Методика развития быстроты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:27, реферат

Краткое описание

Такое качество атлета, как его быстрота является, неоспоримо важным для большинства видов спорта, где надо уметь либо быстро бегать, двигаться и реагировать, либо молниеносно изменять направление своих движений.
Понятие «быстрота» включает в себя три элемента. Первый элемент — время двигательной реакции (моторная фаза реакции на определенный сигнал). Второй — скорость выполнения одиночного движения (например, движения конечностями), что особо важно в восточных единоборствах, а в бейсболе — при отбивании битой или при подаче мяча. Третий элемент — быстрота бега или еще частота движений рук и ног.

Файлы: 1 файл

Глава 5 Развитие быстроты.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Развитие силовых возможностей верхней части туловища (особенно это касается рук) способствует увеличению быстроты движений, что в результате помогает игроку бросать мяч дальше или производить более мощные удары битой отбивающему в бейсболе. С другой стороны, силовая тренировка мышц ног помогает выполнять удары по мячу с необходимой силой и в нужном направлении. Для большинства игровых видов спорта умение быстро менять направление движения имеет стратегическое значение. Этот навык успешно приобретается благодаря улучшению скоростных характеристик нервных процессов и максимально возможному увеличению силы работающих мышц.

Цель тренировки быстроты

Развитие быстроты реакции и скорости движений в период полового созревания должно носить более специфический характер в целях дальнейшего повышения скоростных двигательных способностей юных спортсменов. Однако этот вид тренировки должен все же пока оставаться частью разносторонней атлетической подготовки, а детям следует сочетать скоростные упражнения с теми, которые направлены на развитие других физических качеств.

Во время активного полового созревания высокий темп ускорения тренировочного процесса скоростных способностей приводит к тому, что нервная система лучше адаптируется к новым нагрузкам. Это выражается в большей согласованности работы мышечных групп, обеспечивающих разнообразные движения рук и ног. А по мере увеличения максимальной силы тренируемых мышц, что особенно заметно у мальчиков, повышается общая скорость движений, которая положительно сказывается на быстроте движений верхней части тела и скорости бега.

Так же, с увеличением силы ног, дети начинают более энергично отталкиваться от земли и перемещать свои тела в пространстве, продвигаясь вперед значительно быстрее, чем раньше.

Хотя совместный тренинг мальчиков и девочек вполне допустим во время пубертатного периода, я все же рекомендую проводить раздельные тренировки с его наступлением. Как упоминалось ранее, на стадии полового созревания мальчики становятся сильнее, что позитивно влияет на скорость движений конечностей и быстроту реакции. Вследствие половых различий, проявляющихся в пубертатный период, лучше проводить раздельные групповые учебно-тренировочные занятия для девочек и мальчиков.

Составление плана тренировочной программы

С началом периода полового созревания атлетам можно увеличить общий объем тренинга, направленного на развитие скоростных способностей. Наряду с использованием забавных упражнений, игр, эстафет и даже бега на короткие дистанции, можно постепенно увеличивать скорость и дистанцию забегов с 20 до 50 или 60 метров (ярдов).

Тренировка скоростных способностей может стать развлечением как для детей, так и для тренера. Можно выполнять различные упражнения и задания в виде веселых игр или эстафет. Например, бег на короткие дистанции, спринт с поворотами, бег вокруг конуса с изменением направления движения. Эстафеты можно проводить с «медицинскими» мячами в руках, выполняя ими броски, или устраивать эстафеты с преодолением препятствий (прыжки на небольшую высоту через безопасные спортивные приспособления).

Также постарайтесь организовать выполнение специальных упражнений на развитие быстроты реакции. Их цель — уменьшить время, необходимое ребенку для развития двигательных реакций, необходимых, например, во время бега или при выполнении броска мячом. Можно достичь этой цели посредством отработки с воспитанниками специальных команд. Рекомендуется их сочетать с выполнением упражнений, в два этапа:

1. На начальном этапе тренеру следует стоять лицом к детям. По его сигналу — визуальному (хлопку) или звуковому (свистку) — дети приступают к выполнению задания. Так как они видят своего тренера, то легко могут начать двигательные действия.

2. На следующем этапе тренировки, который, как правило, наступает спустя месяцы после первого, тренер изменяет свою позицию. Он может встать за спинами детей так, чтобы они его не видели. Теперь юные атлеты должны реагировать только на звуковой сигнал. Цель этого упражнения та же самая: по сигналу тренера дети должны приступить как можно быстрее к выполнению задания.

