Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа

Краткое описание

В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

Исходя из изложенных положений, были разработаны учебно-методические пособия под названием «Занимательный словарик русского языка для начальной школы» – (Приложение 1).

Языковой материал по каждой лексической единице, внесенной в «Словарик», включает в себя несколько разделов:

1. Ребус: при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя проводят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.

2. Толкование лексемы и иллюстрация, помогающая лучше понять лексическое значение слова.

3. Этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

4. Однокоренные слова, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

5. Синонимические, антонимические и фразеологические отношения: работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.

6. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты, позволяющие вести наблюдение над функционированием слов в речи.

Творческая деятельность учащихся в работе со «Словариком» состоит в следующем:

      исследовательская деятельность - анализ значения слова и особенно оттенков значения слова;

      различные виды моделирования лексических отношений и структур; исследование слова в тексте: его связей с другими словами, возникающих в тексте новых оттенков значения слова и переносных, иносказательных, обусловленных текстом значений;

      выбор слова в процессе конструирования (составления) предложений и текста; критический анализ выбранных слов, поиск лучшего слова, замена неудачно выбранных слов;

      творческие работы: рассказы и сочинения учащихся, их описания, зарисовки, шутки, юморески, загадки и пр.;

      составление собственных словариков [63, 152].

В процессе работы со «Словариком» у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование «Словарика» на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребенка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе [32, 167].

Практическая значимость состоит в том, что «Словарик» поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника, связанных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что, в свою очередь, повысит внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения [37, 56].

3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования

На этом этапе учащимся были разработаны задания. Критерии  оценивания результатов и диагностические задания в исследования : 1) значение слова (толкование); 2) нахождение однокоренных слов; 3) нахождение синонимов; 4) значение фразеологизмов; 5) верное употребление словарных слов в речи; 6) правописание словарных слов:

На основании данных критериев были разработаны задания.

1.              Что значит слово Медведь - …

2.              Подберите однокоренные слова к слову Медведь - …

3.              Подберите синоним к слову Медведь –

4.              Что означает выражение: « Медвежья услуга» -

5.              Выберите правильное употребление слова Медведь : Из чащи вышли на берег большая бурая (медведь, медведица, медвежонок)  и с ней два весёлых (медведь, медведица, медвежонок). Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на    скрипке.

6.              Вставьте пропущенную букву М…дведь.

Интерпретация результатов  давалась у чётом того, насколько верно младшие школьники выполнили задания. Максимальное количество баллов, которое дети могли набрать – 10 баллов, что соответствуют высокому уровню знаний  ( 4-й уровень); ( менее 10 до 7 – уровень выше среднего (3–й уровень) ; 6 – 4 – средний уровень ( 2-й уровень); 3 – 0  низкий уровень знаний (1-й уровень).

Результаты выполнения контрольного  среза в экспериментальном классе

Показатели

Уровни

Кол – во

человек

%

4-й уровень

высокий

6

27

3-й уровень

выше среднего

8

36

2-й уровень

средний

5

22

1-й уровень

низкий

3

13


 

Результаты выполнения заданий контрольного  среза в контрольной классе

Показатели

Уровни

Кол – во

человек

%

4-й уровень

высокий

5

21

3-й уровень

выше среднего

6

26

2-й уровень

средний

7

31

1-й уровень

низкий

5

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление результатов тестирования учеников экспериментальной группы до и после формирующего воздействия

Показатели

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Динамика, в %

кол-во,

чел.

%

кол-во,

чел.

%

 

4-й уровень

высокий

3

13,6

6

27

+3,4

3-й уровень

выше среднего

5

22,7

8

36

+13,3

2-й уровень

средний

8

36,3

5

22

- 14,3

1-й уровень

низкий

6

27,2

3

13

- 14,2

 

Сопоставление результатов тестирования учеников контрольной группы

Показатели

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Динамика, в %

кол-во,

чел.

%

кол-во,

чел.

%

 

4-й уровень

высокий

4

17,4

5

21

+3,6

3-й уровень

выше среднего

6

26

6

26

-

2-й уровень

средний

8

34, 7

7

31

- 3

1-й уровень

низкий

5

21,7

5

21

- 0,7

Информация о работе Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе