Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Результаты исследования расширят знания о медико-биологических основах повышения функциональной и физической работоспособности пловцов-спринтеров различных типов биологического развития, что позволяет более рационально осуществлять управление тренировочным процессом.
Установлено, что средства повышения скоростных возможностей пловца в процессе многолетней подготовки следует использовать в соответствии с возрастным ритмом развития моторики.
На основе проведенных исследований получены новые данные, позволяющие обосновать нормирование нагрузок в годичном цикле подготовки с целью их соответствия уровню биологического развития пловцов 15-16 лет и ориентированных на этап высшего спортивного мастерства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характеристика скоростных способностей в плавании…………. 4
1.1. Развитие скоростных качеств и способностей пловцов, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности…………. 4
1.2. Выявление спринтерских возможностей в юном возрасте …. 9
1.3. Взаимодействие развития базовой (общей) выносливости и скоростных качеств…………………………………………………………... 10
1.4. Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки……………………………………………... 13
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………………. 16
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………… 16
2.2. Методы исследования…………………………………………... 16
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы….. 16
2.2.2. Педагогическое наблюдение…………………………………. 17
2.2.3. Метод математической статистики…………………………... 17
2.3. Организация исследования……………………………………... 17
Глава 3. Программа и результат эксперимента……………………………… 19
3.1. Программа эксперимента……………………………………….. 19
3.2. Упражнения для развития скоростных способностей на суше и на воде………………………………………………………………………….. 19
3.2.1. Упражнения для плечевого пояса……………………………. 19
3.2.2. Упражнения для разгибателей туловища……………………. 20
3.2.3. Упражнения для разгибателей ног…………………………… 20
3.2.4. Упражнения общего воздействия…………………………….. 21
3.2.5. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении стартов…………………………………………………………… 21
3.2.6. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении поворотов……………………………………………………….... 21
3.2.7. Упражнения для развития быстроты движений в процессе дистанционного плавания……………………………………………………... 22
3.3. Обсуждение результатов исследования………………………… 23
Заключение……………………………………………………………………... 26
Список литературы……….………………………………………………........ 27

Файлы: 1 файл

Методика развития быстроты и скоростных способностей .docx

— 63.78 Кб (Скачать)

В качестве контрольных упражнений для оценки скоростных способностей используются старты в плавании с  полной координацией движений и по элементам на отрезках 25, 50 м, 75 м; выполнение стартов и поворотов на время.

Повышение уровня специальной  силовой подготовленности в работе с пловцами юношеского возраста групп  спортивного совершенствования  осуществляется не только упражнениями на суше , но и упражнениями в воде. С этой целью применяется плавание с помощью движений одними руками и ногами, а также плавание с полной координацией и преодолением дополнительного сопротивления воды или отягощения (интенсивность плавания субмаксимальная и максимальная). Величина дополнительного сопротивления, преодолеваемого пловцом, не должна превышать 30-40% соревновательной величины. В противном случае рациональная техника плавания искажается, эффективность упражнений падает. В тренировке пловцов высших разрядов подобные упражнения доминируют над другими упражнениями специальной силовой направленности.

При выполнении упражнений рекомендуется:

1) применять плавные ускорения  от умеренного до предельного  темпа, а позднее плавать с  равномерной, возрастающей от  повторения к повторению скоростью;

2) продолжительность плавания  с околопредельной, а затем и с предельной мобилизацией сил в первых попытках от 6 до 20 с;

3) планировать оптимальные  паузы отдыха, которые обеспечивали  бы полное восстановление и  качество выполняемых движений. (Булгакова, Н. Ж., 2005)

Помимо упражнений с нарастанием  усилий применяются упражнения с  их уменьшением. Пловец, развив высокую  скорость, старается ее удерживать, уменьшая усилия и расслабляя мышцы. Такое плавание "на контрасте" применяется с чередованием движений в различном темпе. Упражнения можно  усложнять, применяя дополнительные отягощения.

Упражнения, направленные на повышение скорости движения, планируют  после разминки, в первой части  занятия, а в тренировочном микроцикле - после дня отдыха или занятий  с небольшой нагрузкой. В практике спортивного плавания часто случается  так, что пловцы показывают высокие  результаты на коротких отрезках дистанции  в конце тренировочного занятия.

Для того чтобы в дальнейшем, при определении скоростных качеств пловца- быстроты, быстроты реакции, скоростной выносливости,- учитывать специфику плавания как вида, связанного с движением в неестественной для человека среде, - определимся с данными понятиями с учетом требований спортивного плавания к данным качествам.

Как отмечалось выше, под  скоростными способностями мы определили возможности человека, которые обеспечивают выполнение максимальное количество двигательных действий в минимальный промежуток времени.

