Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Результаты исследования расширят знания о медико-биологических основах повышения функциональной и физической работоспособности пловцов-спринтеров различных типов биологического развития, что позволяет более рационально осуществлять управление тренировочным процессом.
Установлено, что средства повышения скоростных возможностей пловца в процессе многолетней подготовки следует использовать в соответствии с возрастным ритмом развития моторики.
На основе проведенных исследований получены новые данные, позволяющие обосновать нормирование нагрузок в годичном цикле подготовки с целью их соответствия уровню биологического развития пловцов 15-16 лет и ориентированных на этап высшего спортивного мастерства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характеристика скоростных способностей в плавании…………. 4
1.1. Развитие скоростных качеств и способностей пловцов, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности…………. 4
1.2. Выявление спринтерских возможностей в юном возрасте …. 9
1.3. Взаимодействие развития базовой (общей) выносливости и скоростных качеств…………………………………………………………... 10
1.4. Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки……………………………………………... 13
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………………. 16
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………… 16
2.2. Методы исследования…………………………………………... 16
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы….. 16
2.2.2. Педагогическое наблюдение…………………………………. 17
2.2.3. Метод математической статистики…………………………... 17
2.3. Организация исследования……………………………………... 17
Глава 3. Программа и результат эксперимента……………………………… 19
3.1. Программа эксперимента……………………………………….. 19
3.2. Упражнения для развития скоростных способностей на суше и на воде………………………………………………………………………….. 19
3.2.1. Упражнения для плечевого пояса……………………………. 19
3.2.2. Упражнения для разгибателей туловища……………………. 20
3.2.3. Упражнения для разгибателей ног…………………………… 20
3.2.4. Упражнения общего воздействия…………………………….. 21
3.2.5. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении стартов…………………………………………………………… 21
3.2.6. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении поворотов……………………………………………………….... 21
3.2.7. Упражнения для развития быстроты движений в процессе дистанционного плавания……………………………………………………... 22
3.3. Обсуждение результатов исследования………………………… 23
Заключение……………………………………………………………………... 26
Список литературы……….………………………………………………........ 27

Файлы: 1 файл

Методика развития быстроты и скоростных способностей .docx

— 63.78 Кб (Скачать)

Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………     3

Глава 1. Характеристика скоростных способностей в плавании………….    4

              1.1. Развитие скоростных качеств и способностей пловцов, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности………….    4  

              1.2. Выявление спринтерских возможностей в юном возрасте ….    9

              1.3. Взаимодействие развития базовой (общей) выносливости и скоростных качеств…………………………………………………………...  10

              1.4. Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки……………………………………………...  13

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования……………….  16

    2.1. Цель и задачи исследования……………………………………   16

    2.2. Методы исследования…………………………………………...  16

    2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы…..  16

    2.2.2. Педагогическое наблюдение………………………………….  17

    2.2.3. Метод математической статистики…………………………...  17

    2.3. Организация исследования……………………………………...  17

Глава 3. Программа и результат  эксперимента………………………………  19

    3.1. Программа эксперимента………………………………………..  19

    3.2. Упражнения для развития скоростных способностей на суше и на воде…………………………………………………………………………..  19

    3.2.1. Упражнения для плечевого пояса…………………………….  19

    3.2.2. Упражнения для разгибателей туловища…………………….  20

    3.2.3. Упражнения для разгибателей ног……………………………  20

    3.2.4. Упражнения общего воздействия……………………………..  21

    3.2.5. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении стартов……………………………………………………………  21

    3.2.6. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении поворотов……………………………………………………….... 21

    3.2.7. Упражнения для развития быстроты движений в процессе дистанционного плавания……………………………………………………...  22

    3.3. Обсуждение результатов исследования………………………… 23                                                                                                                     

Заключение……………………………………………………………………...  26                                                                                                           

Список литературы……….………………………………………………........   27                                                                              

 

Введение

 

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой  высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных  и т.д.) идет значительно успешнее, если ученик занимается плаванием и  имеет крепкие, выносливые и быстрые  мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности  управлять собой, своим телом, своими движениями. Немаловажное значение в  плавании имеет развитие скоростных качеств, однако целенаправленное воздействие  на организм занимающихся плаванием  требует рационально построенных  тренировочных занятий. Этим и обусловлена  актуальность нашей работы, так как  в ней мы рассматриваем методику тренировки пловцов в группах  спортивного совершенствования, развития у них скоростных качеств с  помощью различных упражнений в  воде и на суше.