Обучение правилам техники бега

Параллельно с выполнением упражнений на развитие быстроты реакции и скорости движений, детям следует заниматься силовой тренировкой мышц. Для развития мышечной силы верхней части туловища могут применяться различные виды бросков с использованием медицинских мячей.

Броски теннисного или бейсбольного мяча на дальность полета, выполняемые попеременно каждой рукой для развития навыков балансирования, так же забавны и полезны для силовой тренировки мышц верхней части туловища.

Развивать силу ног дети могут с помощью простых прыжковых упражнений: запрыгиваний, спрыгиваний или перепрыгиваний через низкие и безопасные спортивные приспособления. (См. главу 6 — «Развитие силы»).

После периода полового созревания можно максимально увеличить интенсивность (скорость движений) и силовую нагрузку на мышцы при выполнении упражнений на совершенствование координации нервно-мышечного аппарата юных атлетов. После адаптации организма к заданным нагрузкам спортсмены могут увеличить количество повторов в зависимости от индивидуальной способности переносить нагрузки.

Критическим элементом в тренировке быстроты является продолжительность перерыва на отдых между повторами. Поскольку способность к повторению упражнений высокого уровня сложности зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, то работу над развитием быстроты и совершенствованием скоростных способностей не следует проводить в состоянии физического, эмоционального или сенсорного утомления. Перерыв для отдыха между повторами должен продолжаться столько времени, сколько потребуется для почти полного восстановления израсходованных запасов «топлива», необходимого для выработки энергии спортсмена.

Как показано в таблице 5.3, для развития быстроты у подростков в период полового созревания рекомендуется использовать эстафеты. По обратите внимание на то, что забеги следует выполнять на более длинные дистанции, чем при выполнении аналогичных упражнений детьми младшего возраста: от 10 до 30 метров (или ярдов) с 4—6 разовыми повторами и перерывами на отдых от двух до трех минут. Дети могут выполнять скоростные беговые упражнения на прямой дистанции от 20 до 50 метров (или ярдов) 5—8 раз, используя большие перерывы на отдых — от четырех до пяти минут между каждым забегом. Во время отдыха в качестве восстановительного средства для улучшения функционального состояния мышц можно выполнять упражнения на стретчинг.

Юные атлеты, занятые в командных видах спорта, могут выполнять беговые упражнения с изменением направления движения, выполнением поворотов и остановок, пробегая 5—25 метров (или ярдов) с повторением забегов по 5-10 раз и перерывами на отдых между ними в течение двух-трех минут. Освоение специфических игровых двигательных навыков, требующих быстроты выполнения, также способствует развитию скоростных способностей!

Если во время тренировочного занятия дети выполняют только беговые упражнения на скорость или повороты с резким изменением направления движения, то количество их повторов может быть увеличено. После чего тренеру рекомендуется провести технико-тактическую подготовку или организовать игры.

Построение тренировочного занятия для подростков может быть таким же, как для детей младшего возраста (см. таблицу 5.2), но потребует некоторого изменения данных в разделе продолжительности выполнения и количества повторов скоростных упражнений (см. таблицу 5.3)

Примерная модель организации тренировочного процесса

Совершенствование скоростных навыков происходит по мере взросления атлетов. В юношеском возрасте улучшение быстроты реакции и увеличение скорости движений становятся более заметными, особенно у мальчиков. Девушки демонстрируют наивысшие показатели в конце пубертатного периода или в начале следующей за ним стадии биологического развития. С вступлением в пору юности у них наблюдается застой в росте скоростных результатов, который может продолжаться на протяжении всего этого возрастного периода, если только они не будут тренироваться по программе, направленной на дальнейшее развитие быстроты.

Юноши же продолжают развивать свои скоростные достижения и после полового созревания. И по мере того, как они становятся сильнее, значительно повышается уровень их скоростно-силовой подготовки. Вероятно, именно в уровне мышечной силы верхней части туловища и заключено самое большое различие между девушками и юношами. Это подтверждается тем, что, начиная с пубертатного периода и далее, сила мышц верхней части туловища у юношей постоянно возрастает.

Для юных атлетов, занимающихся различными видами спорта, развитие быстроты также связано с совершенствованием межмышечной координации. В результате разносторонней физической подготовки они учатся наиболее рационально использовать работу различных групп мышц и координировать их действия для наиболее эффективного выполнения того или иного движения. Следовательно, совершенствование скоростных качеств также связано с достигнутыми в результате тренировки улучшениями межмышечной координации и координации движений в целом.

Кроме того, нервная система обучается быстро принимать необходимое двигательное решение из нескольких возможных вариантов, реагируя на определенную спортивную ситуацию. В результате, обрабатывая поступивший сигнал или анализируя игровую ситуацию, нервная система выбирает нужное двигательное решение и, стимулируя сокращение определенных мышц, обеспечивает быстрое выполнение движения.

