Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Результаты исследования расширят знания о медико-биологических основах повышения функциональной и физической работоспособности пловцов-спринтеров различных типов биологического развития, что позволяет более рационально осуществлять управление тренировочным процессом.
Установлено, что средства повышения скоростных возможностей пловца в процессе многолетней подготовки следует использовать в соответствии с возрастным ритмом развития моторики.
На основе проведенных исследований получены новые данные, позволяющие обосновать нормирование нагрузок в годичном цикле подготовки с целью их соответствия уровню биологического развития пловцов 15-16 лет и ориентированных на этап высшего спортивного мастерства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характеристика скоростных способностей в плавании…………. 4
1.1. Развитие скоростных качеств и способностей пловцов, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности…………. 4
1.2. Выявление спринтерских возможностей в юном возрасте …. 9
1.3. Взаимодействие развития базовой (общей) выносливости и скоростных качеств…………………………………………………………... 10
1.4. Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки……………………………………………... 13
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………………. 16
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………… 16
2.2. Методы исследования…………………………………………... 16
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы….. 16
2.2.2. Педагогическое наблюдение…………………………………. 17
2.2.3. Метод математической статистики…………………………... 17
2.3. Организация исследования……………………………………... 17
Глава 3. Программа и результат эксперимента……………………………… 19
3.1. Программа эксперимента……………………………………….. 19
3.2. Упражнения для развития скоростных способностей на суше и на воде………………………………………………………………………….. 19
3.2.1. Упражнения для плечевого пояса……………………………. 19
3.2.2. Упражнения для разгибателей туловища……………………. 20
3.2.3. Упражнения для разгибателей ног…………………………… 20
3.2.4. Упражнения общего воздействия…………………………….. 21
3.2.5. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении стартов…………………………………………………………… 21
3.2.6. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении поворотов……………………………………………………….... 21
3.2.7. Упражнения для развития быстроты движений в процессе дистанционного плавания……………………………………………………... 22
3.3. Обсуждение результатов исследования………………………… 23
Заключение……………………………………………………………………... 26
Список литературы……….………………………………………………........ 27

Файлы: 1 файл

Методика развития быстроты и скоростных способностей .docx

— 63.78 Кб (Скачать)

 

2.3. Организация  исследования

Исследование проводилось  в 3 этапа:

Первым этапом (апрель, май 2013 года) настоящего исследования было изучение литературы для определения основных форм скоростно-силовых тренировок используемых в плавании. В конце этапа были сформулирована гипотеза, поставлены цель и задачи исследования.

На втором этапе данного  исследования (с 1 апреля  по 28 мая 2013 года) проводилось педагогическое наблюдение за работой преподавателей. Для проведения  эксперимента по изучению было  отобрано 6 спортсменов высокой квалификации (КМС,МС). Они  представляют  одну спортивную специализацию - плавание.  Возраст  15-16 лет,  все  занимаются  спортом  по  6-8  лет. Имеют высокие спортивные достижения.

Спортивная  специализация  подбирались  с  таким  расчетом,  что  скоростная тренировка имеет  основную направленность у испытуемых. Спортсмены занимаются в одно и тоже время, при примерно равных нагрузках.

Группа занимающихся состояла из 6 юношей 15-16 лет. В течение четырех  недель с 15 апреля по 13 мая 2013 года юноши занимались по особой программе направленной на развитие скоростных способностей.

На третьем этапе проводилось  объединение всех полученных данных в одну работу. Это происходило с 15 мая 2013 года по 5 июня 2013 года. Результатом данного этапа явилась: математическая обработка результатов тестирования, их анализ, формулировки выводов работы, даны практические рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Программа  и результат эксперимента

3.1. Программа эксперимента

Для проведения  эксперимента по изучению было  отобрано 6 спортсменов  высокой квалификации (КМС, МС). Они  представляют  одну спортивную специализацию - плавание.  Возраст  15-16 лет,  все  занимаются  спортом  по  6-8  лет. Имеют высокие спортивные достижения.

