Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 18:07, курсовая работа
Актуальность темы. Социальный мир несет много ограничений и правил. Система школьных оценок, замечания взрослых заставляют ребенка вести себя согласно чужим ожиданиям. Побочные последствия этого - отказ от нового и шаблонность.
Именно поэтому возникает актуальность разработки и внедрения в учебный процесс новых методов, подходов и программ, направленных на развитие творческого мышления учащихся.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. 6
1.1 Процесс личностного формирования подростков. 6
1.2 Сущность понятий «творчество», «творческое мышление», «креативность» в психолого-педагогической литературе 10
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ. 13
2.1 Организация и методика исследования уровня развития творческого мышления. 13
2.2 Организация и диагностика развития творческого мышления подростков. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35
Субтест 5 |
Субтест 6 |
Субтест 7 |
Общее количество баллов | ||||||
Б |
Б |
Г |
О |
Б |
О |
Б |
Г |
О | |
Ученик 1 |
3,8 |
15 |
6 |
15 |
26 |
35 |
44,8 |
6 |
50 |
Ученик 2 |
0 |
9 |
15 |
0 |
11 |
10 |
20 |
15 |
10 |
Ученик 3 |
7,8 |
15 |
15 |
25 |
9 |
5 |
31,8 |
15 |
30 |
Ученик 4 |
8,1 |
15 |
15 |
10 |
12 |
15 |
35,1 |
15 |
25 |
Ученик 5 |
7,8 |
7 |
15 |
0 |
8 |
10 |
22,8 |
15 |
10 |
Ученик 6 |
3,8 |
12 |
7 |
10 |
11 |
10 |
26,8 |
7 |
20 |
Ученик 7 |
5 |
10 |
18 |
0 |
8 |
10 |
23 |
18 |
10 |
Ученик 8 |
11,8 |
15 |
24 |
5 |
11 |
5 |
37,8 |
24 |
10 |
Ученик 9 |
8,8 |
15 |
15 |
5 |
13 |
15 |
36,8 |
15 |
20 |
Ученик 10 |
7,4 |
15 |
10 |
10 |
13 |
20 |
35,4 |
10 |
30 |
Ученик 11 |
4 |
14 |
18 |
5 |
14 |
20 |
32 |
18 |
25 |
Ученик 12 |
11 |
15 |
11 |
0 |
11 |
15 |
37 |
11 |
15 |
Ученик 13 |
13,4 |
7 |
15 |
0 |
12 |
25 |
32,4 |
15 |
25 |
Ученик 14 |
9,2 |
15 |
24 |
10 |
11 |
5 |
35,2 |
24 |
15 |
Ученик 15 |
8,8 |
13 |
11 |
5 |
16 |
5 |
37,8 |
11 |
10 |
Уровень |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Высокий |
4 (26,5%) |
2 (13%) |
2 (13%) |
Выше среднего |
7 (47%) |
5 (33%) |
0 |
Средний |
4 (26,5%) |
7 (47%) |
3 (20%) |
Ниже среднего |
0 |
1 (7%) |
9 (60%) |
Низкий |
0 |
0 |
1 (7%) |
Общее количество баллов |
Точность | |||
Б |
Г |
О | ||
Ученик 1 |
70,8 |
33 |
95 |
198,8 |
Ученик 2 |
42 |
43,6 |
40 |
125,6 |
Ученик 3 |
41,8 |
36,4 |
35 |
113,2 |
Ученик 4 |
53,1 |
35,4 |
85 |
173,5 |
Ученик 5 |
29,8 |
22,4 |
15 |
67,2 |
Ученик 6 |
45,8 |
26 |
35 |
106,8 |
Ученик 7 |
37 |
40,5 |
30 |
107,5 |
Ученик 8 |
55,8 |
63 |
25 |
143,8 |
Ученик 9 |
54,8 |
49,6 |
45 |
149,4 |
Ученик 10 |
58,4 |
33,4 |
55 |
146,8 |
Ученик 11 |
45 |
39,4 |
30 |
114,4 |
Ученик 12 |
55 |
36 |
20 |
111 |
Ученик 13 |
40,4 |
33,4 |
30 |
103,8 |
Ученик 14 |
62,2 |
62,3 |
55 |
179,5 |
Ученик 15 |
62,8 |
39,8 |
30 |
132,6 |
Уровень |
Точность |
Высокий |
3 (20%) |
Выше среднего |
5 (33%) |
Средний |
6 (40%) |
Ниже среднего |
1 (7%) |
Низкий |
0 |
По результатам констатирующего эксперимента были выявлены учащиеся с разным уровнем развития творческого мышления: 40% учащихся 8 класса показали средний уровень развития творческого мышления, 7% школьников – ниже среднего. У 33% учащихся уровень развития мышления выше среднего и у 20 % - высокий уровень. Характерной особенностью развития творческого мышления подростков является неравномерность в развитии основных показателей.
Творческое мышление - замечательная способность, которая может не только обогатить нашу жизнь, но и перенести нас в другую реальность или вооружить иным взглядом на мир. До недавнего времени многие считали ее сверхъестественным даром, присущим лишь немногим художникам, музыкантам и ученым. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это всего лишь миф и что почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной - во многом это дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению в ущерб способностям мыслить творчески.
Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех учащихся. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты затухают, не получая развития.
Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.
Важным условием творческого воспитания учащихся подросткового возраста является готовность педагогов к реализации программы творческого развития школьников-подростков.
Итак, в результате проделанной работы были решены следующие задачи:
- были рассмотрены теоретические особенности творческого воспитания школьников-подростков;
- выявлены особенности развития и воспитания старших школьников;
- изучено содержание творческого мышления;
- исследованы педагогические условия формирования творческих способностей личности школьника-подростка в современной школе.
По результатам констатирующего эксперимента были выявлены учащиеся с разным уровнем развития творческого мышления: 40% учащихся 8 класса показали средний уровень развития творческого мышления, 7% школьников – ниже среднего. У 33% учащихся уровень развития мышления выше среднего и у 20 % - высокий уровень. Неравномерность в развитии основных показателей (беглость, гибкость, оригинальность) прежде всего связанна с особенностями подросткового возраста. Для школьников данного возраста часто характерны быстрая переутомляемость, резкая смена настроения, конфликтность, шаткая нервная система. Все это безусловно влияет на развитие способностей ребенка, в том числе и творческого мышления.
Таким образом, определение и реализация педагогических условий формирования творческого мышления подростка на основе его активной позиции, разработка адекватной современной образовательной ситуации и системы воспитательной работы является залогом успешной реализации творческого воспитания.
Информация о работе Методика развития творческого мышления у подростков