Развитие творческих способностей подростка посредством создания креативного поля в процессе обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание метода развития творческих способностей «создание креативного поля» и экспериментально проверить его эффективность в процессе обучения английскому языку учащихся 9 классов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать структурно- содержательные особенности творческих способностей личности
выявить методы развития творческих способностей учащихся
охарактеризовать метод развития творческих способностей учащихся «креативное поле».
эмпирически проверить эффективность использования метода «создание креативного поля» на развитие творческих способностей подростка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретическое обоснование исследования………………………...…7
1.1. Природа творческих способностей личности…………...………………..7
1.2. Психолого-педагогические особенности подростка……………………16
1.3. Методы развития творческих способностей подростка……………...…19
1.4.Создание креативного поля как метода развития творческих способностей подростка……..………………………………………………..22
Глава II Практическое исследование творческих способностей подростка в процессе обучения английскому языку………………………………………26
2.1. Описание эмпирической базы исследования……………...…………….26
2.2 Описание метода исследования творческих способностей подростка…28
2.3 Описание констатирующего эксперимента …………………………...…29
2.4 Описание формирующего эксперимента…………………………………32
2.5 Результаты контрольного эксперимента………………………...………43
Заключение…………………………………………………………………..…46
Библиографический список………………………………...………………....48
Терминологический справочник……………………………………………...51
Приложения ……………………………………………………………….…...52

Файлы: 1 файл

диплом для распечатки.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Поскольку этот период характеризуется  желанием утвердить свою личность в  глазах других, его легко проследить  едва ли не во всех действиях и поступках подростка. Сложность и противоречивость натуры подростка в том, что при ярко выраженной претензии на взрослость, на самостоятельность он из-за недостаточности знаний, нехватки жизненного опыта испытывает состояние внутренней неуверенности в своих силах и умениях. Потому-то  он и рвется продемонстрировать все свои таланты и способности, которые являются темой нашего исследования.

Параллель 9 кл, 1 страта –  экспериментальная

Параллель 9 кл, 2 страта  - контрольная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Описание  метода исследования.

Для выявления уровня развития творческих способностей нами был использован тест Гилфорда.[21; 7]

В нашем исследовании мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.

Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом  редко приводимых ответов, необычным употреблением  элементов, оригинальностью структуры ответа.

Кроме того,  данный  тест специально модифицирован  для  детей 10 – 15 лет. Время выполнения теста 3 минуты. Задача теста: придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемых: «Придумайте  как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: I L T A. Пожалуйста, используйте буквы в любом порядке».

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Описание констатирующего эксперимента

Цель констатирующего  этапа – выявление начального  уровня развития творческих способностей.

Метод: тест Гилфорда.

Результат исследования уровня развития творческих способностей в 1 страте  9 классов [прил. 3, 5]

имя

беглость

оригинальность

гибкость

творчество

Маша. М

3

15

0,8

18,8

Галя. И

3

15

0,8

18,8

Вика И

3

15

0,8

18,8

Кристина П.

3

15

0,8

18,8

Женя Б

4

17,5

0,9

22,4

Вася Б.

4

17,5

0,9

22,4

Вася Д.

4

17,5

0,9

22,4

Леня К.

4

17,5

0,9

22,4

Ярослав. К

4

17,5

0,9

22,4

Данил. К

4

17,5

0,9

22,4

Итог:

7

32,5

1,7

41,2


 

Беглость:1 предложение – 1 балл, учащиеся придумали 7 предложений, Б = 7

Гибкость:1 слово – 0,1 балл, m – число слов = 17 Г = 0,1 m = 0,1*17=1,7

Оригинальность – Ор = 5k, где, k – число оригинальных предложений = 6,5 Ор – 5*6,5 =32,5

Креативность-

Т = 7+1,7+32,5 = 41,2, где Т – суммарный показатель теста.

Таким образом, мы видим, что уровень развития творческих способностей зафиксирован на отметки в 41,2, показатель беглости на отметки 7, гибкости – 1,7, а оригинальности – 32,5.

