Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Результаты исследования расширят знания о медико-биологических основах повышения функциональной и физической работоспособности пловцов-спринтеров различных типов биологического развития, что позволяет более рационально осуществлять управление тренировочным процессом.
Установлено, что средства повышения скоростных возможностей пловца в процессе многолетней подготовки следует использовать в соответствии с возрастным ритмом развития моторики.
На основе проведенных исследований получены новые данные, позволяющие обосновать нормирование нагрузок в годичном цикле подготовки с целью их соответствия уровню биологического развития пловцов 15-16 лет и ориентированных на этап высшего спортивного мастерства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характеристика скоростных способностей в плавании…………. 4
1.1. Развитие скоростных качеств и способностей пловцов, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности…………. 4
1.2. Выявление спринтерских возможностей в юном возрасте …. 9
1.3. Взаимодействие развития базовой (общей) выносливости и скоростных качеств…………………………………………………………... 10
1.4. Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки……………………………………………... 13
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………………. 16
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………… 16
2.2. Методы исследования…………………………………………... 16
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы….. 16
2.2.2. Педагогическое наблюдение…………………………………. 17
2.2.3. Метод математической статистики…………………………... 17
2.3. Организация исследования……………………………………... 17
Глава 3. Программа и результат эксперимента……………………………… 19
3.1. Программа эксперимента……………………………………….. 19
3.2. Упражнения для развития скоростных способностей на суше и на воде………………………………………………………………………….. 19
3.2.1. Упражнения для плечевого пояса……………………………. 19
3.2.2. Упражнения для разгибателей туловища……………………. 20
3.2.3. Упражнения для разгибателей ног…………………………… 20
3.2.4. Упражнения общего воздействия…………………………….. 21
3.2.5. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении стартов…………………………………………………………… 21
3.2.6. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении поворотов……………………………………………………….... 21
3.2.7. Упражнения для развития быстроты движений в процессе дистанционного плавания……………………………………………………... 22
3.3. Обсуждение результатов исследования………………………… 23
Заключение……………………………………………………………………... 26
Список литературы……….………………………………………………........ 27

Файлы: 1 файл

Методика развития быстроты и скоростных способностей .docx

— 63.78 Кб (Скачать)

Педагогический аспект связан с развитием таких абсолютно  противоположных качеств, как умение длительное время терпеть нагрузки при работе над развитием аэробных возможностей и в полную противоположность- умение максимально концентрироваться  в короткий промежуток времени - при  работе над скоростью.

В дополнение следует заметить, что техника плавания на длинных  дистанциях и коротких отрезках требует  от спринтеров особого подхода к  ее применению, т.е. использование спринтерами  при аэробной подготовке других вариантов  техники (с более экономичной  работой ног.)

 В силу того, что  некоторые тренеры, работающие  со спринтерами считают, что  аэробная работа для спринтеров  является  подготовительной, дополнительной  частью подготовки,- существует практика  использования длительного ( до 1,5час.) кросса, с целью не использовать и не нарушать технику плавания, предназначенную для проплывания спринтерских дистанций.

Определив влияние аэробной и спринтерской работы на организм спортсмена можно сделать выводы, что данные виды спортивной деятельности  очень удачно могут взаимодействовать  в тренировочном процессе, без  ущемления какого-либо из данных качеств, т.к. при использовании тренировочных  заданий на развитие выносливости и  скорости, задействованы абсолютно  противоположные и не взаимосвязанные  физиологические, биохимические, психологические и педагогические процессы. 

Рассматривая развитие данных качеств и учитывая возрастные особенности  спортсменов юношеской и юниорской  возрастных категорий, следует обратить внимание на то, что для достижения высоких спортивных результатов  на спринтерских дистанциях - использование  специальной работы (на уровне МПК  и гликолитической  работы) не приносит ожидаемых результатов, т.к. биологическое развитие данных возрастных групп не позволяет в должной мере и с должным качеством выполнить работу по причине еще не сформировавшихся морфологических, физиологических, биохимических и психологических возможностей растущего организма.

 В силу этого, использование  аэробной подготовки в совокупности  с развитием скоростных качеств  - в данных возрастных категориях - является основными средствами  подготовки к соревнованиям.

 

1.4. Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки

Для достижения роста скоростных качеств и, как следствие роста  спортивных результатов на спринтерских дистанциях, пловец должен обладать определенными  силовыми качествами, позволяющими в  полной мере обеспечивать продвижение  по дистанции с максимальной линейной скоростью и в то же время  с  минимальными энергетическими затратами.

