Малые фольклорные жанры на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 22:24, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

Файлы: 1 файл

Odnoy_iz_vazhneyshikh_zadach_urokov_russkogo_ya (1) (2).docx

— 19.75 Кб (Скачать)

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА                        КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

Учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, поговорки, загадки, для которых характерны меткость, краткость и образность языка.

Пословицы и поговорки убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становились учебником жизни.

Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.

Малые фольклорные жанры несут в своем содержании богатый потенциал для нравственного развития учащихся.

Рассмотрим, как же может быть организована работа с малыми фольклорными жанрами на уроках русского языка в начальной школе.

При изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» важно научить учащихся пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с формой этого слова или однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.

Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы:

• Конец — делу венец.

• Кончил дело, гуляй смело.

В одной из пословиц имеется слово с безударным гласным, а в другой — однокоренное слово, в котором этот гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова конец и кончил, ставят ударение и подчеркивают гласную букву о. После нахождения слов с изучаемой орфограммой учитель спрашивает: «Чему нас учат эти пословицы?»

Метод подстановки применяется и при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов или перед парными согласными. Так, в I классе ученики заучивают поговорку Береги нос в большой мороз. При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во II классе учитель вспоминает эту поговорку, записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз.

Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом – з. Учитель предлагает подобрать такое однокоренное слово или изменить слово так, чтобы согласный на конце слова был слышен ясно. Дети делают вывод, что для проверки нужно, чтобы после парного согласного стоял гласный или сонорный согласный. Под пословицей записываются слова: нос — носы — носик, мороз — морозы — морозец. При этом сомнительные согласные на письме выделяются.

Использование пословиц на уроках русского языка помогает учащимся лучше запомнить правило, но не следует забывать и о нравственном развитии младших школьников.

Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.

Так, работу со словами близкими и противоположными по смыслу можно организовать следующим образом.

На доске записаны пословицы  со словом друг.

Без беды друга не узнаешь. 

Друга ищи, а нашёл - береги.

- Что общего в этих пословицах?

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Кого мы называем другом?

- Прочитайте слова, записанные на доске: друг, приятель, враг, товарищ, недруг.

- Все ли слова мы употребляем в одной ситуации?

- На какие группы можно разделить данные слова?

- Запишите слова близкие по смыслу слову в один столбик, а противоположные – в другой столбик.

- Какие орфограммы встретились в этих словах?

Дома можно предложить ученикам подобрать пословицы со словами товарищ, враг.

Также может быть организована работа с загадками на уроках русского языка.

Вставь материал по организации работы с загадками на уроке русского языка (конкретные примеры работы с загадками (2-3) – по аналогии работы с пословицами, которую я тебе подправила).

 

 

Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

Выделенный текст можно перефразировать для вывода.

 

 


Информация о работе Малые фольклорные жанры на уроках русского языка