Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа

Краткое описание

В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

Например, в учебнике представлены такого рода упражнения:

Прочитай, вставляя подходящие по смыслу слова.

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у …. .

Пообедал я сперва

За решеткой у…. .

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил …. .

Ел морковку у слона,

С журавлем поел …. .

( С. Маршак)

Или же дается текст в котором это слово аналогично выделено

Вечером в каждом доме светится голубой экран. Идет передача из Москвы.

Также словарные слова даются в загадках

Я оставляю тонкий след,

Но жить он может много лет.

Карандаш.

В пословицах : Выручай товарища в беде.

Сравнительный анализ учебников для начальной школы по традиционной системе и системе развивающего обучения Л.В. Занкова, с точки зрения обогащения лексического запаса , показал  следующее:

- лексика не выделяется в специальный раздел, что ведет к формализму в изучении лексических явлений; изучение лексики связывается с изучением грамматического материала;

- занижены требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в области лексикологии в соответствии с их возрастными возможностями, что отрицательно сказывается на речевом развитии младших школьников;

- лексические упражнения не подкрепляются теоретическими знаниями, поэтому снижается их эффективность;

- работа с лингвистическими словарями   предусмотрена лишь программой развивающего обучения Л.В. Занкова, но в очень малом объеме.

Содержание и формы работы учителя начальных классов по русскому языку обусловлены не только требованиями программы, но и действующими учебниками. Деятельность учителя, способы подачи нового материала определяются системой упражнений, характером заданий и контрольных вопросов, особенностями языкового материала, представленного в учебниках по русскому языку [2, 27].

В таблице 1 представлены результаты наблюдения за наличием типов упражнений и заданий по обогащению лексического запаса младших школьников в учебных комплектах по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и А.В. Поляковой.

Типы упражнений и заданий по обогащению лексического запаса младших школьников

 

Типы упражнений

Количество упражнений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Т.Г. Рам-

заева

А.В. Поля-

кова

Т.Г. Рам-

заева

А.В. Поля-

кова

Т.Г. Рам-

заева

А.В. Поля-

кова

Т.Г. Рам-

заева

 

А.В. Поля-

кова

Упражнения   на  толкование лексического значения слова

   -

  4

  6

  1

-

2

-

  3

Упражнения  на  толкование

лексических   значений многозначного слова

-

9

  4

  18

6

11

3

20

Упражнения на подбор близких по значению слов

-

3

  2

  8

8

  3

5

  4

Упражнения на подбор проти-воположных по значению слов

-

4

  5

  7

11

  4

7

5

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что типичными можно считать задания на подбор (нахождение, замену) близких и противоположных по значению слов (учебный комплект по русскому языку Т.Г. Рамзаевой), а также определение прямого и переносного значений слова (учебный комплект по русскому языку А.В. Поляковой). Но выполнение этих заданий не ориентирует младших школьников на использование лингвистических словарей русского языка [56, 45].

Анализ учебных комплектов по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и А.В. Поляковой  свидетельствует о том, что представленные упражнения по лексике немногочисленны; работа над лексическим значением слов, полисемией, синонимией, антонимией и т.д. не носит систематического и целенаправленного характера.

Выводы по второй главе.

Изучение данного вопроса показал, что  в начальной  школе лексикология изучается в узком значении этого термина, т. е. как словарная система языка. Лексика как раздел науки о языке в  начальной школе изучают и в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них уме­нии применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими груп­пами слов).

Как мы видим этим вопросом занимались многие ученые, но актуальность остаётся и на сегодняшний день. Образование должно идти в ногу со временем поэтому требуются новые методы и подходы к организации системы словарной работы в начальных классах.

Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, учителя делают акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. Педагоги избегают употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью словарной работы на уроках русского языка - умение правильно писать и не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно-лексического запаса.

Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы на уроках русского языка.

 

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах

Экспериментальная работа  проводилась на базе МОУ СОШ № 119 Кировского района г. Уфы.

В своём исследовании для решения данной проблемы использовали различные приемы, формы и методы работы, которые проходили в трёх этапах.

Констатирующий этап

Цель: проверить знания с, умения определять значение словарных слов.

Критерии  оценивания результатов и диагностические задания в исследования : 1) значение слова (толкование); 2) нахождение однокоренных слов; 3) нахождение синонимов; 4) значение фразеологизмов; 5) верное употребление словарных слов в речи; 6) правописание словарных слов:

На основании данных критериев были разработаны задания.

1.              Что значит слово Заяц - …

2.              Подберите однокоренные слова к слову Заяц - …

3.              Подберите синоним к слову Заяц –

4.              Что означает выражение: « За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» -

5.              Выберите правильное употребление слова Заяц: Собрались старые зайц…( зайчата, зайчихи, зайцы) , сбежались маленькие зайч…( зайчата, зайчихи, зайцы), приплелись старые зайч …( зайчата, зайчихи, зайцы)  - все слушают, как хвастается заяц Длинные Уши - Косые глаза - Короткий хвост.

6.              Вставьте пропущенную букву За…ц.

Интерпретация результатов  давалась у чётом того, насколько верно младшие школьники выполнили задания. Максимальное количество баллов, которое дети могли набрать – 10 баллов, что соответствуют высокому уровню знаний ( 4-й уровень); ( менее 10 до 7 – уровень выше среднего (3–й уровень) ; 6 – 4 – средний уровень ( 2-й уровень); 3 – 0  низкий уровень знаний (1-й уровень).

Результаты выполнения заданий констатирующего  среза в экспериментальном классе

Показатели

Уровни

Кол – во

человек

%

4-й уровень

высокий

3

13,6

3-й уровень

выше среднего

5

22,7

2-й уровень

средний

8

36,3

1-й уровень

низкий

6

27,2

 


 

Результаты выполнения заданий констатирующего  среза в контрольной классе

Показатели

Уровни

Кол – во

человек

%

4-й уровень

высокий

4

17,4

3-й уровень

выше среднего

6

26

2-й уровень

средний

8

34, 7

1-й уровень

низкий

5

21,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Система  работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. [17, 28]

Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся:

1. Принцип деятельности, включающий ребенка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе, тесно связанный с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса, заключающийся в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип вариативности, предполагающий развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения поставленной задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.

6. Принцип творчества (креативности), предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Таким образом, для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов урока. Одной из узловых проблем методики преподавания русского языка в школе первой ступени является содержание и методика работы над непроверяемыми написаниями. [1, 460]

Информация о работе Развитие языковой компетенции на примере словарной работы на уроках русского языка в третьем классе