Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:27, реферат
Такое качество атлета, как его быстрота является, неоспоримо важным для большинства видов спорта, где надо уметь либо быстро бегать, двигаться и реагировать, либо молниеносно изменять направление своих движений.
Понятие «быстрота» включает в себя три элемента. Первый элемент — время двигательной реакции (моторная фаза реакции на определенный сигнал). Второй — скорость выполнения одиночного движения (например, движения конечностями), что особо важно в восточных единоборствах, а в бейсболе — при отбивании битой или при подаче мяча. Третий элемент — быстрота бега или еще частота движений рук и ног.
Такое качество атлета, как его быстрота является, неоспоримо важным для большинства видов спорта, где надо уметь либо быстро бегать, двигаться и реагировать, либо молниеносно изменять направление своих движений.
Понятие «быстрота» включает в себя три элемента. Первый элемент — время двигательной реакции (моторная фаза реакции на определенный сигнал). Второй — скорость выполнения одиночного движения (например, движения конечностями), что особо важно в восточных единоборствах, а в бейсболе — при отбивании битой или при подаче мяча. Третий элемент — быстрота бега или еще частота движений рук и ног.
В командных видах спорта атлеты редко перемещаются по одной линии, как это происходит, например, во время забега на короткую дистанцию в легкой атлетике.
В игре очень важно уметь вовремя делать обманные движения, например применять против соперника различные финты с мячом. Особенно ценятся те спортсмены, которые могут быстро изменять направление своего движения в момент приема мяча.
При этом важны комплексные формы владения навыками быстроты, а также место, скорость двигательной реакции и скорость бега в различных направлениях. Наглядным примером этого служит быстрота выполнения характерных для восточных единоборств движений руками или ногами. Спортсмен наносит молниеносный удар или, моментально реагируя, блокирует удар соперника, уходя от неуловимого нападения. В любом случае такой атлет должен обладать высокими скоростными способностями и быстротой двигательной реакции. Вот почему важно знать и развивать различные формы проявления быстроты.
Для каждого вида спорта существуют свои методы тренировки специфических скоростных навыков. Однако родители и тренеры могут помочь своим питомцам развить эти качества с помощью дополнительных физических упражнений на тренировку быстроты. В качестве примера в конце этой главы даны упражнения, которые помогут вам найти подходящие способы развития специфических скоростных навыков у юных атлетов.
Многие спортивные специалисты считают, что спринтерами рождаются, а не становятся. Они объясняют это мнение тем, что быстрота в значительной степени определяется генетическими качествами и зависит от композиционного состава мышц атлета. Чем выше количественное соотношение между быстрыми и медленными мышечными волокнами, тем выше скорость реакции и мощнее мышечные сокращения. Но несмотря на то что быстрота ассоциируется с генетическими особенностями, она все же не ограничивается ими. Существуют способы ее развития посредством целенаправленных тренировочных занятий. Даже атлеты, которые не имеют врожденного таланта к деятельности, связанной с проявлением быстроты, могут с помощью специальных тренировок значительно улучшить свои скоростные качества. Будущим спортсменам очень важно уделять особое внимание тренировке быстроты еще с детского возраста. Скорость бега, стремительность двигательной реакции и частота движений ногами качественно улучшаются, начиная с пяти лет, и достигают совершенства уже в совсем зрелом возрасте.
Улучшение скоростных показателей спортсмена также зависит от силы работающих мышц, способствующей более частым движениям тела или конечностей. Поэтому при развитии быстроты движений скоростно-силовые упражнения необходимо применять в сочетании с силовым тренингом. Поскольку у детей увеличение силы мышц начинается (чаще всего) со стадии полового созревания или немного позднее, то наилучших результатов в тренировке быстроты они достигают на стадиях полового созревания или после него. Однако улучшение скоростных способностей, которое происходит в результате адаптационных характеристик нервных процессов, заметно уже чуть раньше — на стадии, предшествующей половому созреванию. Это означает, что в процессе выполнения детьми упражнений на скорость развивается межмышечная координация, и работа мышц становится более эффективной. Из чего следует, что механизм повышения быстроты движений на стадии, предшествующей половому созреванию, не является результатом увеличения работоспособности мышц, а связан с адаптацией нервно-мышечного аппарата.
Примерная модель организации тренировок для развития быстроты движений на начальном этапе атлетической подготовки
Способность детей младшего возраста к прогрессу в формировании быстроты движений на ранней стадии физического развития способствует последующему развитию этого качества, как у девочек, так и у мальчиков в период их полового созревания. Значительному повышению скоростных характеристик способствуют не только приобретенные навыки в беге, но и дальнейшее развитие межмышечной координации.
