КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Методика развития
творческого мышления у подростков
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы. Социальный мир несет много
ограничений и правил. Система школьных
оценок, замечания взрослых заставляют
ребенка вести себя согласно чужим ожиданиям.
Побочные последствия этого - отказ от
нового и шаблонность.
Именно поэтому возникает актуальность
разработки и внедрения в учебный процесс
новых методов, подходов и программ, направленных
на развитие творческого мышления учащихся.
Таким образом, перед педагогами и психологами
встает задача более глубокого изучения
особенностей творческого мышления и
условий его развития в обучении. Психологические
основы развития мышления в подростковом
возрасте разработаны в исследованиях
Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна.
К сожалению, в настоящее время
недостаточно изучены такие вопросы, как
особенности динамики творческого мышления
в зависимости от специфики доминирующих
мотивов, влияние мотивов на развитие
вербального и невербального мышления,
выявление возможностей целенаправленного
формирования творческого мышления подростков
посредством преобразования их мотивационной
сферы.
Проблемой нашего исследования является
создание педагогических условий для
воспитания творческого потенциала школьников
в процессе учебной деятельности. Для
решения данной проблемы учителю требуется
не только знание предметов и методика
их преподавания, но и умение направить
свою деятельность на развитие креативного
мышления в формировании учебной деятельности.
Каждый педагог должен понимать,
что научить школьников творчески мыслить
- это значит обеспечить более успешное
достижение главной цели воспитания -
всестороннего и гармонического развития
личности. Призвание школы - формировать
у учащихся способность к самостоятельному,
творческому мышлению.
Целью данной работы является рассмотрение
педагогических условий формирования
творческого мышления личности старшеклассника
в современной школе.
Объект: творческое мышление подростков.
Предмет: психолого-педагогические
способы формирования творческого мышления
подростков.
Достижение данной цели предполагает
решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические особенности
творческого воспитания школьников-подростков;
- выявить особенности развития
и воспитания старших школьников;
- изучить содержание творческого
мышления;
- исследовать педагогические условия
формирования творческих способностей
личности старшеклассника в современной
школе.
Гипотеза исследования – предполагаем, что формирование
и развитие творческого мышления наиболее
успешно будет происходить в следующих
условиях:
В содержание работы учителя
будут включены компоненты способствующие
развитию творческого мышления;
Будут использоваться различные
формы, методы и приемы развития творческого
мышления;
Учитель личным примером будет
способствовать развитию творческого
мышления;
Будут организованы условия
необходимого применения детьми полученных
знаний и умений.
Научная новизна
исследования – состоит в том, что педагогические
условия развития творческого мышления
обеспечивают эффективность учебной деятельности
старшеклассников, способствуют раскрытию
и развитию творческих способностей школьников.
Практическая
значимость исследования – заключается в том, что результаты
исследования могут использоваться учителями
и студентами в учебно-воспитательном
процессе. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
Процесс
личностного формирования подростков.
Подростковый возраст является
началом переходного периода от детства
к взрослому состоянию в жизни человека.
В зависимости от культурных
традиций, социально-экономического развития
общества, внутрисемейных установок переход
от детства к взрослости может длиться
от нескольких месяцев до нескольких лет.
Общим является правило – ни в одном обществе
от ребёнка не требуют, чтобы он стал взрослым
моментально, всюду процессу достижения
взрослости отводится время и место.
В отечественной психологической
литературе принято различать младший
подростковый (10–12 лет) и старший подростковый
(13–15 лет) возрасты.
Психологическим критерием
перехода к подростничеству является
осознание себя человеком, перешагнувшим
границы детства. Возникновение представления
о себе как «не о ребёнке» многие специалисты
называют основным новообразованием этого возраста. Вследствие
этого у подростка возникает потребность
в изменении образа жизни.
Традиционно ведущей деятельностью
в подростковом возрасте называются общение
со сверстниками и общественно значимая
деятельность.
