Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа
В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Исходя из изложенных положений, были разработаны учебно-методические пособия под названием «Занимательный словарик русского языка для начальной школы» – (Приложение 1).
Языковой материал по каждой лексической единице, внесенной в «Словарик», включает в себя несколько разделов:
1. Ребус: при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя проводят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.
2. Толкование лексемы и иллюстрация, помогающая лучше понять лексическое значение слова.
3. Этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.
4. Однокоренные слова, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.
5. Синонимические, антонимические и фразеологические отношения: работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.
6. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты, позволяющие вести наблюдение над функционированием слов в речи.
Творческая деятельность учащихся в работе со «Словариком» состоит в следующем:
исследовательская деятельность - анализ значения слова и особенно оттенков значения слова;
различные виды моделирования лексических отношений и структур; исследование слова в тексте: его связей с другими словами, возникающих в тексте новых оттенков значения слова и переносных, иносказательных, обусловленных текстом значений;
выбор слова в процессе конструирования (составления) предложений и текста; критический анализ выбранных слов, поиск лучшего слова, замена неудачно выбранных слов;
творческие работы: рассказы и сочинения учащихся, их описания, зарисовки, шутки, юморески, загадки и пр.;
составление собственных словариков [63, 152].
В процессе работы со «Словариком» у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование «Словарика» на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребенка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе [32, 167].
Практическая значимость состоит в том, что «Словарик» поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника, связанных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что, в свою очередь, повысит внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения [37, 56].
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования
На этом этапе учащимся были разработаны задания. Критерии оценивания результатов и диагностические задания в исследования : 1) значение слова (толкование); 2) нахождение однокоренных слов; 3) нахождение синонимов; 4) значение фразеологизмов; 5) верное употребление словарных слов в речи; 6) правописание словарных слов:
1. Что значит слово Медведь - …
2. Подберите однокоренные слова к слову Медведь - …
3. Подберите синоним к слову Медведь –
4. Что означает выражение: « Медвежья услуга» -
5. Выберите правильное употребление слова Медведь : Из чащи вышли на берег большая бурая (медведь, медведица, медвежонок) и с ней два весёлых (медведь, медведица, медвежонок). Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке.
6. Вставьте пропущенную букву М…дведь.
Интерпретация результатов давалась у чётом того, насколько верно младшие школьники выполнили задания. Максимальное количество баллов, которое дети могли набрать – 10 баллов, что соответствуют высокому уровню знаний ( 4-й уровень); ( менее 10 до 7 – уровень выше среднего (3–й уровень) ; 6 – 4 – средний уровень ( 2-й уровень); 3 – 0 низкий уровень знаний (1-й уровень).
Результаты выполнения контрольного среза в экспериментальном классе
Показатели | Уровни | Кол – во человек | % |
4-й уровень | высокий | 6 | 27 |
3-й уровень | выше среднего | 8 | 36 |
2-й уровень | средний | 5 | 22 |
1-й уровень | низкий | 3 | 13 |
Результаты выполнения заданий контрольного среза в контрольной классе
Показатели | Уровни | Кол – во человек | % |
4-й уровень | высокий | 5 | 21 |
3-й уровень | выше среднего | 6 | 26 |
2-й уровень | средний | 7 | 31 |
1-й уровень | низкий | 5 | 21 |
|
Сопоставление результатов тестирования учеников экспериментальной группы до и после формирующего воздействия
Показатели | Уровни | Констатирующий этап | Контрольный этап | Динамика, в % | ||
кол-во, чел. | % | кол-во, чел. | % |
| ||
4-й уровень | высокий | 3 | 13,6 | 6 | 27 | +3,4 |
3-й уровень | выше среднего | 5 | 22,7 | 8 | 36 | +13,3 |
2-й уровень | средний | 8 | 36,3 | 5 | 22 | - 14,3 |
1-й уровень | низкий | 6 | 27,2 | 3 | 13 | - 14,2 |
Сопоставление результатов тестирования учеников контрольной группы
Показатели | Уровни | Констатирующий этап | Контрольный этап | Динамика, в % | ||
кол-во, чел. | % | кол-во, чел. | % |
| ||
4-й уровень | высокий | 4 | 17,4 | 5 | 21 | +3,6 |
3-й уровень | выше среднего | 6 | 26 | 6 | 26 | - |
2-й уровень | средний | 8 | 34, 7 | 7 | 31 | - 3 |
1-й уровень | низкий | 5 | 21,7 | 5 | 21 | - 0,7 |