Результат исследования уровня развития творческих способностей во 2 страты 9 классов. [ прил. 3, 5]

имя

беглость

оригинальность

гибкость

творчество

Кирилл Ш.

3

15

0,8

18,8

Саша. Е

3

15

0,8

18,8

Аня П.

3

15

1

19

Ксюша. С

3

15

1

19

Алена. В

3

15

1

19

Сережа Ц.

3

15

0,8

18,8

Никита Г

3

15

0,8

18,8

Аня Н

3

15

1

19

Таня Ш.

3

15

1

19

Никита Л

3

15

0,8

18,8

Данил М

3

15

0,8

18,8

Сережа. Т

3

15

0,8

18,8

Итог:

6

30

1,8

37,8




 

 

 Беглость:1 предложение – 1 балл, Б = 6

Гибкость:1 слово – 0,1 балл, m – число слов = 18

Г = 0,1 m = 0,1*18=1,8

Оригинальность – Ор = 5k, где, k – число оригинальных предложений = 6. Ор – 5*6=30

Креативность-

Т = 6+1,8+30 = 37,8, где Т – суммарный показатель теста.

Таким образом, мы видим, что уровень развития творческих способностей зафиксирован на отметки в 37,8, показатель беглости на отметки 6, гибкости – 1,8, а оригинальности – 30.

Таким образом, учащиеся 1 страты придумали 7 предложений, с  одной ошибкой по грамматике английского  языка, употребили 17 слов, в итоге  их уровень творческих способностей зафиксирован на отметке в 41,2 балла по тесту Гилфорда. Учащиеся 2 страты придумали 6 оригинальных предложений с правильно выстроенной грамматикой английского языка, при этом употребив 18 слов, следовательно, согласно тесту Гилфорда уровень их творческих способностей зафиксирован на отметке в 37,8 балла. На наш взгляд, у второй страты уровень креативности зафиксирован  несколько ниже, так как учащиеся придумали меньшее количество предложений, предложения типичны по своей структуре. Разница в 3,4 составляет 8%, мы считаем, что данная разница не представляет большого разрыва в уровнях развития творческих способностей, но следует учитывать данное обстоятельство при измерении и констатации контрольного этапа эксперимента. Примерно равноценные значения обуславливаются тем, что учащиеся учатся у одного преподавателя с пятого класса, по схожим программам, а, следовательно, имеют равные условия для формирования и развития творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Описание  формирующего эксперимента

Цель – проверить эффективности  метода «создание креативного поля» в процессе обучения английскому языку.

Для проверки эффективности  была создана система, включающая следующие  элементы:









 


 


 



 



 

Далее раскрыты основные компоненты данной системы:

Организация  помещение.

Учебное помещение организовывалось таким образом, что оно отвечало потребностям и замыслом того или  иного урока, в зависимости от его вида и типа. Таким образом, если учащимся необходимо было подготовить  и  представить проект, осуществлялась максимальная и широкая организация пространства, где каждая группа могла проявить своё  творчество. На время практики, парты были передвинуты таким образом, чтобы каждый ученик мог видеть всех в данном классе: наиболее удобная расстановка парт – полукруг, буквой П.

Помещение наполнено  атрибутами английского и американского  народа: карты, флаги, алфавит, знаменитые люди. Также на стенд вывешиваются наиболее интересные и творческие работы учащихся – продукты их творческой деятельности.

Учитель

во –вторых, следует  предъявит личностные требования к  себе как педагогу: не замыкаться на преподавании учебного материала по строго составленному расписанию. Учитель  поощряет инициативу, творческий подход к выполнению упражнений.  Главный  принцип работы – принятие ребенка как данности, в классе явно прослеживаются субъект – субъектные отношения, где учащиеся принимают непосредственное участие в выборе вида представления материала, наиболее важных аспектах проблемы. Ученики высказываются относительно своей работе, своем вкладе в учебный процесс – развитие рефлексивных навыков. Педагог организует учебный процесс, следовательно, для него важно творчески подойти к конспекту урока, к поиску наглядности, к учету индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - к созданию атмосферы, которая была бы комфортна и благоприятна для развития творческих способностей учащихся.