Спортивная  специализация  подбирались  с  таким  расчетом,  что  скоростная тренировка имеет  основную направленность у испытуемых. Главной задачей нашего исследования была разработка программы упражнений для развития скоростных качеств пловцов-спринтеров.

 

3.2. Упражнения  для развития скоростных способностей  на суше и на воде

3.2.1. Упражнения  для плечевого пояса

1. И. п. - партнеры стоят  лицом друг к другу на расстоянии 3-5 м. Быстрая передача и ловля  мяча.

2. И. п. - стоя на коленях  лицом к стенке на расстоянии 2; 2,5 и 3 м, баскетбольный мяч  за головой. В быстром темпе  броски мяча из-за головы двумя  руками с последующей ловлей.

3. И. п. - ноги на ширине  плеч, стоя лицом к стенке на  расстоянии 1,5-2-3 м, баскетбольный  мяч - вверху за головой. Броски  в быстром темпе двумя руками  из-за головы.

4. И. п. - основная стойка, лицом к стенке на расстоянии 0,4 - 0,5 и 0,7 м. В быстром темпе  сгибание и разгибание рук  в упоре на пальцах, толчком  о стенку.

5. И. п. - упор лежа на бедрах поперек скамейки с опорой руками о пол. В быстром темпе разгибание рук с одновременным хлопком. Вдох делать при разгибании рук, выдох - при сгибании.

6. И. п. - правая (левая)  нога впереди, стоя спиной к  гимнастической стенке, руки согнуты  в локтях у груди, пальцы  захватывают концы эластичного  бинта, середина которого закреплена  за рейку на высоте пояса.  В быстром темпе поочередное  разгибание рук вперед.

7. И. п. - выпад вперед  спиной к гимнастической стенке, прямые руки отведены назад-вниз, пальцы захватывают концы эластичного бинта, середина которого закреплена на высоте пояса за рейку. В быстром темпе поднимать вперед прямые руки. Вдох делать при поднимании рук, выдох - при опускании.

8. И. п. - выпад вперед  лицом к гимнастической стенке, руки впереди, пальцы захватывают  концы эластичного бинта, середина  которого закреплена за рейку  на высоте пояса. В быстром  темпе отводить руки назад,  не сгибая их в локтевых  суставах.

 

3.2.2. Упражнения  для разгибателей туловища

1. И. п. - основная стойка, лицом к перекладине высотой  1,8 -] 2,0 м. Прыжком быстро подтянуться  в вис прогнувшись прямым хватом.

2. И. п. - ноги на ширине  плеч, руки за головой. В быстром  темпе наклоны вперед до горизонтального  положения с отведением локтей  и головы вверх-назад. Во время наклонов спина прямая, смотреть вперед. Вдох - в начале упражнения, выдох - в конце.

3. И. п. - упор сидя сзади, ноги вместе. В быстром темпе разгибание в тазобедренных суставах с отведением головы назад и прогибанием в пояснице.

4. И. п. - вис прогнувшись на перекладине. В быстром темпе поднимать и опускать ноги, сгибая и разгибая их сначала в коленных, затем - в коленных и тазобедренных суставах, потом только в тазобедренных.

5. И. п. - лечь на спину,  ноги на весу врозь, руки  вдоль туловища с опорой о  пол. В быстром темпе сводить  и разводить скрестно прямые ноги, чередуя сверху и снизу правую и левую ноги.

6. И. п. - лечь животом  поперек гимнастической скамейки, закрепив ноги за рейку гимнастической  стенки, руками захватив ближний  край скамейки. В быстром темпе  поднимать туловище, прогибая спину,  отводить голову назад, опираясь  руками. Вдох делать в начале  упражнения, выдох - в конце. То  же упражнение, но руки расположить  за головой или сверху с  набивным мячом массой 1-3 кг.

