Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:09, курсовая работа
Результаты исследования расширят знания о медико-биологических основах повышения функциональной и физической работоспособности пловцов-спринтеров различных типов биологического развития, что позволяет более рационально осуществлять управление тренировочным процессом.
Установлено, что средства повышения скоростных возможностей пловца в процессе многолетней подготовки следует использовать в соответствии с возрастным ритмом развития моторики.
На основе проведенных исследований получены новые данные, позволяющие обосновать нормирование нагрузок в годичном цикле подготовки с целью их соответствия уровню биологического развития пловцов 15-16 лет и ориентированных на этап высшего спортивного мастерства.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характеристика скоростных способностей в плавании…………. 4
1.1. Развитие скоростных качеств и способностей пловцов, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности…………. 4
1.2. Выявление спринтерских возможностей в юном возрасте …. 9
1.3. Взаимодействие развития базовой (общей) выносливости и скоростных качеств…………………………………………………………... 10
1.4. Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки……………………………………………... 13
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………………. 16
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………… 16
2.2. Методы исследования…………………………………………... 16
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы….. 16
2.2.2. Педагогическое наблюдение…………………………………. 17
2.2.3. Метод математической статистики…………………………... 17
2.3. Организация исследования……………………………………... 17
Глава 3. Программа и результат эксперимента……………………………… 19
3.1. Программа эксперимента……………………………………….. 19
3.2. Упражнения для развития скоростных способностей на суше и на воде………………………………………………………………………….. 19
3.2.1. Упражнения для плечевого пояса……………………………. 19
3.2.2. Упражнения для разгибателей туловища……………………. 20
3.2.3. Упражнения для разгибателей ног…………………………… 20
3.2.4. Упражнения общего воздействия…………………………….. 21
3.2.5. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении стартов…………………………………………………………… 21
3.2.6. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении поворотов……………………………………………………….... 21
3.2.7. Упражнения для развития быстроты движений в процессе дистанционного плавания……………………………………………………... 22
3.3. Обсуждение результатов исследования………………………… 23
Заключение……………………………………………………………………... 26
Список литературы……….………………………………………………........ 27
2.3. Организация исследования
Исследование проводилось в 3 этапа:
Первым этапом (апрель, май 2013 года) настоящего исследования было изучение литературы для определения основных форм скоростно-силовых тренировок используемых в плавании. В конце этапа были сформулирована гипотеза, поставлены цель и задачи исследования.
На втором этапе данного исследования (с 1 апреля по 28 мая 2013 года) проводилось педагогическое наблюдение за работой преподавателей. Для проведения эксперимента по изучению было отобрано 6 спортсменов высокой квалификации (КМС,МС). Они представляют одну спортивную специализацию - плавание. Возраст 15-16 лет, все занимаются спортом по 6-8 лет. Имеют высокие спортивные достижения.
Спортивная специализация подбирались с таким расчетом, что скоростная тренировка имеет основную направленность у испытуемых. Спортсмены занимаются в одно и тоже время, при примерно равных нагрузках.
Группа занимающихся состояла из 6 юношей 15-16 лет. В течение четырех недель с 15 апреля по 13 мая 2013 года юноши занимались по особой программе направленной на развитие скоростных способностей.
На третьем этапе проводилось объединение всех полученных данных в одну работу. Это происходило с 15 мая 2013 года по 5 июня 2013 года. Результатом данного этапа явилась: математическая обработка результатов тестирования, их анализ, формулировки выводов работы, даны практические рекомендации.
Глава 3. Программа и результат эксперимента
3.1. Программа эксперимента
Для проведения эксперимента по изучению было отобрано 6 спортсменов высокой квалификации (КМС, МС). Они представляют одну спортивную специализацию - плавание. Возраст 15-16 лет, все занимаются спортом по 6-8 лет. Имеют высокие спортивные достижения.
Спортивная специализация подбирались с таким расчетом, что скоростная тренировка имеет основную направленность у испытуемых. Главной задачей нашего исследования была разработка программы упражнений для развития скоростных качеств пловцов-спринтеров.
