этими словами, однако время, на них затрачиваемое, не всегда дает желательные результаты. Каковы же основные причины, влияющие на качественное усвоение написание этих слов?   [9, 42]

Информация о работе Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе