Методика развития творческого мышления у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Социальный мир несет много ограничений и правил. Система школьных оценок, замечания взрослых заставляют ребенка вести себя согласно чужим ожиданиям. Побочные последствия этого - отказ от нового и шаблонность.
Именно поэтому возникает актуальность разработки и внедрения в учебный процесс новых методов, подходов и программ, направленных на развитие творческого мышления учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. 6
1.1 Процесс личностного формирования подростков. 6
1.2 Сущность понятий «творчество», «творческое мышление», «креативность» в психолого-педагогической литературе 10
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ. 13
2.1 Организация и методика исследования уровня развития творческого мышления. 13
2.2 Организация и диагностика развития творческого мышления подростков. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу.docx

— 565.57 Кб (Скачать)

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.  
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).  
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.  
За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.

3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

0р = 5 k.

0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Т 1 —суммарный показатель первого субтеста, Б 1 —беглость по 1 субтесту, Г 1 —гибкость по 1 субтесту, Ор 1 —оригинальность по 1 субтесту,  
n—общее число уместных ответов, m—число категорий,  
k — число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.  
Имеются два показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий. 

1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30—40 человек). 

1 оригинальный ответ — 5 баллов.

0р = 5 k.

0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Т 2 = n + 5 k.

Т 2 — суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3а. Слова

Модификация для детей 5—8 лет.  
Субтест проводится индивидуально.

Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.  
Имеются два показателя.

1) Беглость — общее число приведенных слов.  
1 слово — 1 балл.

Б = n

Б — показатель беглости, n — общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

2) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек. 

1 оригинальное слово — 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных слов.

Т 3 = n + 5 k.

Т 3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).

Субтест 3б. Выражение

Модификация для детей 9—15 лет

Задача. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость — число придуманных предложений (n).  
1 предложение — 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».  
1 слово — 0,1 балла.

Г = 0,1 m.

Г — показатель гибкости, m — число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.  
Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений.

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

Т 3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1) Беглость — суммарное число приведенных определений (n).  
Одно определение — 1 балл.

Б = n.

Б — показатель беглости.

2) Гибкость — число категорий ответов.

Одна категория — 3 балла.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.

Категории ответов 

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная). 

2. Действия с книгой  любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная). 

3. Материал и способ  изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная). 

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).  
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).  
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).  
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).  
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная). 

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная). 

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая). 

11. Эмоционально-оценочное  восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная). 

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m.

Г — показатель гибкости, m — число категорий.

3) Оригинальность — число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек.

 

 Одно оригинальное определение — 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 — суммарный показатель четвертого субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Оценивание. Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость —  гибкость. В данном показателе учитываются:

n 1 — число изображенных элементов (деталей); n 2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.  
Одна деталь — 0,1 балла. Один класс фигур — 1 балл.  
n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). Одна ошибка — 0,1 балла.

Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1 n 3i )

Б — беглость, i — номер рисунка (от 1 до 4).  
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

2) Оригинальность

k 1 — число оригинальных элементов рисунка.  
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.  
Один оригинальный элемент — 3 балла.  
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.  
k 2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.  
k 2 может принимать значения 0 или 1.  
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

0 р 4 i=1 = 5 k + k 1i .

Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4).

Т 5 = Б + 0р.

Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста, Б — беглость,  
0р — оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Задача. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Оценивание. Проводится по трем показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.  
Один рисунок — 1 балл.

Б = n

n — число рисунков (изменяется  от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.  
Одна категория — 3 балла.

Г = 3m.

m — число категорий.

Категории ответов

  1. Война (военная техника, солдаты, взрывы). 
  2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна). 
  3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые. 
  4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы). 
  5. Игрушки, игры (любые). 
  6. Космос (ракета, спутник, космонавт). 
  7. Лицо (любое человеческое лицо). 
  8. Люди (человек). 
  9. Машины. Механизмы. 
  10. Посуда. 
  11. Предметы домашнего обихода.
  12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние). 
  13. Растения (любые — деревья, травы, цветы). 
  14. Спортивные снаряды.
  15. Съедобные продукты (еда). 
  16. Узоры, орнаменты. 
  17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30—40 человек).  Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных рисунков.

T 6 = n + 3 m + 5 k.

Т 6 — суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись. 

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов (n). Один ответ — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек. Один оригинальный ответ — 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор — оригинальность, k — число оригинальных, редких ответов.

T 7 = n + 5 k.

Т 7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

 

Анализ и интерпретация результатов исследования.

Мною была проведена методика диагностики творческого мышления в подгруппе 8 А класса СОШ №1 города Мензелинска.

Данный класс состоит и 24 человек.

Подгруппа, в которой проходило исследование состоит из 14 человек.

Я выбрала 8 класс, потому что именно в этом возрасте бурно протекает переходный возраст, когда дети уже не дети, но еще и не взрослые.

Таблица 2.2.1

Исследование творческого мышления в 8 классе

 

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

Б

Г

О

Б

Г

О

Б

Г

О

Б

Г

О

Ученик 1

6

6

0

2

3

0

8

3

35

10

15

10

Ученик 2

2

6

0

2

3

5

4

1,6

15

14

18

10

Ученик 3

3

12

0

1

3

0

1

0,4

5

5

6

0

Ученик 4

6

12

15

1

0

5

6

2,4

25

5

6

15

Ученик 5

1

3

0

1

3

0

1

0,4

5

4

1

0

Ученик 6

2

6

5

2

6

5

7

3

0

8

4

5

Ученик 7

4

9

0

1

3

5

4

1,5

15

5

9

0

Ученик 8

3

9

0

3

3

5

3

12

10

9

15

0

Ученик 9

5

12

10

4

6

0

4

1,6

10

5

15

5

Ученик 10

4

6

0

3

9

5

7

2,4

10

9

6

10

Ученик 11

3

6

0

1

3

0

1

0,4

0

8

12

5

Ученик 12

4

6

0

1

3

0

3

1

0

10

15

5

Ученик 13

2

6

0

2

3

5

1

0,4

0

3

9

0

Ученик 14

7

12

5

3

9

15

6

2,3

15

11

15

5

Ученик 15

5

9

5

3

9

5

5

1,8

10

12

9

0

Информация о работе Методика развития творческого мышления у подростков