Объект исследования: процесс  многолетней технической и физической подготовки пловцов.

Предмет исследования: методика развития скоростных качеств пловцов.

Теоретическая значимость.

Результаты исследования расширят знания о медико-биологических  основах повышения функциональной и физической работоспособности  пловцов-спринтеров различных типов  биологического развития, что позволяет  более рационально осуществлять управление тренировочным процессом.

Установлено, что средства повышения скоростных возможностей пловца в процессе многолетней подготовки следует использовать в соответствии с возрастным ритмом развития моторики.

На основе проведенных  исследований получены новые данные, позволяющие обосновать нормирование нагрузок в годичном цикле подготовки с целью их соответствия уровню биологического развития пловцов 15-16 лет и ориентированных  на этап высшего спортивного мастерства. В частности, показано, что общая  и специальная физическая подготовка на суше должна быть организована таким  образом, чтобы приоритетными направлениями  для пловцов являлись скоростно-силовые  качества.

Практическая значимость. Работа может быть использована в  практической деятельности тренера, инструктора  по плаванию.

 

 

Глава 1. Характеристика скоростных способностей в плавании

1.1. Развитие скоростных  качеств и способностей пловцов,  и повышение их уровня специальной  силовой подготовленности

Развитие скоростных качеств  и способностей пловцов-спринтеров, и повышение их уровня специальной  силовой подготовленности

Скоростные способности  пловца характеризуются умением  проплывать короткий отрезок дистанции  с абсолютно высокой скоростью. Удержать такую скорость квалифицированный взрослый пловец может на отрезке не более 75 м, пловец-подросток - на отрезке не более 50 м.

Скоростные способности  неразрывно связаны с техническим  мастерством пловца. Вне рационального  варианта техники плавания, рационального  выполнения старта и поворотов нет  и высоких скоростей. Совершенство темпового варианта техники плавания избранным способом, умение выполнять  движения с максимальной мобилизацией, без излишнего мышечного напряжения, сохраняя точность, координированность и оптимальную амплитуду, - важнейшая предпосылка высокого уровня скоростных способностей. (Платонов В.Н., 2005)

Максимальная скорость движений пловца зависит также от специальной  силовой подготовленности, от мощности анаэробных алактатных источников энергии: запасов АТФ, креатинфосфата, миоглобина в мышечных клетках, скорости развертывания биохимических анаэробных реакций.

Физиологической основой  скоростных способностей является оптимальный  уровень возбудимости и функционирования центральной нервной системы, совершенство координационных механизмов двигательного  аппарата, подвижность нервных процессов, способность мышц быстрее сокращаться  и быстрее переходить от возбуждения  к расслаблению. Скоростные способности  воспитываются, как правило, в единстве с ловкостью и координированностью.

Воспитанию скоростных способностей пловцов, и, прежде всего на этапе  базовой подготовки, способствует развитие так называемых элементарных форм проявления быстроты в упражнениях на суше; быстроты двигательной реакции; способности  развивать максимальный темп движений, выполнять с высокой скоростью  однократные "взрывные" движения (например, выпрыгивания вверх, броски набивного мяча, отталкивания руками и ногами от пола в положении лежа). Разносторонняя физическая подготовка пловцов-подростков на суше создает хорошие предпосылки для развития скоростных способностей в более зрелые годы.

Со стороны волевых  качеств, необходимых для развития скоростных способностей, от пловца требуется  умение сосредоточиваться, приводить  себя в состояние оптимальной  готовности для прохождения короткой дистанции или ее отрезков с максимальной скоростью в условиях соревновательной обстановки. Пловец должен быть также психологически и тактически подготовлен к выполнению спуртов (ускорений) со старта, в середине дистанции (чаще всего перед поворотом и непосредственно после него), на финише.

Воспитание скоростных способностей начинается в процессе овладения  рациональной спортивной техникой. Прежде всего, добиваются точности и свободы  движений при плавании в различном  темпе на средних и коротких дистанциях и их отрезках. Чем совершеннее  техника плавания, тем в большем  объеме используются в учебно-тренировочных  группах эстафеты и игры, связанные  со спринтерским плаванием на коротких отрезках. Уделяют внимание формированию темповых вариантов техники для  выполнения стартов и финишных ускорений, освоению техники проплывания 10-15-метровых отрезков со старта и поворота.

