Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:21, контрольная работа

Краткое описание

Словосочетание - синтаксическая единица, которая формируется на основе реализации синтаксических свойств слова, в результате семантического распространения одного слова другим. Способность слова сочетаться с другими словами, распространяться другими словами называется валентностью, а сочетательные свойства слова валентными. Валентность слов различна и определяется синтаксическими свойствами слова, его морфологической природой и семантикой. Возьмем, например, слово праздник. Оно может сочетаться с прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными (прекрасный праздник, наступающий праздник, мой праздник) и с существительными в родительном падеже (праздник школы, города, факультета); слово встречать – с винительным падежом (встречать студентам), с творительным падежом (встречать с другом), с наречиями (встречать дружно, радостно, ласково, гостеприимно).

Оглавление

1. Словосочетание и сочетание слов…………………………………………... 3
1.1. Структура и семантика словосочетаний………………………………… 4
1.2. Виды словосочетаний………………………………………………………. 6
1.3. Простые и сложные словосочетания……………………………………... 7
1.4. Виды подчинительной связи слов в словосочетании………………….. 8
2. Предложение как основная единица синтаксиса…………………………. 11
2.1. Типы предложений в русском языке……………………………………... 12
2.2.Виды односоставных предложений………………………………………... 16
3. Литература…………………………………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Московский  государственный открытый университет 

имени М.А. Шолохова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по русскому языку

 

 

 

Выполнила студентка  заочного отделения 402-2 группы дефектологического факультета по специальности логопедия 

Бабак О.В.

проверила: Бекетова В.Н.

 

 

 

 

 

Шадринск 2007

 

содержание

1. Словосочетание и сочетание слов…………………………………………...

3

1.1. Структура и семантика словосочетаний…………………………………

4

1.2. Виды словосочетаний……………………………………………………….

6

1.3. Простые и сложные словосочетания……………………………………...

7

1.4. Виды подчинительной связи слов в словосочетании…………………..

8

2. Предложение как основная единица синтаксиса………………………….

11

2.1. Типы предложений в русском языке……………………………………...

12

2.2.Виды односоставных предложений………………………………………...

16

3. Литература……………………………………………………………………..

24


 

 

1. Словосочетание и сочетание слов

 Словосочетание - синтаксическая единица, которая формируется на основе реализации синтаксических свойств слова, в результате семантического распространения одного слова другим. Способность слова сочетаться с другими словами, распространяться другими словами называется валентностью, а сочетательные свойства слова валентными. Валентность слов различна и определяется синтаксическими свойствами слова, его морфологической природой и семантикой. Возьмем, например, слово праздник. Оно может сочетаться с прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными (прекрасный праздник, наступающий праздник, мой праздник) и с существительными в родительном падеже (праздник школы, города, факультета); слово встречать – с винительным падежом (встречать студентам), с творительным падежом (встречать с другом), с наречиями (встречать дружно, радостно, ласково, гостеприимно).

 Поскольку словосочетания  образуются путем распространения  одного слова другим, то связь между словами подчинительная.

 Подчинительная  связь – это связь формальной зависимости одного слова от другого, которая предопределяется категориальными и свойствами слова. Поэтому в словосочетании одно слово главное (стержневое), а другое зависимое, формально подчиняющееся главному: читать* книгу, широкая равнина*, наш университет*, подвиг* солдата.

 Словосочетание представляет  собой соединение не менее  двух знаменательных слов. Поэтому  следует отличать словосочетания  как особые синтаксические единицы от несинтаксических сочетаний, возникающих только в структуре предложения.

 К несинтаксическим  сочетаниям слов относятся:

  1. Фразеологические единицы, выступающие одним членом предложения. Например, Они работали спустя рукава. Отец намылил ему голову за опоздание. В данных примерах выделенные члены предложения являются обстоятельством образа действия и сказуемым, которые выражены фразеологическими оборотами.
  2. Члены предложения, выраженные сложными грамматическими формами, например, формой будущего времени глагола (буду рассказывать, буду смотреть), формой сравнительной степени прилагательного (милее всех, самая красивая).
  3. Синтаксически неразложимые сочетания, образующие смысловые единства. К синтаксически неразложимым сочетаниям слов относятся: сочетания слов, обозначающие единые понятия и выступающие одним членом предложения. Например: Около крыльца стояло человек восемь колхозников. В данном примере выделенное количественно-именное сочетание слов обозначает единое понятие о лице, а в предложении играет роль подлежащего.

