Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Результаты исследования расширят знания о медико-биологических основах повышения функциональной и физической работоспособности пловцов-спринтеров различных типов биологического развития, что позволяет более рационально осуществлять управление тренировочным процессом.
Установлено, что средства повышения скоростных возможностей пловца в процессе многолетней подготовки следует использовать в соответствии с возрастным ритмом развития моторики.
На основе проведенных исследований получены новые данные, позволяющие обосновать нормирование нагрузок в годичном цикле подготовки с целью их соответствия уровню биологического развития пловцов 15-16 лет и ориентированных на этап высшего спортивного мастерства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характеристика скоростных способностей в плавании…………. 4
1.1. Развитие скоростных качеств и способностей пловцов, и повышение их уровня специальной силовой подготовленности…………. 4
1.2. Выявление спринтерских возможностей в юном возрасте …. 9
1.3. Взаимодействие развития базовой (общей) выносливости и скоростных качеств…………………………………………………………... 10
1.4. Взаимодействие силовой работы на суше с работой в воде в различные периоды подготовки……………………………………………... 13
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………………. 16
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………… 16
2.2. Методы исследования…………………………………………... 16
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы….. 16
2.2.2. Педагогическое наблюдение…………………………………. 17
2.2.3. Метод математической статистики…………………………... 17
2.3. Организация исследования……………………………………... 17
Глава 3. Программа и результат эксперимента……………………………… 19
3.1. Программа эксперимента……………………………………….. 19
3.2. Упражнения для развития скоростных способностей на суше и на воде………………………………………………………………………….. 19
3.2.1. Упражнения для плечевого пояса……………………………. 19
3.2.2. Упражнения для разгибателей туловища……………………. 20
3.2.3. Упражнения для разгибателей ног…………………………… 20
3.2.4. Упражнения общего воздействия…………………………….. 21
3.2.5. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении стартов…………………………………………………………… 21
3.2.6. Упражнения для развития быстроты движений при выполнении поворотов……………………………………………………….... 21
3.2.7. Упражнения для развития быстроты движений в процессе дистанционного плавания……………………………………………………... 22
3.3. Обсуждение результатов исследования………………………… 23
Заключение……………………………………………………………………... 26
Список литературы……….………………………………………………........ 27

Файлы: 1 файл

Методика развития быстроты и скоростных способностей .docx

— 63.78 Кб (Скачать)

Освоение высокого темпа  движений достигается путем выполнения разнообразных кратковременных  упражнений (10-20 сек) в максимальном темпе (например, вращение прямых рук  вперед или назад, прыжки со скакалкой, вращение набивного мяча вокруг туловища, многократное поднимание гантелей весом 1-3 кг от бедер вверх и др.). Также  положительно влияет частая и короткая серия стартов на скольжение, с  выходом, и в полной координации 15 метров. Все представленные в программе  упражнения дают прирост к скоростной выносливости и скорости реакции у пловцов 15-18 лет.

Далее представлены полученные данные за 4 недели работы с включением в тренировки скоростных заданий.

В таблице 1 представлены данные выполнения стартов пловцов-спринтеров за 4 недели тренировочного процесса с  включением в нее разработанной  программы тренировок.

Таблица 1

Показатели скорости реакции на сигнал при выполнении старта с тумбочки, в секундах

 

Спортсмены

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

А.С.

0,85

0,89

0,81

0,79

В.А.

0,81

0,80

0,78

0,74

П.И.

0,86

0,84

0,79

0,76

М.Р.

0,78

0,74

0,71

0,71

С.Д.

0,78

0,73

0,70

0,72

К.К.

0,73

0,72

0,70

0,67


 

 

В таблице 2 мы видим достоверное  изменение показателей времени  проплывания дистанции 50 метров вольным  стилем за 4 недели тренировочного процесса. Старты проводились 2 раза в неделю, по 2х50 в\ст с отдыхом 6 минут между ними. В таблице показан лучший результат за неделю.

 

 

 

Таблица 2

Время проплывания дистанции 50 метров вольным стилем со старта.

 

Спортсмены

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

К. С.

25.89

25.98

25.45

25.17

А. П.

25.28

25.09

24.76

24.87

Е. П.

25.46

25.37

25.01

24.99

Ч. Р.

24.77

24.61

24.87

24.45

Р. И.

24.94

25.20

24.70

24.67

Л. Н.

25.33

25.15

25.05

24.95


 

 

В таблице 2 заметно западение  скорости во вторую и третью неделю тренировок у некоторых спортсменов. Это произошло из-за недостаточной  мотивации самих спортсменов  во время старта и накоплении усталости  при увеличении нагрузок, как на суше, так и на воде. Но, в итоге, благодаря правильным действиям  тренера все спортсмены улучшили свой результат на дистанции 50 метров вольным стилем со старта от 0,37 до 0,72 секунды.

Заключение

 

1. Пловцы 15-16 лет различных  типов биологического развития, специализирующиеся в плавании  на спринтерские дистанции характеризуются  различными морфологическими, функциональными,  силовыми и скоростными показателями, что следует учитывать при  спортивном отборе и ориентации, выборе отдельных видов физических  упражнений, дифференцировании объема  и интенсивности физических нагрузок. В основе скоростных качеств  лежит подвижность нервных процессов.

2. В результате исследования  было выявлено, что тренировки  спортсменов по предложенной  программе развития скоростных  способностей дают положительный  результат.