У некоторых детей, особенно у тех, которые не проходят разностороннюю физическую подготовку, может быть плохо развита координация движений рук и ног. Из-за того, что движение рук напрямую связано с частотой движения ног, часто снижается уровень развития межмышечной координации руки и силы мышц плеча. И, как следствие — отрицательно влияет на способность детей быстро бегать.
Половые различия не слишком сказываются на скорости бега и не заметны на стадии, предшествующей половому созреванию. Но по мере приближения к периоду полового созревания начинает проявляться тенденция мальчиков демонстрировать лучшие (по сравнению с девочками) результаты по быстрому выполнению каких-либо двигательных действий. Показатели по другим формам проявления быстроты и ловкости имеют ту же тенденцию (см. раздел «Библиография» — Baley, Malina, and Mirwald, 1985; Hebbelinck, 1989).
Одна из главных целей учебно-тренировочных занятий с детьми на стадии физического развития, предшествующей половому созреванию — это тренинг специфической быстроты, необходимой для различных игр. Участвуя в играх и эстафетах, дети учатся бегать на носках, координировать движения рук и ног, а также увеличивать быстроту и частоту этих движений. В результате освоения этих двигательных навыков скорость движений, выполняемых детьми, постепенно возрастет. Они усваивают, как можно научиться управлять движениями отдельных частей тела по сигналу или в любой ситуации, возникающей в процессе игры.
Развитие быстроты у детей на стадии перед половым созреванием в первую очередь является результатом адаптации их нервной системы, которая достигается посредством участия в спортивных забавах и играх.
Приобретая определенные двигательные навыки, нервная система «учится», как можно эффективнее координировать действия конечностей. В результате этого ребенок постепенно научится пробегать нужные дистанции, изменять направление движений и реагировать на все изменения значительно быстрее.
Детям нравится узнавать, какие они быстрые. Во время игр и эстафет они с радостью и удовольствием выполняют физические задания, которые развивают скорость. Программа скоростных упражнений должна быть достаточно разнообразной и увлекательной, тогда она будет способствовать быстрому росту двигательного опыта.
В то же время не следует забывать о тренировке верхней части тела. Так, например, простые броски теннисным или легким «медицинским» мячом хорошо развивают быстроту движений верхней части корпуса. Все эти упражнения значительно улучшают координацию движений.
Ближе к периоду полового созревания дети уже смогут выполнять на тренировках элементарные упражнения на развитие скорости. Тем атлетам, кто занимается командными видами спорта, тренер может предложить выполнение специфических упражнений на скорость (чаще всего с использованием мяча).
Упражнения на формирование узкоспециальных скоростных навыков рекомендуется включить в программу учебно-тренировочного занятия или грамотно сочетать с другими видами скоростного тренинга. А можно просто использовать как полезное дополнение при отработке спортивного мастерства (см. упражнения в конце этой главы).
Если дети обоих полов занимаются спортом вместе, то в тренировочные программы и, что особенно важно — в школьные учебные планы, следует включать больше игр, забавных упражнений и эстафет. Объясняется это тем, что на этой стадии физического развития не существует очевидной разницы в спортивных результатах, демонстрируемых мальчиками и девочками (см. раздел «Библиография» — Baily, Malina, and Mirwald 1985).
Любую программу тренировки быстроты, предназначенную для детей младшего возраста, следует рассматривать, как процесс ранней адаптации нервной системы к разнообразным движениям. С повышением быстроты реакции и подвижности у детей совершенствуется межмышечная координация, нервная система и, как
Очень важно, чтобы дети не ощущали дискомфорта в этом возрасте. Поэтому стоит обратить внимание на то, что продолжительность забега и длина дистанции должны быть короткими, а бег — не быстрым и не превышать четырех — шести секунд. Помните, что для забегов на более длинные дистанции требуется специальная подготовка! Пусть ваши воспитанники сделают паузу на две-три минуты, зато потом они смогут с удовольствием повторить те же физические упражнения. Ведь совсем не весело тренироваться, когда испытываешь дискомфорт и болевые ощущения!
Как и при подготовке других программ, тренерам следует составлять долгосрочный план развития быстроты реакции и скорости движения на несколько лет вперед. Необходимо использовать разнообразные упражнения, развивающие скоростные двигательные способности тела в целом, а также стимулирующие быстроту бега и частоту движений рук и ног. Основными элементами тренировочной программы для развития быстроты на стадии перед половым созреванием должны быть забавные упражнения, игры и эстафеты.
Атлетам следует в течение нескольких лет постепенно увеличивать дистанцию бега с 20 метров (или ярдов; 1 ярд = 0,9 м) до 40, а затем и до 50 метров (или ярдов).
