Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, дипломная работа
В нашей дипломной работе мы проведем анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объектом исследования является процесс развития языковой компетенции на основе словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования - развитие языковой компетенции на примере системы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель исследования – теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции учащихся ни примере системы словарной работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы на современной этапе развития ;
2) изучить и систематизировать опыт работы по системе словарной работы в начальной школе;
3) проанализировать опыт работы по созданию методов организации словарной работы;
4) создать и апробировать комплекс упражнений по словарной работе в начальных классах.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Компетентностный подход в образовании……………………………….10
1.2 Понятие языковой компетенции……………………………………………17
1.3 Формирование языковых компетенций в начальной школе……………...20
1.4 Общая характеристика речевого развития младших школьников………24
Выводы по первой главе…………………….......................................................29
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проблема формирования системы словарной работы на уроках русского языка в историческом аспекте…………………………………………………..30
2.2 Принципы и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………………………….32
2.3 Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………37
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов
(Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы……………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СИСТЕМЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Анализ исходного уровня относительно знаний словарных слов в начальных классах…………………………………………………………….....51
3.2 Система работы по формированию системы словарной работы на уроках русского языка…………………………………………………………………...53
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментального исследования………56
Выводы по третьей главе………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..62
ГЛОССАРИЙ НАУЧНОГО АППАРАТА……………………………………...67
ГЛОССАРИЙ ПЕРСОНАЛИЙ…………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Работа со словами, включающими безударные гласные, в школьной практике нередко сводится к контрольно – повторительным упражнениям типа списывания с пропуском орфограмм, записи по слуху и т.п. преобладание контролирующих видов работ над обучающими приводит к большому количеству ошибок. Орфографически неправильно написанное слово даёт в дальнейшем повторение той же самой ошибки, даже в тех случаях, когда это слово (после его неправильного написания) было тщательно проанализировано учителем и учениками на уроке, проделан ряд упражнений.
2. Работа над ошибками в словах с непроверяемыми орфограммами нередко носит механический характер и сводится к многократному выписыванию ошибочных написаний, так как сам характер работы исключает активную мыслительную деятельность учащихся.
3. Словарно – орфографическая работа часто не бывает связана с изучением основного грамматико – орфографического материала, проводится в отрыве от него, и это не только нарушает логический ход урока, но и приводит к непродуктивной затрате времени, отведенного на изучение той или иной темы.
Одним из эффективных способов заучивания словарных слов является их группировка по разным признакам.
Группировка слов, подлежащих усвоению, определяется следующими приёмами.
1) подбор слов на назначению (овощи, ягоды, птицы);
2) по темам ( огород, ребята, работа, хорошо);
3) распределение слов по графическому сходству или графическому контрасту (пенал, тетрадь, дежурный);
4) распределение по грамматическим темам.
ворона, сорока – барабан, карандаш
Пиши с о
морковь
помидоры
огурец
кочан
Распределение слов по темам целесообразно использовать как вспомогательные средства и, главным образом, на начальном этапе обучения, а далее в качестве вспомогательного приёма , наряду с распределением по графическому признаку, можно считать распределение по грамматическим темам [13, 174].
Слова, сгруппированные по тому или иному признаку, полезно повторить в таком же сочетании неоднократно.
Из разнообразных средств наглядности, помогающих лучше усвоить слова с непроверяемыми написаниями, особое внимание следует обратить на использование в классе подвижного словарика, который в практике получил название «Витрина словарных слов». Подобный словарик удобен тем, что он позволяет при повторении или при подготовки к самостоятельной работе брать любое количество изученных слов и группировать их по – разному.
Работа со словами с непроверяемыми написания складывается из следующих компонентов:
1. Первоначальное знакомство со словами.
2. Упражнения, направленные на запоминание зрительно – графического образа слова.
3. Проверка знаний учащихся.
1.Первоначальное знакомство со словами, имеющими в своем составе непроверяемые безударные гласные.
Привлечение к словарно – орфографическому материалу активного внимания учащихся на начальном этапе знакомства имеет большое значение, так как помогает сократить все последующие упражнения. От того, как будет организовано первоначальное знакомство со словом, зависит многое.
Работа обычно начинается с того, что записанное учителем на доске или на плакате слово прочитывается, выясняется его значение (если есть в этом необходимость), когда это возможно, используется картинная или предметная наглядность. Предназначенное для запоминания слово записывается учащимися в тетради. Здесь же полезно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изучаемому слову. Чем шире будут использованы различные смысловые ассоциации между ними, тем эффективнее будет процесс запоминания.
Образуя новые слова путем присоединения к одному и тому же корню различных аффиксов, анализируя состав слов с одним корнем, учащиеся вскрывают значение корня и словообразующих морфем, сопоставляют данные слова друг с другом и тем самым связывают форму слова с его содержанием.
Подбирая родственные слова с непроверяемыми безударными гласными полезно записывать их столбиком или лесенкой, чтобы ярче выделялись те части слова, которые пишутся одинаково :
огород
огородный
огородник
Большую пользу на этом этапе приносят и упражнения в составлении словосочетаний и предложений с изучаемыми словами. Правильный подбор однокоренных слов, сочетаний, составление предложений указывают на понимание учащимися значений слов, учат употреблению их в речи. Работу над словосочетаниями можно усложнить, особенно в 3-4 классах, сочетая ее либо с грамматическим заданием, либо упражнением по развитию речи учащихся.
Упражнения в составлении словосочетаний будут не только способствовать закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами, но и помогут учащимся быстро выделять словосочетания в тексте, что окажет в свою очередь положительное влияние на грамотность детей.
2.Упражнения, направленные на запоминание зрительно – графического образа слова.