В нашем же случае, т.е. в  плавании, мы имеем дело со скоростными  качествами-

а) быстротой движения в  определенный промежуток времени,

б) скоростно-силовым качеством  гребкового движения,

в) чисто специфическими качествами, определяющимися в плавании ( длина шага, чувство воды, величина лобового сопротивления, удельный вес пловца- плавучесть ит.д.).

Все данные качества имеют решающую роль в достижении пловцом высокой линейной скорости, которая в свою очередь, дает возможность достигать высоких результатов на дистанции.

  Что мы имеем в  виду,  учитывая специфику плавания, говоря о линейной скорости  пловца? Линейная скорость -  это  расстояние (в метрах), на которое  продвинулся пловец за определенный  промежуток времени ( в одну секунду). Достижение роста данного показателя на определенных отрезках дистанции и является основной задачей скоростной тренировки. Остальные скоростные возможности ( быстрота движения, скорость реакции, длина шага, темп, мощность гребка, чувство воды и т.д.) - являются средствами для достижения высокой линейной скорости. Можно попытаться классифицировать данные возможности на две группы:

а) внутренние(естественные):морфологические, физиологические, биохимические и психические возможности;

б) внешние (приобретенные): технические возможности и возможности технического оснащения.

Рассмотрим данные возможности: а) под морфологическими возможностями  подразумеваются росто- весовые значения пловца, удельный вес тела, плавучесть, длина конечностей, размер гребущих поверхностей(площадь),качества гибкости в суставах, пассивное лобовое сопротивление.

Физиологические возможности  пловца- это в первую очередь индивидуальные функциональные возможности организма - соотношение красных и белых  мышечных волокон, индивидуальные возможности  МПК, максимальный объем легких, процент  утилизации кислорода и т.д. 

Под биохимическими возможностями  пловца- спринтера для достижения высокой скорости подразумевается  качество функционирования энергетического (креатин-фосфатного и углеводного) механизма.

Под психическими возможностями  подразумевается возможности нервной  системы пловца, позволяющие аккумулировать нервный сигнал на мышечный аппарат  с высокой скоростью, и дающий возможность сокращаться данной мышце с максимальной частотой и силой.

 Вторая группа возможностей  – внешние возможности пловца:

 Это в первую очередь,  техническая подготовка пловца-спринтера,  отличающаяся от техники   плавания  средневика или стайера и позволяющая  развивать максимальную линейную  скорость,  а также  удерживать  ее.

Нельзя не учесть аспект технического оснащения - в данном случае использование пловцами последнего поколения – гидрокостюмов, позволяющих  развивать максимальную линейную скорость - за счет улучшения плавучести, уменьшения лобового сопротивления и удерживание  мышечный аппарат в тонусе до конца  дистанции.

 

1.2. Выявление спринтерских возможностей в юном возрасте             

Каждый тренер, который  работает со спортсменами среднего  (юниорского) и звена и с взрослыми  спортсменами, хотя бы один раз в  своей практике должен пройти через  этап набора, отбора и начального обучения детей. Всегда считается, что самый  качественный набор проводят тренеры  уже знакомые с работой  со спортсменами среднего и взрослого звена.

По крайней мере, после  опыта работы с пловцами юниорского возраста  при подготовке к отбору новых, молодых спортсменов, тренер ясно понимает, какими качествами (природными и наработанными) должен будет обладать начинающий заниматься плаванием ребенок  и, какую работу нужно будет проделать  на протяжении 8-10 лет до достижения спортсменом окончательного биологического развития и высшего спортивного  мастерства.

Итак, с чего должен начинать тренер при отборе детей в группы спортивного плавания? Как правило  это просмотр детей на уроках физкультуры  с определением морфологических( росто - весовых) параметров, определение двигательных возможностей ( гибкости, подвижности суставов) координации движений, быстроты, выносливости, прыгучести. На данном этапе уже можно определить спринтерские возможности детей. Как показала практика, дети имеющие хорошие двигательные навыки - координацию движения -это как правило будущие спринтеры. По всей вероятности, хорошая реактивность нервной системы в раннем возрасте дает преимущество таким детям при приобретении двигательных навыков.

Другой аспект - прыгучесть. Если провести тест на относительную  прыгучесть, то в 90 процентов случаях, дети имеющие высокую относительную прыгучесть, в дальнейшем проявляют высокие спринтерские качества пловца, за исключением детей от природы не имеющих высоких специальных показателей для плавания, морфологических, координационных, чувства воды и т.д.

Как определить относительную  прыгучесть ребенка? Для этого помечаются пальцы кисти руки мелом и производится прыжок с места вверх с касанием самой верней возможной точки на стене. Определяется разница между касанием верхней точки стоя и в прыжке. Если разница между показателем прыжка деленным на  вес тела дает цифру-"1" или более, то данный ребенок имеет ярко выраженные спринтерские качества.