Это особенно актуально с приближением периода полового созревания! Вначале детям следует выполнять беговые упражнения, двигаясь по прямой линии. С наступлением периода полового созревания дети становятся сильнее, и можно дополнить их тренировочную программу бегом «зигзагами», отработкой торможения и стартового ускорения, «слаломом» и пробежками с быстрым выполнением поворотов. Отработка торможения и стартового ускорения — это беговые упражнения, во время которых атлеты пробегают с максимальной скоростью от 5 до 15 метров (или ярдов), а после сигнала «стоп» стараются остановиться как можно быстрее. Затем по команде «март» они пробегают с максимально возможной скоростью еще 5 -— 15 метров (или ярдов) в направлении, указанном тренером.
Для развития быстроты движений верхней части тела я рекомендую выполнять броски теннисными, медицинскими или бейсбольными мячами. Эстафеты с передвижениями и бросками, в которых используются «медицинские» мячи, также способствуют развитию мышц этой части тела. Впоследствии такие упражнения положительно повлияют на скорость движений юных спортсменов. Более подробную информацию об этих упражнениях вы сможете найти в главе 6 — «Развитие силы».
Во время тренировки детей, занимающихся командными видами спорта, или в процессе игры наставник может комбинировать скоростные упражнения с отработкой специфических двигательных навыков, например выполняя броски мяча руками и чередуя их с ударами ногами по мячу. Это типичные комбинации для развития быстроты бега и скорости выполнения движений. На стадии, предшествующей половому созреванию, и особенно с приближением полового созревания, дети имеют хорошую предрасположенность к тренировкам на развитие скоростных способностей. Однако вам следует все тщательно планировать и осуществлять постепенно.
В таблице 5.1 представлены некоторые элементы развития быстроты, полезные для большинства видов спорта.
В колонке «Форма тренинга» перечислены виды физической активности, которые могут выполняться детьми; в колонке «Продолжительность выполнения/длина дистанции» указаны минуты, метры (или ярды), которые следует бежать. Затем идет информация о количестве повторов для каждого упражнения. И наконец, в перерывах между повторами дети должны сделать паузу и отдохнуть, чтобы избежать нежелательного стресса!
Для детей младшего возраста продолжительность игры не должна превышать 20 — 30 минут для хоккейного или футбольного матча. Но я все-таки не советую детям младшего возраста играть матчи той же продолжительности, что и у взрослых атлетов, так как первые не имеют необходимого уровня физической подготовки. Играть 90-минутный футбольный матч или три 20-минутных хоккейных периода измученный и обессиленный ребенок вряд ли в состоянии. Да и вообще, будет ли он мечтать о следующей игре!
В то же время юный спортсмен, уставший, но получивший удовольствие, обязательно будет с нетерпением ждать очередного матча!
Дети могут легко повторять эстафетные забеги на 10—15 метров (или ярдов) от трех до пяти раз, особенно если это разные виды эстафет. Однако, независимо от того, насколько сильно желание детей немедленно повторить эту веселую игру, вы обязательно должны устраивать перерывы на отдых между эстафетами.
Для командных видов спорта тренировка скоростных двигательных способностей детей должна носить форму различных беговых упражнений с выполнением поворотов, изменением направления движения, бега с максимальной скоростью (описанного выше). Поскольку дистанции для этого вида скоростной работы невелики, дети могут выполнять большее количество повторов (от 4 до 8) с двухили трехминутными перерывами на отдых между ними.
В таблице 5.2 представлен план построения учебно-тренировочного занятия для развития быстроты реакции и скорости движений на начальном этапе атлетической подготовки. Буду рад, если вы воспользуетесь им в качестве примера!
Процесс развития быстроты реакции и скорости движений проходит интенсивнее в период полового созревания, и поэтому у большинства детей в это время гораздо активнее совершенствуются скоростные способности. Прогресс такого рода свойственен как мальчикам, так и девочкам. Он может быть связан с быстрым ростом тела и активным наращиванием мышечной массы в пубертатный период.
Развитие силы мышц позитивно влияет на совершенствование скоростных способностей юных атлетов. Во время полового созревания в организме мальчиков значительно повышается уровень содержания гормона тестостерона, стимулирующего рост и увеличение силы мышц. Непосредственным результатом развития силы является увеличение быстроты двигательных реакций и скорости движений.
Интересно, что в конце пубертатного периода мальчики явно доминируют над девочками в совершенствовании скоростных способностей. Некоторое улучшение скоростных показателей движений может происходить в результате эффективной работы нервной системы и ее контроля над межмышечной координацией. Однако гораздо чаще повышение быстроты реакции и скорости движения происходит все же из-за увеличения силы работающих мышц. В результате чего — руки могут двигаться более энергично, а ноги — отталкиваться от земли с большей силой.