Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:27, реферат
Такое качество атлета, как его быстрота является, неоспоримо важным для большинства видов спорта, где надо уметь либо быстро бегать, двигаться и реагировать, либо молниеносно изменять направление своих движений.
Понятие «быстрота» включает в себя три элемента. Первый элемент — время двигательной реакции (моторная фаза реакции на определенный сигнал). Второй — скорость выполнения одиночного движения (например, движения конечностями), что особо важно в восточных единоборствах, а в бейсболе — при отбивании битой или при подаче мяча. Третий элемент — быстрота бега или еще частота движений рук и ног.
Длина дистанции, на которой атлет делает повторные пробежки для увеличения максимальной скорости, зависит от степени владения им техникой бега. Фактически от уровня технической подготовки спортсмена зависят как длина дистанции, так и количество повторов упражнения. На раннем этапе этой тренировочной фазы применяют повторные пробежки отрезков длиной 15—20 метров. При этом необходимо, чтобы бегун оставался расслабленным и соблюдал правильную технику бега. Если атлетами нарушается техника движений, то они быстро устают и дальше не в состоянии бежать с максимальной скоростью.
Когда атлеты научатся пробегать дистанции по 30—40 метров, соблюдая правильную технику бега, вы сможете запланировать выполнение повторных пробежек на более длинные дистанции (от 40 до 60 метров). В нашем примере это период с начала марта и до середины апреля. На это же время тренер может запланировать отработку низкого старта с использованием повторных пробежек отрезков по 10—15 метров. Скорость и усилия при этом достигают 80—100 процентов от максимума. Всегда требуйте от спортсменов соблюдения правильной техники бега!
После выполнения в течение трех месяцев беговых упражнений на короткие и средние дистанции атлет может перейти к повторному бегу на 60—80 метров (или ярдов). Сконцентрируйте все его внимание на технике бега и увеличьте длину дистанции, когда атлеты научатся пробегать с максимальной скоростью весь предыдущий отрезок. С этого момента и далее, на протяжении соревновательного периода, атлеты должны выполнять бег на полную дистанцию или на расстояния, имеющие длину свыше определенной правилами соревнований. Это нужно для того, чтобы уметь развивать максимальную скорость и скоростную выносливость.
В период с апреля по июль количество повторов зависит от индивидуальной способности атлета переносить нагрузки и его уровня утомляемости. По мере приближения начала соревнований лучше недотренировать атлета, чем перетренировать его. Достижение победной максимальной скорости бега возможно лишь тогда, когда атлет полон сил, бодр и не испытывает напряжения.
В двух нижних рядах таблицы 5.7 представлены виды тренинга скоростной силы и скоростной выносливости, работать над развитием которых атлеты должны на протяжении всего годового тренировочного цикла, если они хотят подойти к пику своей спортивной формы в июне и июле.
Вы совсем не обязаны строго и неукоснительно следовать плану, предлагаемому в таблице 5.7!
Климатические условия и тренировочный потенциал атлетов могут потребовать внесения некоторых корректив.
Однако, независимо от изменений, пожалуйста, придерживайтесь предлагаемой последовательности и модели тренинга.
Цель: отработка техники бега и тренировка скорости
1. Разделите группу играющих на две или больше эстафетные команды по 8-10 человек в каждой.
2. Команды выстраиваются шеренгами за линией старта. Перед каждой командой на расстоянии 10 метров установлен конус. По сигналу тренера игроки, стоящие первыми в каждой шеренге, стараются как можно быстрее добежать до конуса.
3. После поворота, обежав конус, спортсмен возвращается к линии старта и касается руки следующего члена своей команды, стоящего в шеренге. Ни один игрок не может начать забег прежде, чем пробежавший этап передаст эстафету, коснувшись его руки своей рукой!
4. Каждый раз после забега игрок занимает место в конце шеренги.
5. Победившей считается та команда, которая первой завершит эстафетный бег и чьи игроки займут свои места в шеренге в том же порядке, что и в начале соревнования.
6. Вы можете организовать проведение эстафет для отработки техники бега, а также включать задания на ловкость. Например, дети могут нести мяч в руках, катить его перед собой, прыгать, скакать на одной ноге и т.д.
Цель: тренировка быстрого бега с выполнением поворотов вокруг конусов.
1. Такой тип эстафет способствует развитию навыков быстрого бега с выполнением поворотов, что является необходимым качеством для тех, кто занимается командными видами спорта, Рекомендуется использовать мячи, чтобы дети могли катить их, нести в руках или выполнять дриблинг. Организация проведения данной эстафеты аналогична выполнению эстафетного бега со сменой мест в шеренге. Исключение состоит в том, что игроки выполняют повороты, обегая несколько конусов, установленных на определенном расстоянии перед каждой командой.