Например, вес ребенка  составляет 30кг, а разница между  верхней точкой поднятой кисти и  точкой прикосновения во время прыжка - 32 см, то при делении  32(см) на 30 (кг) мы получаем цифру 1,066 - что указывает на хорошие спринтерские качества ребенка.

Проверить спринтерские возможности  ребенка можно и по скорости его  реакции на различные команды, например: прыжок с места вверх под хлопок или свисток.

 При дальнейшей работе  в воде, бросается в глаза качества  данного ребенка, связанные с  задержкой дыхания, умением на  длительное время делать задержку  дыхания и, как правило, данные  дети хорошо и с удовольствием  делают упражнения, связанные с  работой ног на скорость и длительность.

Координация движений в воде и, как следствие освоение азов плавания, у детей с выраженными спринтерскими  качествами, усложняется и улучшается быстрее чем в остальной группе.

 Опыт работы в детских  группах показал что дети, обладающие  природными спринтерскими качествами, легче и быстрее осваивают  уроки плавания и раньше сверстников  нуждаются в необходимости перехода  в большой бассейн.

  В дальнейшем  в  процессе освоения способов плавания  и увеличения объемов работы  в воде, граница между спринтерами  и остальными - (средневиками и  стайерами) временно может быть  призрачной, т.к. при решении первоначальных  задач обучения, развитие явно  спринтерских качеств не является  первоочередной.

Но в данный период тренер должен отметить и запомнить тех  детей, которые в начале занятий  плаванием, еще не имея наработанных условных рефлексов, связанных с  плаванием,- уже обладали предпосылками  ( возможностями) для дальнейшего развития спринтерских качеств.

 

1.3. Взаимодействие  развития базовой (общей) выносливости  и скоростных качеств

В тренерских кругах существуют различные представления и взгляды  на взаимодействие базовой работы,- направленной на повышение аэробных возможностей организма, и скоростной работы - направленной на развития скоростных качеств.

 Существует мнение, что  сама аэробная работа развивает,  в процессе базовой подготовки, скоростные возможности пловца. В какой-то мере они правы,  т.к. набирая определенное количество  километров за подготовительный  и базовый период, организм пловца  реагирует экономизацией всех процессов, включая технику плавания  а также, улучшение тактильных ощущений гребка, что непременно сказывается и на росте скоростных качеств и высоких результатов на коротких отрезках.

 На собственном опыте  можно сказать, что в начале  цикла ( особенно в осенне-зимний  период), в период становления  базовой выносливости - наблюдается  рост скоростных качеств пловцов,  особенно специализирующихся на  средних и длинных дистанциях, т.к. с ростом функциональной  подготовленности и улучшением  общего состояния –улучшаются, а точнее сказать,  восстанавливаются  относительные скоростные возможности пловцов-стайеров и средневиков.

Совсем иначе выглядит картина у спринтеров. Даже в самый  ранний период подготовки, в начале цикла, спринтер способен показывать результаты на коротких отрезках - близкие к  своим личным рекордам.

В терминологии некоторых  современных тренеров используется понятие "аэробный" и "анаэробный" пловец. Данное понятие свидетельствует  об  определенной дифференциации между  различными типами пловцов и различному пути развития скорости, в зависимости  к какой группе относится данный пловец.

Если рассматривать взаимодействие развития двух, как казалось бы, абсолютно противоположных качеств - выносливости и скорости, то нужно рассмотреть их взаимодействие в различных плоскостях включая физиологические, биохимические психологические и педагогические аспекты.

Рассмотрим взаимодействие  между работами на развитие общей  выносливости и скорости с точки  зрения физиологии: данные виды спортивной тренировки и тренировочных заданий  характеризуются-

а) аэробная работа - использование  в основном красных мышечных волокон, и соответственно, кислородный долг практически не образуется, пульс -22-24 уд. за 10 сек, скорость кровотока сравнительно невысокая, длительность работы 42мин-2 часа.

 б) скоростная работа- используются белые мышечные волокна, скорость кровотока высокая, длительность работы 10-15 сек, участие сердечно-сосудистой системы кратковременное, мощное.

Биохимические аспекты  различия данных видов спортивной деятельности: это различные источники энергии, и соответственно, различное их влияние  на остаточные явления в организме:

а) аэробная работа -источник жировой( липидный) обмен- большие запасы в организме, энергоемкость относительно невысокая,

б) скоростная работа – креатинфосфатный механизм,- минимальные запасы в организме- энергоемкость максимально высокая.

Различие в характере  психологической нагрузки при работе на развитие данных качеств- абсолютно противоположные, но взаимно дополняемые и компенсируемые, т.к. для развития общей выносливости приходится использовать тренировочные задания длительного действия и монотонности, а на развитие скоростных качеств - необходимы  короткие серии взрывного характера,- чередующиеся с длительным отдыхом, позволяющим накопить очередную "порцию" креатинфосфата в организме пловца.

Информация о работе Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)