Переход к подростничеству
отмечен изменением отношения ребенка
ко взрослым, резким снижением успеваемости
и потерей интереса к учебе, неприятием
общепринятых социальных норм и правил,
появлением девиантного поведения. Но
ребенок продолжает учиться в школе и
формально большую часть времени он должен
посвящать обучению. В традиционном обучении
не получает удовлетворения специфическое
для подростков «чувство взрослости».
Кроме того, все исследователи отмечают
особую роль общения ребенка со сверстниками
для его полноценного психологического
развития. Любимым времяпровождением
подростка являются «вечеринки» в компании
сверстников. Современные методы обучения
никак не учитывают этой особенности детей.
На уроках они предпочитают не слушать
и отвечать, а перебрасываться записками,
обсуждать свои проблемы, играть, просто
разговаривать друг с другом. Интимно-личностное
общение со сверстниками, согласно Д.Б.
Эльконину, становится ведущим видом деятельности.
В центр общения выходит сверстник. [1]
Характеризуя подростковый
возраст, А.Е. Личко дает классификацию
увлечений, которые в этом возрасте отличаются
«запойным» характером: интеллектуально-эстетические,
которые могут пересекаться с обучением;
телесно-мануальные; эгоцентрические;
накопительные; информативно-коммуникативные
(самый примитивный вид увлечений). [2, c.34]
Именно в подростковом возрасте
появляются новые мотивы учения, связанные
с формированием жизненной перспективы
и профессиональных намерений, идеалов
и самосознания. Учение для многих приобретает
личностный смысл и превращается в самообразование.
В подростковом возрасте особенно
важно интеллектуального развитие подростков.
По мнению Бине, человек, обладающий интеллектом,
- это тот, кто правильно судит, понимает
и размышляет и кто, благодаря своему здравому
смыслу и инициативности, может приспосабливаться
к обстоятельствам жизни. Эту точку зрения
разделял и Векслер - ученый, создавший
в 1939 году первую шкалу интеллекта для
взрослых. Он считал, что интеллект - это
глобальная способность разумно действовать,
рационально мыслить и хорошо справляться
с жизненными обстоятельствами, то есть,
короче говоря, успешно меряться силами
с окружающим миром. Сегодня, отмечает
Годфруа, большинство психологов согласно
именно с этим определением интеллекта,
который рассматривается как способность
индивидуума адаптироваться к окружающей
среде. [3]
Но эти определения интеллекта
не дают представления о том, что же можно
и нужно развивать: интеллект характеризуется
со стороны его функций (разумно действовать,
адаптироваться к среде и т.д.). Для педагога
такого определения интеллекта недостаточно,
так как невозможно поставить педагогические
цели его развития. Действительно, что
нужно развить в человеке, чтобы он успешно
действовал в различных жизненных обстоятельствах?
Ответить на данный вопрос можно, если
выделить состав интеллектуальной сферы.
[4, с. 256]
Под сферой понимается область
действия, пределы распространения чего-либо.
В педагогическом смысле - область психики
с определенными свойствами: когнитивными,
мотивационными, аффективными и пр.
Интеллектуальная сфера - это
область психики, характеризующаяся видами
мышления (творческое, познавательное,
теоретическое, эмпирическое, дивергентное,
конвергентное, саногенное, патогенное
и др.), стилем мышления (аналитический
склад ума, образное мышление, наглядно-образное),
качествами ума (сообразительность, гибкость,
самостоятельность, критичность, способность
действовать в уме и др.), познавательными
процессами (внимание, воображение, память,
восприятие), мыслительными операциями
(вычленение, сличение, анализ, синтез,
систематизация, абстрагирование, формализация,
конкретизация, интерпретация и др.), познавательными
умениями (умение поставить вопрос, вычленить
и сформулировать проблему, выдвинуть
гипотезу, доказать ее, сделать выводы,
применить знания), умениями учиться (планировать,
ставить цели, читать и писать в должном
темпе, конспектировать и пр.), внепредметными
знаниями и умениями, предметными знаниями,
умениями и навыками, целостной системой
общеобразовательных и специальных знаний.
[5]
Каждый возрастной период связан
со степенью созревания высших психических
функций и накоплением опыта в типичных
для каждого возраста видах деятельности.
