Методика развития творческого мышления у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Социальный мир несет много ограничений и правил. Система школьных оценок, замечания взрослых заставляют ребенка вести себя согласно чужим ожиданиям. Побочные последствия этого - отказ от нового и шаблонность.
Именно поэтому возникает актуальность разработки и внедрения в учебный процесс новых методов, подходов и программ, направленных на развитие творческого мышления учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. 6
1.1 Процесс личностного формирования подростков. 6
1.2 Сущность понятий «творчество», «творческое мышление», «креативность» в психолого-педагогической литературе 10
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ. 13
2.1 Организация и методика исследования уровня развития творческого мышления. 13
2.2 Организация и диагностика развития творческого мышления подростков. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу.docx

— 565.57 Кб (Скачать)

Креативность (лат. creative - творческий, лат. creatio - создание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. [22, с.133]

Впервые понятие «креативность» использовал Д.Томпсон в 1922 году, обозначив этим термином способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Изучение творческой одаренности началось в 50-х годах ХХ века, когда понятие «креативность» было введено в психологическую науку. По Дж.Гилфорду, который одним из первых занялся исследованием творческой одаренности, креативность понимается как общая способность к творчеству; это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления[9].

В психологической энциклопедии дается такое определение: креативность (от англ. create - создавать) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу -- это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды[10].

По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Р. Клайном (R. Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека[9].

 

ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ.

2.1 Организация и методика исследования уровня развития творческого мышления.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, я также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.)[11].

Первая методика развития креативного мышления была разработана Р. Крачфилдом. Он исходил из представлений, что творческие способности могут быть развиты через решение творческих задач. Своим ученикам он предлагал небольшие книжки (по 16-20 страниц в каждой), где рассказывалось о приключениях двух подростков, Джима и Лили, которым постоянно приходилось разбираться в детективных историях. Иногда на помощь детям приходил дядюшка Джон. В процессе поиска они выдвигали самые неожиданные версии, им приходилось неоднократно менять свои предположения о происшествии, прежде чем появлялась правильная версия. Книжки были разработаны таким образом, что внимательный читатель находил правильный ответ немного раньше своих героев. Кроме того, в рассказах содержалось много советов по развитию творческого мышления[12,С.329].

Проведенный Р. Крачфилдом эксперимент показал, что ученики из экспериментальной группы сумели решить в три раза больше задач, чем ученики контрольной группы, причем достигнутый эффект сохранялся в течение 6 месяцев[12,С. 330].

П. Торренс предложил поэтапную систему развития творческого мышления. На первом этапе испытуемому предлагаются задачи и анаграммы, и он должен максимально быстро выделить среди хаоса гипотез единственно верную, сформулировать правило, ведущее к разгадке проблемы. Затем испытуемому предлагаются картинки. Он должен назвать самые разные и невероятные обстоятельства, которые привели к данной ситуации, всевозможные ее последствия.[20 с.123]

На втором этапе испытуемому предлагаются предметы, имеющие определенное значение, и предлагается перечислить различные способы их применения.

Американский психолог Э. де Боно предложил программу развития креативного мышления исходя из пяти принципов.

Первый принцип заключается в том, что при возникновении проблемы важно выделить необходимые и достаточные условия ее решения. Если использовать все предложенные условия без доказательства их необходимости в данной ситуации, то можно усложнить процесс решения.

Второй принцип - необходимо выработать установку на отбрасывание своего прошлого опыта, полученного при решении подобных проблем. Очень часто подобие проблем оказывается только внешним.

Третий принцип - необходимо развивать умение видеть многофункциональность вещи.

Четвертый принцип - формирование умения соединять самые противоположные идеи из различных областей знания и использование таких соединений для решения проблемы.

Пятый принцип - развитие способности к осознанию поляризирующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы.

Э. де Боно разработал набор приемов, способствующих развитию творческого мышления: функциональный и структурный анализ и др.[12, С.331].

В настоящее время предлагаются различные методы развития креативности. Н. А. Багдасарова отмечает роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении.