Большое значение для орфографии имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Упражнения должны опираться на различные восприятия и быть достаточно разнообразным. К числу таких упражнений, наряду со списываем, относится зрительный диктант с предварительном фонетическим анализом и специальной фикцией орфографических трудностей.
Зрительный диктант, являясь хорошим тренировочным упражнением, может иметь и другие варианты:
а) слово записывается на виду у всего класса, дети наблюдают за движением пишущей руки учителя, затем внимательно прочитывают написанное и воспроизводят в своих тетрадях по памяти (слово с доски стирается);
б) после прочтения написанного слова ученики внимательно его рассматривают и «пишут» в воздухе одним непрерывным движением, после чего слово записывается в тетрадях;
в) дети внимательно рассматривают ранее написанное на доске слово, выделяют содержащиеся в нем орфографические трудности, затем слово стирается, а учащиеся записывают его в тетрадях.
Работа с запоминаем слов непроверяемыми написаниями проводится в следующем порядке:
1. Припомни слова на заданную тему (например, «Птицы»).
2. Запиши по памяти эти слова в тетрадь, после последнего слова поставь вертикальную черту.
3. Открой словарь в конце учебника, проверь себя и допиши за чертой те слова, которые остались не записанными.
Каждый этап этого упражнения предельно активизирует мыслительную деятельность учащихся, а результативный характер всей работы, выполняемой за короткий промежуток времени, делает её особенно интересной для учащихся, способствует активному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями, приучает к самопроверке по словарю.
В период закрепления целесообразно проводить диктант с предварительной подготовкой. Этот вид обучающего диктанта проводится следующим образом: на доске записываются слова с непроверяемыми написаниями ( 10 – 15 слов во втором классе, 20 – 25 – в третьем классе). Из их числа дети записывают лишь те, в написании которых они сомневаются, затем слова на доске стираются, и учащиеся пишут их по диктовку. Индивидуальная подготовка к диктанту преследует цель – развитие орфографической зоркости учащихся. Особая ценность этой работы состоит в том, что выписанные учащимися слова анализируются учителем и в зависимости от того насколько трудности типичны для большинства учащихся, включаются в последующие работы [14, 478].
Наряду с упражнениями, активизирующими зрительную память, положительную роль играет и послоговое проговаривание слов.
Активной формой обучения являются различные виды проверки: самопроверка по словарю, взаимная проверка написанного, когда учащиеся обмениваются тетрадями.
Большой эффект дает запись ряда однокоренных слов с выделением в каждом из них непроверяемой орфограммы, а также запись слов по тематическим группам или по графическому сходству. [ 61, 68]
4. Проверка знаний учащихся
В качестве проверки правописания слов с непроверяемой гласной используется как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты [30, 26-32].
Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков правописания гласных, непроверяемых ударением, находятся в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития учащихся, так и от развития их внимания, воли, памяти, способности анализа и т.д., поэтому при проведение словарно – орфографической работы обязательно следует осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения, прежде всего помогая слабоуспевающим ученикам [27, 13-18].
Совершенно очевидно, что успех словарно- орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:
1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторяемости).
2. Сочетание словарно – орфографической работы с изучением основных тем программы.
3.Тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляциооные восприятия.
4. Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарём.
5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов. [58, 5-78].
2.4 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов (Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой) с точки зрения эффективности предлагаемой системы словарной работы
Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом».
Так, проанализировав учебник по русскому языку авторов: Т.Г. Рамзаевой , А.В. Поляковой , можно сделать вывод:
Учебник «Русский язык» А.В. Поляковой разработан на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова [19,227].
В целом курс русского языка 1-4 классов четырехлетней школы не является пропедевтическим, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное изучение знаний, умений и навыков, начиная с первого класса. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису, взаимодействующие с другими разделами языка - фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков [56, 37].
На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. В ходе наблюдений над словом учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу, что следует правильно употреблять их в речи. Одновременно школьники учатся различать классы (разряды) слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонением и спряжением) и грамматических признаков разрядов слов. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях (усвоение слов с непроверяемыми написаниями по спискам для каждого класса). [3, 478].
По данной системе дополнительно к учебнику предлагается учебник О.А. Ерёмина, М.М. Кривенкова «Я выучу словарные слова». Авторы учебника вводят понятие орфограммы и ведут систематическую работу над некоторыми правилами правописания. В пособии предложены упражнения, которые соответствуют основным темам класса и включают все слова «Орфографического словарика», который представлен в конце учебника. Эти упражнения помогут повторить темы учебника и закрепить правописание орфографически сложных слов. То есть представлена определенная система, где параллельно с темами даются словарные слова.
Учебник «Русский язык» А.В. Поляковой имеет недостатки, здесь учитель должен сам определять когда и какие словарные слова давать, сам учебник не предусматривает упражнений по знакомству и закреплению словарных слов, просто в конце учебника дается список. Большую роль тут играет учитель который организует учебную деятельность.
Учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой ориентирован на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 - 4 классах (5 + 5 + 6 + 6 ч/нед). Преемственна с программой «Русский язык. 5 – 9»(М.Т. Баранов и др.) Направлена на формирование осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка, на развитие умений анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать языковой материал. Большое место отводится работе над лексическим значением слова, дети наблюдают за смыслом слов в контексте, выясняют оттенки значений слов. Большое внимание уделяется орфографии, ведь именно с первых уроков русского языка у детей должны формироваться основы правописания [55, 176-194].
Словарные слова представлены на форзаце учебника, где они написаны в алфавитном порядке. Затем на протяжение всего курса они встречаются в упражнениях и выделены синим цветом (слова, написание которых нужно запомнить).