По мере прочного овладения  основами техники ставится задача постепенно увеличивать силу гребковых движений, сохраняя их точность и легкость, Наиболее полно эта задача, как и задача существенного повышения уровня анаэробно-алактатной производительности, решается в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В этих группах упражнения по воспитанию скоростных способностей органически сливаются с упражнениями на повышение специальной силовой подготовленности и специальной выносливости пловца.

Для развития скоростных способностей применяются нагрузки максимальной мощности - плавание на коротких отрезках (15 - 25 м) с максимальной мобилизацией сил. Доля подобных нагрузок не превышает  в  группе спортивного совершенствования 4-5% от общего объема плавания.

Используя данные нагрузки, руководствуются следующими методическими  правилами:

1) спринтерские упражнения  выполняются с акцентом на  технике плавания, стартов, поворотов;  используются так называемые  контролируемые скорости плавания, при которых спортсмен способен  сохранять точность и свободу  движений;

2) продолжительность плавания  с предельной скоростью не  превышает в одной попытке  15-20 с;

3) между отдельными "порциями" спринтерской работы планируют  паузы отдыха, оптимальные для  восстановления; при появлении признаков  утомления скоростные упражнения  заканчивают или переходят на  более легкие режимы их выполнения;

4) спринтерские упражнения  планируют на основную часть  урока; один-два спринтерских  отрезка можно проплыть в заключительной  части занятия, если оно не  было утомительным;

5) чтобы избежать образования  косного стереотипа движений, спринтерские  упражнения выполняют в различных  сочетаниях, формах, условиях;

6) в работе с пловцами  добиваются постепенного, но неуклонного  повышения из года в год  абсолютной скорости плавания  на контрольных отрезках.

Основные методы, для воспитания скоростных способностей - это повторный, контрольно-соревновательный, переменно-дистанционный.

При воспитании скоростных способностей рекомендуется использовать следующие приемы:

  • плавание поперек бассейна (в виде 12-15 м);
  • эстафеты, плавание в спарринге, с гандикапом, с лидированием, плавание с различными вариантами дыхания (вдох через два, три или четыре цикла движений);
  • выполнение стартов и поворотов с включением плавания на 10-15-метровых отрезках дистанции на время;
  • плавание с ускорением - плавным нарастанием усилий;
  • плавание с высокой скоростью с постепенным выключением усилий (пловец, развив высокую скорость на коротком отрезке, старается удержать ее, продолжая движения "расслабленно");
  • плавание "по контрасту" (например, на 15-метровых отрезках чередуются: плавание в полную силу с дополнительным сопротивлением и плавание без него;
  • плавание в максимальном темпе со средней амплитудой гребковых движений и плавание в оптимальном темпе с предельной амплитудой гребков); плавание с помощью предварительно растянутого резинового амортизатора, закрепленного одним концом за пояс спортсмена.

При плавании с предельной скоростью нередко наблюдается  скованность движений. Причиной этого  бывают:

1) эмоциональное возбуждение,  в частности желание проплыть действительно "во всю силу";

2) координационная сложность  задания, возникающая в силу  недостаточно освоенной техники  плавания;

3) слабая силовая подготовленность, вследствие которой ученик, пытаясь  справиться с заданием, напрягает  даже те мышечные группы, которые  непосредственно в движениях  не участвуют. Успешно воспитывать  скоростные способности можно  лишь на прочной базе разносторонней  технической и физической подготовленности, при постоянном контроле за свободой движений. Желательно регулярно напоминать ученикам о важности расслабления мышц: "плыви быстро, но легко и свободно", "расслабь мышцы спины", "расслабь мышцы лица", "улыбнись и закрой глаза" (попытка улыбнуться и закрыть глаза ведет к расслаблению мимических мышц и рефлекторно - к расслаблению мышц шеи и плечевого пояса), "сделай 2-3 глубоких вдоха-выдоха, одновременно расслабляя руки" (это указание дается, например, перед попыткой преодолеть "на рекорд" короткий спринтерский отрезок) и т.д.

Информация о работе Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)