 Если рассмотреть весь  тренировочный цикл подготовки  спринтера,- от начала (втягивающего  периода) - до предсоревновательного,- везде присутствует работа на развитие каких-либо силовых качеств.

 В зависимости от  характера работы в тот или  иной период подготовки - характер  силовой работы и объем данной  нагрузки - меняется.

 Начнем с определения  взаимодействия и взаимовлияния  силовой работы в начальный,  втягивающий период, который характеризуется  проработкой и восстановлением  скоростных качеств пловца с элементами аэробно-компесаторного направления работы в воде. В этот период используются упражнения, направленные на развитие и укрепление скелетно- мышечного аппарата, развитие качеств быстроты, скорости реакции, относительной силы, общей гибкости. Используются такие средства, как кроссовый бег, спортивные и подвижные игры, прыжковая подготовка ( прыжки на, и через препятствия а также, со скакалкой), силовые занятия с собственным весом, могут использоваться другие циклические виды спорта- гребля, велосипед и т.д.

 Взаимодействие  и  взаимовлияние данных видов силовой  деятельности с втягивающей подготовкой  в воде в данный период благотворно  влияет не только на улучшение  общего состояния пловца, но и  стимулирует восстановление и  дальнейший рост его скоростных  качеств.

 В базовый ( аэробный) период подготовки, когда основной задачей в воде является развитие аэробных возможностей пловца,- характер работы, направленной на развитие силовых качеств - меняется. На смену задачам общеукрепляющего характера приходят задачи, направленные на развитие взрывной и абсолютной силы. По принципу взаимной компенсации два, казалось бы абсолютно противоположных качества, общая выносливость с одной стороны, и абсолютная и взрывная сила- с другой -параллельно взаимодействуют и влияют на развитие как общей выносливости ,так и абсолютной скорости в воде.

Какие средства, для достижения роста силовых качеств, используются в аэробный период подготовки пловца-спринтера? В первую очередь это работа с  отягощениями в атлетическом зале- направленная в основном, на развитие взрывной силы. Следует учесть, что данная работа  в корне отличается от работы спортсменов из бодибилдинга- своей направленностью на развитие специальных мышечных групп, необходимых в первую очередь в плавании.

  Один из аспектов  взаимного дополнения и взаимной  компенсации работы на развитие  абсолютной силы и аэробной  работы в воде -это различные источники энергии, обеспечивающие данные виды деятельности. Для обеспечения аэробных процессов в организме пловца задействован липидный обмен, а при скоростной, взрывной работе в зале - креатинфосфатный и, частично, углеводный механизмы энергообеспечения.

На фоне загруженности  мышечной системы и наличия в  мышцах большого количества молочной кислоты после работы в зале - аэробная работа в воде не только стимулирует  рост общей выносливости, но и является средством для восстановления мышечной системы пловца и выведения молочной кислоты из организма.

 Психологическая нагрузка  в данных видах деятельности - абсолютно противоположна по  своему характеру и, поэтому,  взаимно компенсируема. Для развития  взрывных качеств и абсолютной  силы на суше  необходимы качества  нервной системы, позволяющие  в короткий промежуток времени  сконцентрировать мышечную систему,  для резкого и мощного сокращения, а для работы на развитие  аэробных возможностей нужны  способности нервной системы  длительное время аккумулировать  и использовать нервные импульсы средней мощности.

На следующем этапе  подготовки - в период, когда развиваются  качества скоростной выносливости, необходимость  в силовой работе остается актуальной.

Меняются средства для  достижения силовых качеств и наступает момент реального переноса данных качеств в специфическую область -  мощность, длина и скорость гребкового движения.

В период, когда в воде прорабатываются смешанная и  анаэробные зоны мощности и задействованы  углеводные энергетические ресурсы  и пульсовые значения соответствуют 26-29 уд. за 10 сек и длительность серий  колеблется от 10 до 30 минут- характер и направленность работы на развитие силы  резко отличается от использующейся на предыдущем этапе подготовки.

Как правило, применяются  тренажеры с динамическими свойствами: хюттеля, биокинетики, мини-джиммы и т.д. Направленность работы на данных тренажерах характеризуется серийными подходами с вариациями мощности, темпа, длины гребка.

Важное место в данный период занимает умение правильно дозировать нагрузку на тренажерах с соблюдением  уровня сопротивления и длительности интервалов отдыха. Данный период подготовки, с использованием динамических тренажеров, очень удачно подходит для коррекции  отдельных отрезков (участков) гребкового движения, что в дальнейшем отразится  на улучшении данных параметров в  воде.