3.2. Упражнения
для развития скоростных
3.2.1. Упражнения для плечевого пояса
1. И. п. - партнеры стоят
лицом друг к другу на
2. И. п. - стоя на коленях
лицом к стенке на расстоянии
2; 2,5 и 3 м, баскетбольный мяч
за головой. В быстром темпе
броски мяча из-за головы
3. И. п. - ноги на ширине плеч, стоя лицом к стенке на расстоянии 1,5-2-3 м, баскетбольный мяч - вверху за головой. Броски в быстром темпе двумя руками из-за головы.
4. И. п. - основная стойка, лицом к стенке на расстоянии 0,4 - 0,5 и 0,7 м. В быстром темпе сгибание и разгибание рук в упоре на пальцах, толчком о стенку.
5. И. п. - упор лежа на бедрах поперек скамейки с опорой руками о пол. В быстром темпе разгибание рук с одновременным хлопком. Вдох делать при разгибании рук, выдох - при сгибании.
6. И. п. - правая (левая)
нога впереди, стоя спиной к
гимнастической стенке, руки согнуты
в локтях у груди, пальцы
захватывают концы эластичного
бинта, середина которого
7. И. п. - выпад вперед
спиной к гимнастической
8. И. п. - выпад вперед
лицом к гимнастической стенке,
руки впереди, пальцы
3.2.2. Упражнения для разгибателей туловища
1. И. п. - основная стойка, лицом к перекладине высотой 1,8 -] 2,0 м. Прыжком быстро подтянуться в вис прогнувшись прямым хватом.
2. И. п. - ноги на ширине
плеч, руки за головой. В быстром
темпе наклоны вперед до
3. И. п. - упор сидя сзади, ноги вместе. В быстром темпе разгибание в тазобедренных суставах с отведением головы назад и прогибанием в пояснице.
4. И. п. - вис прогнувшись на перекладине. В быстром темпе поднимать и опускать ноги, сгибая и разгибая их сначала в коленных, затем - в коленных и тазобедренных суставах, потом только в тазобедренных.
5. И. п. - лечь на спину, ноги на весу врозь, руки вдоль туловища с опорой о пол. В быстром темпе сводить и разводить скрестно прямые ноги, чередуя сверху и снизу правую и левую ноги.
6. И. п. - лечь животом
поперек гимнастической
3.2.3. Упражнения для разгибателей ног
1. И. п. - основная стойка в середине лежащего обруча. Прыжки из круга в круг в различных направлениях.
2. И. п. - основная стойка,
обруч лежит сбоку. Прыжки
3. И. п. - основная стойка.
Прыжки с ноги на ногу через
препятствие. Следить за
4. И. п. - ноги на ширине
плеч, руки - произвольно. Прыжки
вверх толчком двумя ногами
с доставанием края
5. И. п. - основная стойка. Из упора присев прыжки с места в длину, сериями по 5-6 прыжков в каждой. Следить за полным выпрямлением ног в конце толчка. То же упражнение, но прыжки в длину с одного шага махом правой (левой) ногой с приземлением на обе ноги. Следить за полным выталкиванием опорной ноги и выносом вверх плеч; прыжки в длину с двух шагов с разбегом и приземлением на обе ноги.
6. И. п. - низкий присед. В быстром темпе передвижение прыжками на двух ногах в низком приседе по кругу или по отрезкам прямой.
3.2.4. Упражнения общего воздействия
1. И. п. - партнеры в низком приседе на линии круга лицом друг к другу, один из них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей мяча двумя руками от груди между партнерами.
2. И. п. - партнеры в низком
приседе на линии круга лицом
друг к другу, оба с мячами.
Передвижение вправо и влево
по кругу с передачей двух
мячей одновременно двумя
3. И. п. - высокий старт. Максимально быстрый бег на дистанцию 60 м, возвращение шагом.
4. И. п. - высокий старт. Челночный бег с ускорением на отрезках по 15-20 м 3-4 раза.