Дети младшего подросткового возраста
не умеют проводить целенаправленный
анализ наблюдаемого, выделять главное,
существенное в воспринятом. Однако постепенно
восприятие становится управляемым, оно
освобождается от влияния непосредственной
деятельности, с которой раньше было неразрывно
связано, увеличивается место организованного
наблюдения. Характерной особенностью
этого возраста является слабость произвольного
внимания. Лучше развито непроизвольное
внимание, направленное на все новое, неожиданное,
яркое, наглядное. Внимание неустойчиво,
что объясняется слабостью тормозных
процессов. [6, с.180]
Память развивается в направлении
усиления произвольности, сознательного
управления ею и увеличения объема смысловой,
словесно-логической памяти.
В этот период происходит переход
от наглядно-образного, конкретного к
понятийному, научно-теоретическому мышлению.
Воображение детей очень живое, яркое,
с характерными чертами необузданной
фантазии. Но постепенно развивается и
совершенствуется воссоздающее воображение,
оно становится более реалистичным, управляемым.
Развивается и творческое воображение,
на основе переработки прошлого опыта
создаются новые образы.
По данным отечественных психологов,
в интеллектуальной сфере подростков
отмечается недостаточная сформированность
самостоятельности мышления, осознанного
владения приемами и способами умственной
работы. Треть детей испытывает трудности
при самостоятельном владении даже элементарной
умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного
развития смысловой и образной памяти
учащиеся часто прибегают к механическому
запоминанию, многие не владеют самыми
необходимыми навыками запоминания. Более
половины школьников этого возраста в
качестве основного приема работы с книгой
применяют чтение и пересказ. Они плохо
умеют конкретизировать теоретические
положения, обобщать, сравнивать, делать
самостоятельные выводы. Это затрудняет
учение и делает его неинтересным. [7, с.116]
К концу подросткового возраста
ребенок уже способен абстрагировать
понятие от действительности, отделять
логические операции от тех объектов,
над которыми они проводятся, и классифицировать
высказывания независимо от их содержания,
по их логическому типу. Пиаже указывает
на сильную склонность юношеского стиля
мышления к отвлеченному теоретизированию,
созданию абстрактных теорий, на увлечение
философскими построениями и т.д. [24]
Развитие интеллекта тесно
связано с развитием творческих способностей,
предполагающих не просто усвоение информации,
а проявление интеллектуальной инициативы
и создание чего-то нового. Интеллектуальный
важнейший компонент творчества - преобладание
так называемого дивергентного мышления,
которое предполагает, что на один и тот
же вопрос может быть множество одинаково
правильных и равноправных ответов (в
отличие от конвергентного мышления, ориентирующего
на однозначное решение, снимающего проблему
как таковую). [13]
Сущность понятий «творчество», «творческое мышление», «креативность» в психолого-педагогической литературе
Творчество — процесс деятельности,
создающий качественно новые материальные
и духовные ценности или итог создания
объективно нового. Основной критерий,
отличающий творчество от изготовления
(производства) — уникальность его результата.
Результат творчества невозможно прямо
вывести из начальных условий. Никто, кроме,
возможно, автора, не может получить в
точности такой же результат, если создать
для него ту же исходную ситуацию. Таким
образом, в процессе творчества автор
вкладывает в материал некие несводимые
к трудовым операциям или логическому
выводу возможности, выражает в конечном
результате какие-то аспекты своей личности.
Именно этот факт придаёт продуктам творчества
дополнительную ценность в сравнении
с продуктами производства. [21, с. 86]
Творчество — это:
- деятельность, порождающая
нечто качественно новое, никогда ранее
не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного
не только для данного человека, но и для
других;
- процесс создания субъективных
ценностей [8]
Понятие «творческое мышление»
охватывает мыслительные процессы, приводящие
к получению решений, созданию необычных
и оригинальных идей, обобщений, теорий,
а также художественных форм. [9]
Повышенный интерес к проблеме
творческой одаренности (креативности)
связан с социальной необходимостью общества
в творческих кадрах, исполнителях, которые
легко адаптируются к научным открытиям,
изобретениям, быстро меняющемуся потоку
информации.