2. Как и в предыдущей эстафете, игроки могут либо просто бежать, либо вести мяч; нести в руках какой-либо предмет, например «медицинский» мяч.
3. Правила проведения эстафетного бега со сменой мест в шеренге применяются при организации любого вида эстафет.
Цель: развитие быстроты реакции и скорости движений
1. Выберите одну «лису» и одну «белочку».
2. Все остальные будут изображать «деревья». Они расходятся попарно, взявшись за руки, по игровой площадке, становятся лицом друг к другу и поднимают руки вверх.
3. «Лиса» преследует и пытается осалить «белочку». «Белочка» может этого избежать, спрятавшись на «дереве». Если «белочка» спряталась на «дереве», то игрок, к которому она стала спиной, сам становится «белочкой».
4. Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок по очереди не побывает «лисой» или «белочкой».
Цель: тренировка быстроты реакции и скорости в беге по кругу.
1. Выберите водящего (В) и первого преследуемого (П). Остальные игроки попарно выстраиваются, образуя круг.
2. Водящий гонится за преследуемым. Если он его осалит, то они меняются ролями.
3. Если преследуемый успеет занять место в паре прежде, чем его осалят, то игрок, оказавшийся аутсайдером, становится очередным преследуемым.
4. Заметив, что водящий начинает уставать, тренер должен назначить нового водящего.
Цель: тренировка быстроты реакции и скорости бега с изменением направления движения
1. Организуйте группу из 20—30 игроков. Назначьте одного или двух участников игры «осьминогами». Остальные выстраиваются в линию вдоль стены.
2. После того как водящий, назначенный «осьминогом», прокричит: «Осьминог!», все участники игры бегут к противоположной стене.
3. Если «осьминог» коснется бегущего игрока, тот, повернувшись на одной ноге, начинает помогать водящему осаливать других.
Цель: отработка координации движений рук
1. Станьте прямо. Ступни прямых ног расставлены на ширине примерно 6 дюймов (15 см). Руки согнуты в локтях под углом в 90 градусов.
2. Не меняя положения тела и не разгибая рук в локтевых суставах, выполняйте махи руками вперед-назад. Плечи опущены и расслаблены, тогда как кисти рук поднимаются до уровня лица.
Цель: быстрое увеличение скорости от начала движения до окончания стартового разгона
1. Во многих видах спорта, особенно в командных спортивных играх, необходима способность быстро развивать скорость. Поэтому упражнения на отработку стартового разбега из положения «стоя» развивают у атлетов способность к быстрому стартовому ускорению в определенном направлении.
2. Примите исходное положение: станьте прямо.
3. По сигналу тренера атлет пытается быстро выполнить стартовое ускорение в заданном направлении.
Альтернативный вариант: Повторные пробежки с выполнением поворотов, огибая конус, или серии поворотов («слалома») с использованием четырех-пяти конусов.
Цель: отработка быстрого стартового ускорения из положения «стоя» с наклоном туловища вперед
1. Исходное положение «стоя».
2. По команде «На старт!» атлет подходит к линии старта.
3. По команде «Внимание!» одна нога спортсмена отводится назад, разноименная рука — вперед, обе руки согнуты в локтях под углом 90 градусов. Вес слегка наклоненного тела перенесен вперед.
4. По команде «Марш!» выполняются попеременные энергичные махи руками вперед-назад. Отведенная назад нога выносится вперед, чтобы сделать первый шаг.
Цель: наращивание скорости путем увеличения частоты коротких шагов
1. Для старта можно воспользоваться любым из описанных выше положений.
2. Выполняйте забег короткими шагами со старта на 10-15 метров (или ярдов), приземляя стопу выносимой вперед ноги на одну линию с коленом. В результате скорость бега будет повышаться за счет увеличения частоты коротких шагов.
Цель: укрепление икроножных мышц и мышц-сгибателей бедра
1. Выполняйте беговые шаги, горизонтально поднимая бедро выносимой вперед ноги и приподнимаясь на носок опорной ноги.
2. Координируйте энергичные махи «вперед-назад» руками, согнутыми в локтях под углом 90 градусов, с движением ног.
3. Повторные пробежки выполняются на 20-25 метров (или ярдов).
Цель: отработка техники движений рук и развитие силы мышц ног
1. Накиньте веревку или ленту на грудь атлета и, пропустив ее под мышками (наподобие лямок рюкзака), вытяните ее концы назад.