 На летних  каникулах студенты решили поехать в спортивный лагерь.

 В данном примере составное глагольное сказуемое является синтаксически неразложимым сочетанием слов, обозначающим предикативный признак предмета.

 К словосочетаниям не относятся сочетания слов, которые рассматриваются как сочетания, образующиеся лишь в структуре предложения:

  1. Предикативные сочетания слов – сочетания главных членов предложения – подлежащего и сказуемого, образующих грамматическую основу предложения. Например, В середине лета по Десне закипали сенокосы (Носов).
  2. Сочинительные сочетания слов, представляющие синтаксически равноправные, однородные члены предложения. Например: Раскаленные камни и песок обжигали босые ноги. (Конецкий).
  3. Сочетание обособленных членов предложения с членами, к которым они относятся. Например: Лампа, одетая в розовый абажур, уютно озаряла центр комнаты. (Грин).

1.1.Структура и семантика словосочетаний

 Структуру словосочетания  составляет совокупность 4-х конструктивных  признаков:

  1. грамматическая природа сочетающихся слов;
  2. вид подчинительной связи;
  3. наличие или отсутствие служебных слов;
  4. порядок слов.

 В современном русском  языке словосочетания строятся  по определенным структурным  схемам, моделям. Например, «прилагательное + существительное» – сильная держава, веселый смех; «глагол + существительное в винительном падеже», - принимать бюджет, читать статью; «глагол + наречие» – говорить громко, повторить вслух; «числительное + существительное в родительном падеже» – три студента и др.

 Словосочетание обладает  свойственным лишь ему грамматическим  значением, которое определяется  характером синтаксических отношений  между зависимым и главным  компонентами.

 Выделяются четыре  основные типа синтаксических  отношений в словосочетании:

  1. Атрибутивные (определительные) отношения – это отношения между предметом и его признаком. Они возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных с прилагательными, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, полными причастиями, существительными, наречия, инфинитивом: городской сад, наш дом, третий курс, прочитанная лекция, радость победы, кофе по-турецки, стремление выступить. Атрибутивные отношения выделяются при помощи вопросов какой? чей? В этом случае зависимое слово в предложении выступает в роли определения.
  2. Объектные отношения – это отношения между действиями и предметами приложения действия. Они возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов с именами существительными, местоимениями-существительными и реже с инфинитивом: писать лекцию, провожать его, просить беречь. Объектные отношения могут складываться и в словосочетаниях с главным словом прилагательным, существительным и категорией состояния: покорение вершины, достоин помощи, жаль товарища.

 Объектные отношения выявляются в том случае, если к зависимому слову можно поставить только вопрос косвенного падежа. В этом случае зависимое слово в предложении выступает в виде дополнения.

  1. Обстоятельственные отношения – это отношения действия к различным обстоятельствам, в которых оно совершается. Они свойственны глагольным словосочетаниям, так как действия всегда происходят в каком-то месте, времени: отдыхать у моря, возвращаться утром, пропустить по болезни, уехать осенью, читать быстро. Среди этих отношений выделяются пространственные, временные, причинные, целевые, условные, уступительные. Данные отношения позволяют ставить «обстоятельственный» грамматический вопрос от главного слова к зависимому. В этом случае зависимый компонент в предложении выступает в роли обстоятельства.

 В особую группу  выделяются комплетивные (восполняющие) отношения – «предметы и их  количества». Они возникают при  информативной недостаточности  главного слова, когда появляется  необходимость в смысловом добавлении. Зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного слова: две березы, много сказок, слыть чудаком, мало звезд, в третьем часу. В словосочетаниях с восполняющими отношениями нельзя поставить смысловой вопрос от главного слова к зависимому, так как главное слово информативно недостаточно и составляет с зависимым словом тесное единство. Словосочетание с этим значением выполняет обычно роль одного члена предложения.

1.2. Виды словосочетаний

 По степени синтаксической  спаянности в синтаксисе различаются  синтаксически свободные и синтаксически несвободные (цельные) словосочетания.

