Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа
В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Например, в учебнике представлены такого рода упражнения:
Прочитай, вставляя подходящие по смыслу слова.
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у …. .
Пообедал я сперва
За решеткой у…. .
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил …. .
Ел морковку у слона,
С журавлем поел …. .
( С. Маршак)
Или же дается текст в котором это слово аналогично выделено
Вечером в каждом доме светится голубой экран. Идет передача из Москвы.
Также словарные слова даются в загадках
Я оставляю тонкий след,
Но жить он может много лет.
В пословицах : Выручай товарища в беде.
Сравнительный анализ учебников для начальной школы по традиционной системе и системе развивающего обучения Л.В. Занкова, с точки зрения обогащения лексического запаса , показал следующее:
- лексика не выделяется в специальный раздел, что ведет к формализму в изучении лексических явлений; изучение лексики связывается с изучением грамматического материала;
- занижены требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в области лексикологии в соответствии с их возрастными возможностями, что отрицательно сказывается на речевом развитии младших школьников;
- лексические упражнения не подкрепляются теоретическими знаниями, поэтому снижается их эффективность;
- работа с лингвистическими словарями предусмотрена лишь программой развивающего обучения Л.В. Занкова, но в очень малом объеме.
Содержание и формы работы учителя начальных классов по русскому языку обусловлены не только требованиями программы, но и действующими учебниками. Деятельность учителя, способы подачи нового материала определяются системой упражнений, характером заданий и контрольных вопросов, особенностями языкового материала, представленного в учебниках по русскому языку [2, 27].
В таблице 1 представлены результаты наблюдения за наличием типов упражнений и заданий по обогащению лексического запаса младших школьников в учебных комплектах по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и А.В. Поляковой.
Типы упражнений и заданий по обогащению лексического запаса младших школьников
Типы упражнений | Количество упражнений | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||
Т.Г. Рам- заева | А.В. Поля- кова | Т.Г. Рам- заева | А.В. Поля- кова | Т.Г. Рам- заева | А.В. Поля- кова | Т.Г. Рам- заева
| А.В. Поля- кова | |
Упражнения на толкование лексического значения слова | - | 4 | 6 | 1 | - | 2 | - | 3 |
Упражнения на толкование лексических значений многозначного слова | - | 9 | 4 | 18 | 6 | 11 | 3 | 20 |
Упражнения на подбор близких по значению слов | - | 3 | 2 | 8 | 8 | 3 | 5 | 4 |
Упражнения на подбор проти-воположных по значению слов | - | 4 | 5 | 7 | 11 | 4 | 7 | 5 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что типичными можно считать задания на подбор (нахождение, замену) близких и противоположных по значению слов (учебный комплект по русскому языку Т.Г. Рамзаевой), а также определение прямого и переносного значений слова (учебный комплект по русскому языку А.В. Поляковой). Но выполнение этих заданий не ориентирует младших школьников на использование лингвистических словарей русского языка [56, 45].
Анализ учебных комплектов по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и А.В. Поляковой свидетельствует о том, что представленные упражнения по лексике немногочисленны; работа над лексическим значением слов, полисемией, синонимией, антонимией и т.д. не носит систематического и целенаправленного характера.
Изучение данного вопроса показал, что в начальной школе лексикология изучается в узком значении этого термина, т. е. как словарная система языка. Лексика как раздел науки о языке в начальной школе изучают и в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них умении применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими группами слов).
Как мы видим этим вопросом занимались многие ученые, но актуальность остаётся и на сегодняшний день. Образование должно идти в ногу со временем поэтому требуются новые методы и подходы к организации системы словарной работы в начальных классах.
Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, учителя делают акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. Педагоги избегают употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью словарной работы на уроках русского языка - умение правильно писать и не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно-лексического запаса.
Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы на уроках русского языка.
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах
Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ № 119 Кировского района г. Уфы.
В своём исследовании для решения данной проблемы использовали различные приемы, формы и методы работы, которые проходили в трёх этапах.
Цель: проверить знания с, умения определять значение словарных слов.
Критерии оценивания результатов и диагностические задания в исследования : 1) значение слова (толкование); 2) нахождение однокоренных слов; 3) нахождение синонимов; 4) значение фразеологизмов; 5) верное употребление словарных слов в речи; 6) правописание словарных слов:
1. Что значит слово Заяц - …
2. Подберите однокоренные слова к слову Заяц - …
3. Подберите синоним к слову Заяц –
4. Что означает выражение: « За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» -
5. Выберите правильное употребление слова Заяц: Собрались старые зайц…( зайчата, зайчихи, зайцы) , сбежались маленькие зайч…( зайчата, зайчихи, зайцы), приплелись старые зайч …( зайчата, зайчихи, зайцы) - все слушают, как хвастается заяц Длинные Уши - Косые глаза - Короткий хвост.
6. Вставьте пропущенную букву За…ц.
Интерпретация результатов давалась у чётом того, насколько верно младшие школьники выполнили задания. Максимальное количество баллов, которое дети могли набрать – 10 баллов, что соответствуют высокому уровню знаний ( 4-й уровень); ( менее 10 до 7 – уровень выше среднего (3–й уровень) ; 6 – 4 – средний уровень ( 2-й уровень); 3 – 0 низкий уровень знаний (1-й уровень).
Результаты выполнения заданий констатирующего среза в экспериментальном классе
Показатели | Уровни | Кол – во человек | % |
4-й уровень | высокий | 3 | 13,6 |
3-й уровень | выше среднего | 5 | 22,7 |
2-й уровень | средний | 8 | 36,3 |
1-й уровень | низкий | 6 | 27,2 |
|
Результаты выполнения заданий констатирующего среза в контрольной классе
Показатели | Уровни | Кол – во человек | % |
4-й уровень | высокий | 4 | 17,4 |
3-й уровень | выше среднего | 6 | 26 |
2-й уровень | средний | 8 | 34, 7 |
1-й уровень | низкий | 5 | 21,7 |
|
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. [17, 28]
Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся:
1. Принцип деятельности, включающий ребенка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе, тесно связанный с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса, заключающийся в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип вариативности, предполагающий развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения поставленной задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.
6. Принцип творчества (креативности), предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Таким образом, для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов урока. Одной из узловых проблем методики преподавания русского языка в школе первой ступени является содержание и методика работы над непроверяемыми написаниями. [1, 460]