По направленности и влиянию  на организм пловца, данный период силовой  подготовки является основным для переноса силовых качеств из плоскости  общефизической подготовленности - в  область специальной. Влияние на физиологические, биохимические и  психологические процессы - соответствуют  по характеру- влиянию  на организм пловца после работы в смешанной  зоне и аэробно-анаэробной работы в  воде.

В различные периоды подготовки в зависимости от задач, которые  решает тренер, использование данных средств приводит к различным конечным результатам.

 Если в ранний, подготовительный  период, направленность работы на  резине преследует цель- увеличение, рост мощности гребка, то в   предсоревновательный период подготовки резина используется как средство для улучшения качества и экономичности гребкового движения и уменьшения активного лобового сопротивления пловца.

Одно из постоянных средств используемых в тренировочном процессе пловцов- лопатки различной конфигурации и размеров, а также, различного рода сопротивления.

В зависимости от задания, при котором используются данные средства, соответственно меняется  влияние и направленность воздействия  на организм пловца. В случае использования  сопротивлений и лопаток при  проплывании скоростных серий, в первую очередь развиваются силовые параметры гребкового движения. Если же данные средства применяются при проплывании длительных серий или дистанционного плавания, то воздействие лопаток и сопротивлений носит технический характер- экономизации и оптимизации траектории гребка.

 Возрастная специфика,  во время занятий на развитие  силовых качеств на суше, должна  учитываться в первую очередь  в период занятий в атлетическом  зале с применением различных  отягощений. Как правило, большая  часть упражнений с отягощениями  применяется в положении «лежа». Немаловажную роль играют восстановительные  мероприятия (сауна, массаж).

В недельных микроциклах  периодичность занятий должна чередоваться с днями отдыха от занятий в  атлетическом зале (как правило через день).

 

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. Цель и задачи  исследования

Целью данной работы является раскрытие особенностей развития скоростных качеств у пловцов в группах  спортивного совершенствования.

Задачи:

1. Описать физиологические  особенности пловцов-спринтеров 

2. Разработать программу  упражнений на суше и на  воде для развития скоростных  качеств у пловцов-спринтеров.

3. Экспериментально подтвердить  эффективность программы развития  скоростных качеств у пловцов  15-16 лет в группах спортивного  совершенствования.

 

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие группы методов:

  1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы
  2. Педагогическое наблюдение
  3. Педагогический эксперимент
  4. Методы математической статистики

 

2.2.1. Теоретический  анализ и обобщение данных  литературы

В процессе исследования проводился анализ специальной литературы с  целью получения объективных  сведений по состоянию изучаемых  вопросов:

  1. понятие скоростных качеств;
  2. влияние спринтерской направленности тренировок на организм человека;
  3. средства и методы тренировок, направленных на развитие скоростных качеств у пловцов 15-16 лет.

Данный метод позволил установить, что тренировки на скорость выполнения действий оказывает на человека значительное положительное влияние, и их использование может улучшить результативность спортивных тренировок у пловцов. Для данной работы было изучено 30 источников; использовалась литература по спортивному плаванию, лечебной физической культуре, физиологии, теории и методике физической культуры и другие источники.

 

 

2.2.2. Педагогическое  наблюдение

Педагогическое наблюдение проводилось с целью определения  основных средств и методов скоростно-силовых  тренировок у пловцов-спринтеров 15-16 лет в группах спортивного  совершенствования.

В ходе педагогического наблюдения было просмотрено 15 занятий с использованием методов развития скоростных качеств пловца. Использовались такие средства, как:

1. Хронометрия - для определения скорости проплывания дистанции.

2. Пульсометрия – для определения изменений частоты пульса до и после заданий.

 

2.2.3. Метод математической  статистики

Для математической обработки  полученных данных эксперимента по оценке влияния скоростно-силовых тренировок на организм спортсменов и на результат была использована программа STATGRAPHICS  plus for Windows. Исходя из того, что выборки в данном эксперименте являются зависимыми (если сравниваются признаки, принадлежащие одной группе объектов, то такие выборки называются зависимыми) и подчиняются нормальному закону (признаки выборки измерены в абсолютной шкале (с)  и являются временными отрезками измеряемыми в секундах) был выбран критерий Стьюдента для зависимых выборок. По  проведенному  эксперименту произведена  статистическая. После чего  были  получены  следующие результаты: критерий Стьюдента для сопряженных значений сравниваются с табличным значением для соответствующего показателя.  Р 0.05(для n=6), отсюда следует, что нулевая гипотеза  отвергается и подтверждается альтернативная. Таким образом, улучшение результата в данной выборке можно считать достоверным с достоверностью 90% (из-за малого количества участников эксперимента альтернативная гипотеза с большой достоверностью будет недействительной)

Информация о работе Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)