 

3.2.3. Упражнения  для разгибателей ног

1. И. п. - основная стойка  в середине лежащего обруча. Прыжки  из круга в круг в различных  направлениях.

2. И. п. - основная стойка, обруч лежит сбоку. Прыжки через  обруч в различных направлениях.

3. И. п. - основная стойка. Прыжки с ноги на ногу через  препятствие. Следить за полным  выпрямлением толчковой ноги  и сгибанием маховой ноги в  колене.

4. И. п. - ноги на ширине  плеч, руки - произвольно. Прыжки  вверх толчком двумя ногами  с доставанием края баскетбольного  щита, с последующим бегом до  следующего баскетбольного щита.

5. И. п. - основная стойка. Из упора присев прыжки с  места в длину, сериями по 5-6 прыжков в каждой. Следить за  полным выпрямлением ног в  конце толчка. То же упражнение, но прыжки в длину с одного  шага махом правой (левой) ногой  с приземлением на обе ноги. Следить за полным выталкиванием опорной ноги и выносом вверх плеч; прыжки в длину с двух шагов с разбегом и приземлением на обе ноги.

6. И. п. - низкий присед. В быстром темпе передвижение  прыжками на двух ногах в  низком приседе по кругу или  по отрезкам прямой.

 

3.2.4. Упражнения  общего воздействия

1. И. п. - партнеры в низком  приседе на линии круга лицом  друг к другу, один из них  с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей мяча двумя руками от груди между партнерами.

2. И. п. - партнеры в низком  приседе на линии круга лицом  друг к другу, оба с мячами. Передвижение вправо и влево  по кругу с передачей двух  мячей одновременно двумя руками  от груди верхом и низом  от пола с отскоком.

3. И. п. - высокий старт.  Максимально быстрый бег на  дистанцию 60 м, возвращение шагом.

4. И. п. - высокий старт.  Челночный бег с ускорением  на отрезках по 15-20 м 3-4 раза.

Развитие быстроты движений, составляющих соревновательную скорость

 

3.2.5. Упражнения  для развития быстроты движений  при выполнении стартов

1. Стартовый прыжок с  тумбочки (из воды) с первыми плавательными  движениями, с акцентом на предельно  быстрой реакции на стартовый  сигнал.

2. Стартовый прыжок с  тумбочки (из воды) по сигналу,  проводимый с первыми плавательными  движениями, с акцентом на скорости  выполнения подготовительных движений  и отталкивания.

3. Стартовый прыжок с  тумбочки (из воды) с акцентом  на максимальной мощности толчка  ногами и мощности первых плавательных  движений.

4. Стартовый прыжок с  тумбочки (из воды), проводимый с  первыми плавательными движениями, с акцентом на максимальной  дальности полета.

 

3.2.6. Упражнения  для развития быстроты движений  при выполнении поворотов

1. Наплывание с максимальной скоростью на поворотный щит с акцентом на быстроте вращения.

2. Выполнение поворотов  с разбега по бортику бассейна  с акцентом на быстроте вращения.

3. Облегчающее лидирование,  позволяющее повысить скорость  подплывания к поворотному щиту с максимально быстры м вращением.

4. Лежа на спине на гимнастическом мате, вытянув руки за голову, по сигналу выполнять быстрое подтягивание коленей вверх на себя с последующим кувырком назад через голову или плечо.

5. Стоя лицом к гимнастической  стенке, по сигналу имитация поворота "маятником".

6. Стоя в воде, наклонив  туловище в сторону поворотного  щита, по сигналу выполнять кувырок.

7. Стоя на дне, по  сигналу выполнять прыжок вверх  с кувырком.

8. Стоя у поворотного  щита боком к нему и наклонив  туловище в его сторону, по  сигналу выполнять поворот с  отталкиванием (упражнение применяется  при плавании кролем на спине).