Результат: благоприятная атмосфера и доброжелательность со стороны учителя способствовала эффективному развитию творческих способностей. У учащихся повысился интерес к изучению иностранного языка, что можно было проследить через индивидуальные высказывания, рефлексию, любознательность учащихся. Учащиеся активно задавали вопросы, высказывали оригинальные идеи при решении практических задач

Внедрение творческих упражнений:

Были проведены 11 уроков по английскому языку с внедрением творческих практических упражнений. Далее представлены 9 упражнений, так как создание проектов занимало в среднем 2 урока:

1.  Урок № 1

 Тема:“ Do good clothes open all doors? What is in?”

Цель: создание организационных, методических и содержательных условий по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию  новых знаний и способов деятельности по теме через содержание.

Творческое  задание: Look at factors that are important for teenagers when they buy clothes, add something and tell the three factors that are important for you. Explain your choices and thoughts.

Результат: учащиеся не высказывали творческих идей, а использовали материал, предложенный из учебника. При высказывании своего мнения по поводу данной проблемы и  комментировании своего выбора использовались общепризнанные нормы и высказывания.

2. Урок № 2

 Тема:“ My favourite things”

Цель: создание организационных, методических и содержательных условий по закреплению и систематизации знаний и способов деятельности по теме в ходе ответов на вопросы, устные высказывания.

Практическое задание:  Make up questions about different kinds of clothes and makes for your classmates and write down your own answers.

Результат: в ходе выполнения задания некоторые учащиеся склоны к переписыванию, заимствованию идей из учебного пособия вместо своих собственных мыслей. Важно отметить, что все учащиеся справились с данным заданием, отдельные учащиеся задавали весьма интересные вопросы по данному вопросу с грамматически-правильно выстроенной структурой вопроса. 

3. Урок № 3

Тема:  “ My favourite things”

Цель: создание организационных, методических и содержательных условий для контроля и демонстрации знаний и способов деятельности по теме посредством игры.

Практическое задание: think about your ideal clothes and present it, you may use different cards and models from newspapers and catalogs. You are a popular designer so we are waiting your new collection.

Результат: на наш взгляд, задание прошло удачно. Учащиеся предлагали блестящие идеи: от естественных до смехотворных.  Важно отметить, что учащиеся использовали разные источники информации, более того они смогли ярко представить результаты своей деятельности. При презентации своего костюма учащиеся использовали много новых слов, которые до задания были им не знакомы, либо находились в пассивном словаре.

4. Урок №4

Тема: “ Grungers and Preppies”

Цель: создание организационных, методических и содержательных условий по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию  новых знаний и способов деятельности по теме через содержание урока (знание и умение определять различные субкультуры, группы и молодежные организации, а также знание различных способов самовыражения молодежи, умение выразить отношение к способам самовыражения).

Практические задания:

Make a project about different teens group there should be information about different groups and your own opinion about this problem.

Результат: по результатам задания мы выяснили, что учащиеся с удовольствием выполняют задания, требующие рассказа о собственной позиции в данной проблеме, так как тема актуальна на сегодняшний день.  Многие учащиеся представили результаты своей деятельности в форме коллажа, где логично и красочно обсудили данную проблему. Некоторые предпочли представить свой проект в форме рассказа на основе собственного опыта. Порадовало, что учащиеся подключили воображение и справились с данным заданием.

5. Урок № 5

Тема: Your fashion questions answered by…

Цель: создание организационных, методических и содержательных условий по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию  новых знаний и способов деятельности по теме через задания типа: вопрос-ответ, “help me”.

Информация о работе Развитие творческих способностей подростка посредством создания креативного поля в процессе обучения английскому языку