2. Тренер, удерживая концы веревки руками, препятствует движению атлета вперед.
3. Чтобы преодолеть сопротивление, атлету приходится с усилием отталкиваться ногами от земли, слегка наклонившись вперед, и при этом энергично выбрасывать колени вперед.
4. Повторите то же самое при повторном забеге на 10-15 метров (или ярдов).
Цель: развитие силы ног и отработка техники удлинения шагов
1. Исходное положение «стоя».
2. Сделайте 10-15 отметок (или кругов) на участке беговой дистанции, необходимых для вынужденного удлинения шагов во время выполнения упражнения.
3. Производя удлиненные шаги, атле ты каждый раз должны помещать стопы ног в обозначенные круги. Необходимо пройти всю дистанцию и вернуться на старт.
Цель: развитие способности к стартовому ускорению
1. Исходное положение «стоя»: одну ногу поставьте вперед.
2. При выполнении повторного забега с ускорением следите за соблюдением спортсменами правильной техники движений! Необходимо поднимать бедра до горизонтали, следить за координацией движений ног и рук, согнутых в локтях под углом 90 градусов; при этом пятки должны подниматься до уровня ягодиц; мышцы плеч расслаблены, взгляд устремлен вперед.
Цель: отработка ускорения, торможения; развитие силы ног
1. Две команды выстраиваются в шеренги на расстоянии максимум 65 футов (20 метров) так, чтобы лица игроков, стоящих первыми, были обращены друг к другу.
2. Первый атлет из одной команды с мячом (например, теннисным) в руках подбегает к первому игроку в шеренге другой команды и передает ему этот мяч. После чего данный игрок становится следующим бегуном, а передавший эстафету садится, занимая место в конце шеренги.
3. Эстафета заканчивается тогда, когда все игроки пробегают дистанцию с мячом в руках и оказываются в положении «сидя».
Цель: отработка быстрого ускорения
1. Игра заключается в беге с чередованием помещения в коробку и дальнейшего извлечения из нее теннисного мяча.
2. Первый бегун берет мяч и, пробежав дистанцию, помещает его в коробку. Следующий игрок старается как можно быстрее добежать до коробки и, забрав мяч, возвращает его команде, передавая на старте очередному участнику.
3. Игра заканчивается тогда, когда последний член команды возвращается на старт с мячом в руках.
Цель: отработка старта и быстрого бега с выполнением поворота
1. Разделите группу атлетов на небольшие команды по 6—8 членов.
2. Из положения «стоя», в наклоне туловища вперед, атлеты стартуют и бегут, огибая конус, и там выполняют «петлю».
3. Обогнув конус, они быстрым шагом возвращаются назад.
Цель: отработка ускорения при быстром изменении направления бега
1. Две команды выстраиваются вдоль противоположных стен спортзала на расстоянии четырех метров (или ярдов) друг от друга. «Зона безопасности» находится на расстоянии трех метров (или ярдов) от стены каждой команды.
2. Назовите одну команду «Кролики», а другую — «Петухи».
3. По команде «Кролики!» игроки «кролики» начинают преследовать игроков-«петухов», которые пытаются добежать до своей «зоны безопасности».
4. Осаленные «петухи» присоединяются к команде «кроликов».
Цель: отработка ускоренияторможения, развитие силы ног
1. Разделите атлетов на две команды по 4—5 человек. Команды выстраиваются в линии, лицом друг к другу, на расстоянии 15 метров (или ярдов). Занимаемая позиция — с правой стороны относительно своего обода, внутри которого находятся четыре мяча.
2. Цель игры состоит в том, чтобы в ободе оказалось шесть мячей.
3. По сигналу тренера первый игрок бежит к ободу команды соперника и хватает любой попавшийся под руку мяч. Затем он возвращается к своему ободу и бросает в него «добычу».
4. Как только мяч падает на пол, второй игрок команды бежит за следующим мячом к ободу другой команды.
5. Раунд считается законченным, как только у одной из команд наберется шесть мячей.
Цель: отработка быстроты реакции и ускорения
1. Атлеты разделяются на пары и образуют один или несколько кругов диаметром 15 — 20 метров (или ярдов). Каждая пара состоит из «палатки» — игрока, который стоит с широко расставленными ногами, и «туриста», — сидящего перед «палаткой».
2. Команды тренера начинаются со звуков «п» или «т». Когда выкрикивается слово «палатки» или «туристы», соответствую щий партнер из каждой пары атлетов выполняет бег по кругу, а затем становится либо за сидящим игроком, либо заползает в «палатку».