9. Лежа на спине, касаясь  рукой поворотного щита, по сигналу  выполнять быстрое вращение с  отталкиванием.

 

3.2.7. Упражнения  для развития быстроты движений  в процессе дистанционного плавания

1. Вращение прямыми руками  с максимальной скоростью.

2. Вращение прямыми руками  с максимальной скоростью с  легкими гантелями, резиновыми  амортизаторами и другими устройствами.

3. Имитация гребковых  движений на изокинетическом  тренажере с малым сопротивлением.

4. Повторное проплывание отрезков длиной 12,5; 25; 50 м со скоростью 90-100% от максимальной.

5. То же упражнение, но  с помощью одних ног.

6. То же упражнение, но  с помощью одних рук.

7. Плавание с переменной  скоростью в полной координации,  с помощью движений одних рук  или ног; при этом скорость  интенсивного проплывания отрезка  должна быть не менее 95-100% от максимально возможной.

8. Плавание с помощью  движений рук, буксируя партнера, связку поролоновых отрезков, Прикрепленных  шнуром к поясу, или иной  подобный груз.

9. Плавание с помощью  движений рук или ног, с полной  координацией, движений, растягивая  резиновый амортизатор, закрепленный  одним концом за стенку бассейна, другим за пояс или стопы  пловца.

 

3.3. Обсуждение  результатов исследования

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Скоростные качества  пловца проявляются в следующих  трех основных видах: быстрота  выполнения отдельных элементов  техники; быстрота реакции; быстрота  выполнения цикла движения.

Быстрота выполнения отдельных  элементов техники проявляется, например, при выполнении стартовых  прыжков и поворотов, при проносе  рук по воздуху, при вкладывании  рук в воду во время плавания кролем.

Быстрота реакции проявляется  при выполнении старта по сигналу  стартера и при разного рода изменении ситуации.

Быстрота выполнения цикла  движения особенно важна при выполнении движений пловца. Она характеризуется  способностью быстро чередовать "включения" и "выключения" необходимых мышечных групп. Способность предельно "включить", т.е. сократить, мышцу и "выключить" ее, т.е. расслабить, позволяет, увеличить темп движений и выполнить движение более эффективно, с меньшей затратой усилий и энергии. Чем быстрее происходит сокращение и расслабление мышц, тем большее время мышцы имеют для отдыха и восстановления.

2. В основе скоростных  качеств лежит подвижность нервных  процессов.

3. Для воспитания скоростных  качеств пловца применяются упражнения, направленные на воспитание быстроты движений, быстроты реакции, высокого темпа движений.

Для воспитания быстроты движений используются силовые и скоростно-силовые  упражнения (метания, различные прыжки, скоростной бег и др.) и специальные  упражнения с элементами предельно  быстрых движений (выполнить прыжки вверх, делая хлопки руками при положении  тела в воздухе; по сигналу быстро выполнить кувырок назад, присесть, выпрыгнуть вверх, присесть и принять  положение упора лежа; из положения лежа на спине, встать по сигналу и добежать до стены, и др.).

Для совершенствования быстроты реакции на стартовую команду  применяются упражнения, выполняемые  под ожидаемую или неожиданную  короткую и резкую команду (по сигналу  быстро выполнить прыжок вверх или  в сторону, бросить мяч из фиксированного положения, быстро присесть и др.).

Для дальнейшего совершенствования  быстроты реакций используются аналитический  и сенсорный методы: Аналитический  метод предусматривает улучшение  реакции путем тренировки ее в  облегченных условиях, раздельно  по элементам (например, выполнение по сигналу движения из исходного положения  на старте только ногами или руками). Сенсорный метод предусматривает максимальное развитие "чувства времени", которое, как показывают исследования, улучшает реакцию (например, пловцы максимально быстро выполняют стартовые ускорения на 10-12 м и сравнивают определенное по чувству время с истинным. Или выполняют ускорения по заданному времени и сравнивают полученное время с заданием).

Информация о работе Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)