Другие цели тренировки быстроты

После завершения периода полового созревания тренинг скоростных способностей приобретает специфический характер, отвечающий потребностям избранного атлетами вида спорта. Сокращая время для игр и забав, уделите больше внимания узкоспециальным тренировкам быстроты.

Для каждого атлета, который мечтает подняться по ступенькам лестницы, ведущей к вершинам спортивного мастерства, тренировка быстроты в постпубертатный период является ключевым звеном в процессе подготовки к будущим победам. Обнадеживает то, что все упущенное в ходе физической подготовки юного спортсмена на предыдущих двух стадиях биологического развития еще может быть восполнено! Огорчает то, что нехватка элементов узкоспециальной тренировки необходимых скоростных качеств на стадии, предшествующей половому созреванию, может значительно снизить шансы атлетов на достижение высоких спортивных результатов. Хотя тренировка скоростных качеств постепенно становится более специфической и отвечает конкретным нуждам спортсменов, из нее все же не следует полностью исключать веселые упражнения и элементы разносторонней физической подготовки.

В основном тренировка скоростных способностей должна быть динамичной и высокоинтенсивной, чтобы постоянно стимулировать работу нервно-мышечного аппарата. Результатом такой подготовки будет бег с более высокой скоростью и увеличенной частотой движения ноги.

Работая над развитием быстроты реакции и скорости движений, следует постоянно заботиться о том, чтобы атлеты научились расслаблять мыщцы-антагонисты, поскольку они препятствуют выполнению движений. В ходе учебно-тренировочных занятий необходимо отводить специальное время для обучения атлетов способам релаксации мышц и навыкам равномерного, легкого, плавного и скоординированного расслабления работающих мышц при скоростных движениях. Этого можно добиться, если сначала выполнять повторения скоростных упражнений с низкой скоростью, чтобы атлеты смогли сконцентрировать внимание на расслаблении мышц-антагонистов. После овладения этим навыком необходимо постепенно увеличивать скорость, пока они не смогут выполнять те же повторения с максимальной скоростью.

Однако спортсмены не смогут достичь этой тренировочной цели в течение одного дня, недели или даже месяца. Иногда на это может уйти от одного года до двух лет! Но если принять во внимание все преимущества, обретаемые спортсменом, который научился бежать равномерно, оставаясь расслабленным и плавно выполняющим движения, то время, затраченное на овладение навыком релаксации мышц, того стоит. Если атлеты не освоят этот прием на данной стадии развития, то режим работы их мышц во время бега будет приближаться к изометрическому. Неспособность мышц полностью сокращаться и расслабляться за короткие промежутки времени приведет к более высоким энергозатратам и ненужным их сокращениям, что значительно снизит скорость бега.

На более поздних стадиях постпубертатного периода подготовки атлетов тренеры должны применять ежегодное планирование и периодизацию тренировки скоростных способностей. С этого момента и далее педагог должен строить программу спортивных занятий таким образом, чтобы она удовлетворяла потребности в подготовке к строго определенному соревновательному сезону. В подготовительный период тренер должен использовать самые разнообразные средства, направленные на повышение уровня общефизической подготовки атлетов. Хорошие результаты дает адресная компенсационная работа для развития отдельных мышечных групп. Ближе к концу подготовительного и на протяжении всего соревновательного периода тренинг имеет специфический характер.

Преподавателем главным образом используются физические упражнения и элементы, непосредственно способствующие совершенствованию техники выполнения специфических двигательных навыков. И наконец, на последнем этапе ежегодного плана периодизации тренировки — переходном (или, как еще его называют, «межсезонье»), тренинг должен стать снова разносторонним, неформальным и направленным на восстановление. Это предназначено для того, чтобы атлеты могли отдохнуть и набраться сил, как физических, так и моральных, не снижая активности и продолжая участвовать в играх и спортивных забавах.

Составление плана тренировочной программы

Тренировка скоростных качеств юных атлетов в постпубертатный период более сложна по сравнению с тем, что предлагалось мною ранее для учебно-тренировочных занятий в течение двух предыдущих стадий биологического развития. Для того чтобы уровень развития скоростных двигательных способностей соответствовал предъявляемым требованиям, помимо тренировки быстроты реакции и скорости движений, необходимо также работать над совершенствованием следующих элементов:

  Скорость. Значительная часть времени в течение учебно-тренировочного занятия по развитию скоростных навыков должна отводиться на упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, частотой движений и высо кой интенсивностью.

Информация о работе Методика развития быстроты