Таким образом, за 4 недели подготовки с включением нашей программы  тренировок было видно улучшение  отталкивания при старте на 0,05 до 0,12 секунды. А также времени проплывания  дистанции 50 метров вольным стилем от 0,37 до 0,72 секунды.

3. В ходе экспериментальной  проверки данной методики была  выявлено положительная динамика  скорости реакции и скоростной  выносливости. Таким образом, улучшение  скоростных качеств в данной  выборке можно считать достоверным  с достоверностью 90% (из-за малого  количества участников эксперимента  альтернативная гипотеза с большой  достоверностью будет недействительной). Разработанная технология совершенствования  физической подготовленности пловцов-спринтеров 15-18 лет на основе учета типов  их биологического развития позволяет  улучшить процесс развития силовых,  скоростных и скоростно-силовых  способностей в периодах годичного  цикла.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - К: Здоровье, 1998. - 248с, ил.

2. Бакшеев М. Д.   Построение учебно-тренировочных занятий в спортивном плавании : учебное пособие / М. Д. Бакшеев ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск : [б. и.], 2006. - 44 с. - Библиогр. с. 24.

3. Бахрах И.И. Исследование и оценка биологического возраста / И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов: руководство по спортивной медицине. Смоленск, 1991.-С.83-257.  
          4. Бачин В.П. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей у пловцов 8-17 лет: Автореф. ... канд. пед. наук / В.П.Бачин.-М.:ОГИФК,1989.-19с.  
          5. Бачин В.П. Изучение благоприятных (сенситивных) периодов в развитии скоростных возможностей у пловцов 8-17 лет / В.П. Бачин // Тез. докл. VII межвуз. конф. - Омск, 1989. - 115-116. 

6. Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: ООО «Издат-во АСТ» 2005. – 160 с, ил.

7. Булгакова, Н. Ж. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с, ил.

8. Булкин В.А. Основные  понятия и термины физической  культуры и спорта: Учеб.пособие /В.А.Булкин.- СПбГАФК, 1996.- 47с

9. Вайцеховский С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312 с.

10. Ваньков А. А. Оптимизация подготовки спортивного резерва на основании анализа многолетней тренировки пловцов высокого класса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Ваньков ; ГЦОЛИФК. - М., 1978. - 22с.

11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В.Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-331 с.

12. Вороненко С.В. Формирование ритмоскоростной структуры двигательного навыка в спортивном плавании с использованием искусственно созданных условий: Автореф. ... канд. пед.наук/СВ.Вороненко.-М.,1987.-27с.  
          13. Воронцов А.Р. Биомеханические основы техники плавания: лекция для ин-тов физ. культуры / А.Р. Воронцов.- 1981.-35 с. 

14. Глазырина, Л.Д., Физическая  культура – для всех - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. - 176 с.

15. Дубровский В.И. Спортивная  медицина. М.: Владос, 1998. 20. Ерофеев, Л. М. Учитесь плавать / Л. М. Ерофеев. - Л.: Лениздат, 1978.                                          

16. Иванов B.C. Основы математической  статистики. Учебное пособие для  институтов физкультуры. М. ФиС, 1990.- 118 с.

17. Кардамонова, Н. Н. Плавание: Лечение и спорт. Серия «Панацея» /Н.Н. Кардамонова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320с.

18. Карпман В.Л., Любина Б.Г. Динамика кровообращения у спортсменов / В.Л. Карпман, Б.Г.Любина.М.:ФиС,1982.-135с.  
          19. Карташов И.П. Специализированное развитие силовых возможностей в тренировке пловцов-кролистов: Автореф. дис. канд.пед. наук /КарташовИ.П.-Л.,1985.-21с.  
          20. Каунсилмен Д. Спортивное плавание / Д. Каунсилмен. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -208 с. 

21. Лях В.И. Скоростные  способности: Основы тестирования  и методики развития / В.И. Лях  // Физическая культура в школе. - 1997. - № 3 . -С. 2-8.  
          22. Ляшко Г.И. Соотношение средств специальной скоростно- силовой подготовки высококвалифицированных пловцов-спринтеров кролистов в годичном цикле: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г.И. Ляшко. -М., 1985.-22 с.  
          23. Макаренко Л.П. Плавание / Л.П. Макаренко. М.: Физкультура и спорт, 1979.-С. 144. 

24. Макаренко, Л. П. Техника  спортивного плавания / Л. Г. Макаренко.  -М.: Всероссийская федерация плавания (пособие для тренеров), 2000.

25. Макаренко, Л. П. Соревновательная  деятельность пловца-спринтера/  Учебное пособие для вузов.  – М.: РИО РГАФК,1999. – 42 с.

26. Морозов Н. Оценка  состояния физической подготовленности  пловцов-спринтеров в системе  управления тренировочным процессом:  учеб.пособие для ин-тов физ. культуры / Н. Морозов.-1983.-65с.  
          27. Морозов Н. Показатели основных сторон подготовленности пловцов-спринтеров и стайеров как критерии управления тренировочным процессом на этапе углубленной специализации: Автореф. дис. канд.пед. наук/Н.Морозов-М,1989.-23с.  
          28. Платонов В.Н. Тренировка пловцов высокого класса / В.Н. Платонов, О.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с. 

29. Платонов В.Н. Сильнейшие  пловцы мира: Методика спортивной  тренировки / В.Н. Платонов, Л. Фесенко. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304с.  
         30. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения- М.: Советский спорт, 2005.- 820 с. 


Информация о работе Методика развития быстроты и скоростных способностей (на примере разных возрастных групп)