Развитие быстроты движений, составляющих соревновательную скорость
3.2.5. Упражнения
для развития быстроты
1. Стартовый прыжок с тумбочки (из воды) с первыми плавательными движениями, с акцентом на предельно быстрой реакции на стартовый сигнал.
2. Стартовый прыжок с
тумбочки (из воды) по сигналу,
проводимый с первыми
3. Стартовый прыжок с
тумбочки (из воды) с акцентом
на максимальной мощности
4. Стартовый прыжок с
тумбочки (из воды), проводимый с
первыми плавательными
3.2.6. Упражнения
для развития быстроты
1. Наплывание с максимальной скоростью на поворотный щит с акцентом на быстроте вращения.
2. Выполнение поворотов
с разбега по бортику бассейна
с акцентом на быстроте
3. Облегчающее лидирование, позволяющее повысить скорость подплывания к поворотному щиту с максимально быстры м вращением.
4. Лежа на спине на гимнастическом мате, вытянув руки за голову, по сигналу выполнять быстрое подтягивание коленей вверх на себя с последующим кувырком назад через голову или плечо.
5. Стоя лицом к гимнастической стенке, по сигналу имитация поворота "маятником".
6. Стоя в воде, наклонив
туловище в сторону
7. Стоя на дне, по
сигналу выполнять прыжок
8. Стоя у поворотного
щита боком к нему и наклонив
туловище в его сторону, по
сигналу выполнять поворот с
отталкиванием (упражнение
9. Лежа на спине, касаясь рукой поворотного щита, по сигналу выполнять быстрое вращение с отталкиванием.
3.2.7. Упражнения
для развития быстроты
1. Вращение прямыми руками с максимальной скоростью.
2. Вращение прямыми руками
с максимальной скоростью с
легкими гантелями, резиновыми
амортизаторами и другими
3. Имитация гребковых
движений на изокинетическом
тренажере с малым
4. Повторное проплывание отрезков длиной 12,5; 25; 50 м со скоростью 90-100% от максимальной.
5. То же упражнение, но с помощью одних ног.
6. То же упражнение, но с помощью одних рук.
7. Плавание с переменной
скоростью в полной
8. Плавание с помощью
движений рук, буксируя
9. Плавание с помощью
движений рук или ног, с
3.3. Обсуждение результатов исследования
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Скоростные качества
пловца проявляются в
Быстрота выполнения отдельных элементов техники проявляется, например, при выполнении стартовых прыжков и поворотов, при проносе рук по воздуху, при вкладывании рук в воду во время плавания кролем.
Быстрота реакции проявляется при выполнении старта по сигналу стартера и при разного рода изменении ситуации.
Быстрота выполнения цикла движения особенно важна при выполнении движений пловца. Она характеризуется способностью быстро чередовать "включения" и "выключения" необходимых мышечных групп. Способность предельно "включить", т.е. сократить, мышцу и "выключить" ее, т.е. расслабить, позволяет, увеличить темп движений и выполнить движение более эффективно, с меньшей затратой усилий и энергии. Чем быстрее происходит сокращение и расслабление мышц, тем большее время мышцы имеют для отдыха и восстановления.
2. В основе скоростных
качеств лежит подвижность
3. Для воспитания скоростных качеств пловца применяются упражнения, направленные на воспитание быстроты движений, быстроты реакции, высокого темпа движений.
Для воспитания быстроты движений используются силовые и скоростно-силовые упражнения (метания, различные прыжки, скоростной бег и др.) и специальные упражнения с элементами предельно быстрых движений (выполнить прыжки вверх, делая хлопки руками при положении тела в воздухе; по сигналу быстро выполнить кувырок назад, присесть, выпрыгнуть вверх, присесть и принять положение упора лежа; из положения лежа на спине, встать по сигналу и добежать до стены, и др.).
Для совершенствования быстроты реакции на стартовую команду применяются упражнения, выполняемые под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду (по сигналу быстро выполнить прыжок вверх или в сторону, бросить мяч из фиксированного положения, быстро присесть и др.).
Для дальнейшего совершенствования
быстроты реакций используются аналитический
и сенсорный методы: Аналитический
метод предусматривает