 Свободные словосочетания – это такие, которые состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Каждый их компонент выполняет в предложении роль отдельного члена предложения. Компоненты свободных словосочетаний могут замещаться словами соответствующей категории: золотая осень, ранняя осень. Холодная осень, дождливая осень.

 Несвободные (нечленимые, неделимые, цельные) – это словосочетания. Тесно лексически связанные и нечленимые в данном контексте. Хотя каждое слово в них сохраняет самостоятельное лексическое значение, в предложении они всегда являются одним членом предложения: три друга, мало слов, несколько учеников, никто из них, хотел поступать, начал учиться, готов помочь и др. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания обнаруживаются только при функционировании в предложении, где они утрачивают раздельность компонентов: Один из студентов вернулся поздно (один из студентов – подлежащее).

 От свободных и  синтаксически несвободных словосочетаний следует отграничивать устойчивые, фразеологические сочетания, в которых компоненты утрачивают самостоятельность: гонять лодыря, бить баклуши, зайти в тупик, строить воздушные замки, держать нос по ветру, дать слово, филькина грамота.

1.3. Простые и сложные словосочетания

При делении словосочетаний по структуре принято выделять простые  и сложные.

 Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: принять решение, красивое пальто, курс обучения, тропинка из рощи. Эти словосочетания построены на основе одного вида связи (или согласования, или управления, или примыкания). Как правило, простые словосочетания двусловны, но могут иметь в своем составе и три слова при наличии аналитических форм (самый красивый город, будет учит в школе).

 Сложные словосочетания состоят из трех и более знаменательных слов. Они образуются на основе разных видов связи: увлеченно смотреть новый фильм, первые цветы в апреле. Чаще всего сложные словосочетания образуются из простых словосочетаний путем различной комбинации их:

  1. Словосочетания, в которых связь исходит из одного слова: защитить диплом в срок; великая сила души; тихо рассказывать сказку.
  2. Словосочетания, в которых связь исходит из разных слов: выступление молодых актеров; показать интересный фильм; свет яркой звезды.

 При такой классификации  простых и сложных словосочетаний  все внимание направлено на  вид связи. Существует еще группа  словосочетаний, переходных от простых  к сложным; в них входят словосочетания, в составе которых имеются  синтаксически несвободные словосочетания: девочка семи лет, юноша с голубыми глазами, знать много песен, купить три тетради.

  Таким образом,  при определении количественно-структурного  типа словосочетаний следует  обращать внимание не только  на количество случаев связи: в словосочетании самый приятный отдых – 3 слова, но один случай связи между словоформой самый приятный и словом отдых – согласование, поэтому такое словосочетание называется простым. А между словом самый и приятный связи нет, потому что это сложная форма сравнительной степени прилагательного.

Классификация словосочетаний по главному слову опирается на морфологическое  выражение главных слов. В соответствии с этим различаются следующие  типы словосочетаний:

  1. Именные словосочетания в зависимости от характера имени делятся на:

а) субстантивные (главное слово – имя существительное): зимний день, мой дом, отрывок из повести, умение нравиться, свидание с другом, седьмой день.

б) адъективные (главное слово – имя прилагательное): полезный для здоровья, едва слышный, широкий в плечах, способный организовать, очень известный, равнодушный ко всему.

в) с главным словом числительным: три друга, два студента, один из немногих, пятый по списку.

  1. С главным словом местоимением: кто-то из ребят, нечто необычное, кто-нибудь из знакомых, каждый из них, некто в сером, что-нибудь особенное, любой из выступающих.
  2. Глагольные словосочетания. В роли главного слова выступают различные формы глагола (причастия и деепричастия): доверить другу, нарушить границу, стремиться к знаниям, думающий о жизни, вспоминая о прошлом.
  3. Наречные (адвербиальные) словосочетания. В роли главного слова выступает наречие или категория состояния: очень громко, по осеннему холодно, больно руку, далеко от дома, мне весело, высоко в горы, хорошо в лесу. Следует отметить, что некоторые лингвисты выделяют словосочетания с категорией состояния в роли главного слова (очень больно, мне грустно, трудно с ним) в отдельную группу.

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"