Н. В. Рождественская опробовала метод импровизации в действиях на сценической площадке. Через год занятий значительно улучшились результаты выполнения контрольного импровизационного упражнения и теста «Несуществующее животное». [25]

Педагогами разработаны различные методы обучения школьников. Творческим подходом обладает метод проблемного обучения (М. И. Махмутов). Его цель - усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познавательных задач -- проблем и моделирования проблемных ситуаций[12,С.332].

Развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика[19, с.16].

Педагогическая инженерия (Г. П. Щедровицкий, Н. Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции.

Эвристическое обучение (А. В. Хуторской) в отличие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний. Креативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития[12, С.332].

Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) показали различия между традиционным и креативным типами обучения [18, с.26]:

Сравнительные характеристики традиционного и креативного типов образования

Таблица 2.1.1

Линии анализа

Традиционный тип

Креативный тип

Ориентации

На стандарты

На вариативность

Вектор времени

Реконструкция прошлого

Созидание будущего

Мотивация

Приобретение знаний

Самореализация

Характер информации

Непротиворечивая, предлагается в «готовом» виде. Манипуляции чужими идеями

Альтернативная, добывается самостоятельно. Продуцирование своих идей

Процесс познания

Усвоение стандартов, чужого опыта

Преобразование, открытие

Тип мышления

Конвергентное (логическое)

Конвергентное и дивергентное (творческое)

Результаты

Запланированы, известны

Вероятностны, неизвестны

Субъект-объектные отношения

Человек - объект обучения

Человек - субъект познания и творчества

Технологии

Имитационные репродуктивные

Проблемные, когнитивно-эвристические, креативные, арт-технологии

Функции педагога

Воздействие

Взаимодействие, сопровождение

Последействие

Тезаурус академических знаний, алгоритмы

Рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы


 

 

Развитию воображения у детей посвящено большое количество публикаций. Используются различные способы: игры, чтение сказок, рассматривание картин (Хорошун М. Э., 2001), прослушивание и интерпретация музыкальных произведений (Логинова М. В., 2001). Т. Н. Тихомирова (2008) предложила для развития креативности «обогащение образовательного пространства», или, что то же, - использование инновационных технологий по экологии и музейной педагогике, а еще проще - культурно-досуговую деятельность школьников, которая воздействует на эмоциональную сферу и опыт социального взаимодействия. А. Н. Мухина (2008) отмечает роль свободного общения детей в процессе внеурочной деятельности. Однако, читая об этих способах улучшения креативности, возникает естественный вопрос: это результат развития дивергентного мышления и других креативных способностей или «раскрепощение» креативного потенциала за счет увеличения социальной смелости в общении, устранение боязни высказать ту или иную мысль? В пользу последнего предположения могут свидетельствовать данные А. Е. Банюховой (2008), которая нашла, что креативность зависит от социального статуса человека в группе: у лидеров креативность была выше, чем у имеющих низкий статус. [17, c. 145]

По данным Майера (Mayer, 1983), применение различных способов развития креативности увеличивает ее только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении. [16, с. 28]

Говоря о методах формирования творческого мышления следует упомянуть и психолого-диагностические тренинги. Преимущество этой формы диагностики заключается в то, что применяемые методические приемы направлены не только на диагностику одаренности, но и на ее развитие. Это предполагает раскрытие потенциальных возможностей учащихся, стимуляцию и развитие их творческих способностей, познавательной мотивации, а также развитие процессов самопознания, саморегуляции, саморазвития и самообучения[12, С.332].

2.2 Организация и диагностика развития творческого мышления подростков.

 

Для изучения уровня развития творческого мышления у подростков, мною была выбрана методика Гилфорда.

Тест Гилфорда (модифицированный). [15, c.267]

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.  
Время проведения процедуры — около 40 минут.  
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).  
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача. Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах.  
Имеются три показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n.

Б—беглость, n — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.

Категории ответов

  1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать). 
  2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои). 
  3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка). 
  4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы). 
  5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой). 
  6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
  7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты). 
  8. Сдача в макулатуру. 
  9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.). 
  10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли). 
  11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел). 
  12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Информация о работе Методика развития творческого мышления у подростков