Методика развития творческого мышления у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Социальный мир несет много ограничений и правил. Система школьных оценок, замечания взрослых заставляют ребенка вести себя согласно чужим ожиданиям. Побочные последствия этого - отказ от нового и шаблонность.
Именно поэтому возникает актуальность разработки и внедрения в учебный процесс новых методов, подходов и программ, направленных на развитие творческого мышления учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. 6
1.1 Процесс личностного формирования подростков. 6
1.2 Сущность понятий «творчество», «творческое мышление», «креативность» в психолого-педагогической литературе 10
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ. 13
2.1 Организация и методика исследования уровня развития творческого мышления. 13
2.2 Организация и диагностика развития творческого мышления подростков. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Файлы: 1 файл

курсовая на сдачу.docx

— 565.57 Кб (Скачать)

 

 

Продолжение таблицы 2.2.1

 

Субтест 5

Субтест 6

Субтест 7

Общее количество баллов

 

Б

Б

Г

О

Б

О

Б

Г

О

Ученик 1

3,8

15

6

15

26

35

44,8

6

50

Ученик 2

0

9

15

0

11

10

20

15

10

Ученик 3

7,8

15

15

25

9

5

31,8

15

30

Ученик 4

8,1

15

15

10

12

15

35,1

15

25

Ученик 5

7,8

7

15

0

8

10

22,8

15

10

Ученик 6

3,8

12

7

10

11

10

26,8

7

20

Ученик 7

5

10

18

0

8

10

23

18

10

Ученик 8

11,8

15

24

5

11

5

37,8

24

10

Ученик 9

8,8

15

15

5

13

15

36,8

15

20

Ученик 10

7,4

15

10

10

13

20

35,4

10

30

Ученик 11

4

14

18

5

14

20

32

18

25

Ученик 12

11

15

11

0

11

15

37

11

15

Ученик 13

13,4

7

15

0

12

25

32,4

15

25

Ученик 14

9,2

15

24

10

11

5

35,2

24

15

Ученик 15

8,8

13

11

5

16

5

37,8

11

10


 

Таблица 2.2.2

Анализ результатов тестирования

Уровень

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Высокий

4 (26,5%)

2 (13%)

2 (13%)

Выше среднего

7 (47%)

5 (33%)

0

Средний

4 (26,5%)

7 (47%)

3 (20%)

Ниже среднего

0

1 (7%)

9 (60%)

Низкий

0

0

1 (7%)


 

 

  1. Показатель беглость не является специфическим для творческого мышления и полезен прежне всего тем, что позволяет понять другие показатели творческого мышления. Данные показывают, что большинство детей справляются с выполнением всех заданий.
  2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Данные исследования говорят, что уровень развития гибкостии выше средних показателей. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.
  3. Креативность в тесте оценивается по нескольким критериям. Наиболее показательный из них - оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. По результатам приведенного исследования, можно сказать, что уровень творческого мышления, в данной возрастной группе,  соответствует показателю «ниже среднего».

Для того, чтобы охарактеризовать стройность, логичность творческого мышления, а также выбор адекватного решения, мною был проведен анализ такого показателя, как точность. Точность находится путем суммирования творческих компонентов. Таким образом, мы получили следующие данные.

 

 

 

Таблица 2.2.3

Нахождение показателя точность.

 

Общее количество баллов

Точность

Б

Г

О

Ученик 1

70,8

33

95

198,8

Ученик 2

42

43,6

40

125,6

Ученик 3

41,8

36,4

35

113,2

Ученик 4

53,1

35,4

85

173,5

Ученик 5

29,8

22,4

15

67,2

Ученик 6

45,8

26

35

106,8

Ученик 7

37

40,5

30

107,5

Ученик 8

55,8

63

25

143,8

Ученик 9

54,8

49,6

45

149,4

Ученик 10

58,4

33,4

55

146,8

Ученик 11

45

39,4

30

114,4

Ученик 12

55

36

20

111

Ученик 13

40,4

33,4

30

103,8

Ученик 14

62,2

62,3

55

179,5

Ученик 15

62,8

39,8

30

132,6


 

 

Таблица 2.2.4

Анализ показателя точность.

Уровень

Точность

Высокий

3 (20%)

Выше среднего

5 (33%)

Средний

6 (40%)

Ниже среднего

1 (7%)

Низкий

0


 

 

Рисунок 2.2.1

По результатам констатирующего эксперимента были выявлены учащиеся с разным уровнем развития творческого мышления: 40% учащихся 8 класса показали средний уровень развития творческого мышления, 7% школьников – ниже среднего. У 33% учащихся уровень развития мышления выше среднего и у 20 % - высокий уровень. Характерной особенностью развития творческого мышления подростков является неравномерность в развитии основных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Творческое мышление - замечательная способность, которая может не только обогатить нашу жизнь, но и перенести нас в другую реальность или вооружить иным взглядом на мир. До недавнего времени многие считали ее сверхъестественным даром, присущим лишь немногим художникам, музыкантам и ученым. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это всего лишь миф и что почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной - во многом это дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению в ущерб способностям мыслить творчески.

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех учащихся. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты затухают, не получая развития.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Важным условием творческого воспитания учащихся подросткового возраста является готовность педагогов к реализации программы творческого развития школьников-подростков.

Итак, в результате проделанной работы были решены следующие задачи:

- были рассмотрены теоретические особенности творческого воспитания школьников-подростков;

- выявлены особенности развития и воспитания старших школьников;

- изучено содержание творческого мышления; 

- исследованы педагогические условия формирования творческих способностей личности школьника-подростка в современной школе.

По результатам констатирующего эксперимента были выявлены учащиеся с разным уровнем развития творческого мышления: 40% учащихся 8 класса показали средний уровень развития творческого мышления, 7% школьников – ниже среднего. У 33% учащихся уровень развития мышления выше среднего и у 20 % - высокий уровень. Неравномерность в развитии основных показателей (беглость, гибкость, оригинальность) прежде всего связанна с особенностями подросткового возраста. Для школьников данного возраста часто характерны быстрая переутомляемость, резкая смена настроения, конфликтность, шаткая нервная система. Все это безусловно влияет на развитие способностей ребенка, в том числе и творческого мышления.

Таким образом, определение и реализация педагогических условий формирования творческого мышления подростка на основе его активной позиции, разработка адекватной современной образовательной ситуации и системы воспитательной работы является залогом успешной реализации творческого воспитания.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гуревич П.С. Психология личности /П.С. Гуревич//- М:ЮНИТИ, 2011
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /А.Е. Личко// Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
  3. Природа интеллекта [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://follow.ru/article/262
  4. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк // Калинингр. гос. ун-т. — Калининград, 2000. — 572 с.
  5. Учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/psychology
  6. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности /Ю.М. Орлов// Кн. для учителя.— М.: Просвещение,1991.—287 с.
  7. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя /И.С. Кон// М., 1980.-192с.
  8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, А.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  9. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bookap.by.ru/genpsy/psyenc/gl26.shtm - Дата доступа: 20.04.2014
  10. Википедия [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki -
  11. Развитие творческого мышления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.superidea.ru/tm/
  12. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/ Е.П. Ильин// - СПб.: Питер, 2009. - 448 с
  13. Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.razlib.ru/psihologija/vozrastnaja_psihologija_ 
    konspekt_lekcii/p9.php
  14. Тест Гилфорда (Модифицированный) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azps.ru/tests/pozn/creativ.html
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов// - М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, - 2004. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с.:ил.
  16. Краевский В.В.  Общие основы педагогики /В.В. Краевский//- 3-е изд, - М:Академия,2008
  17. Селиванов В.С. Основы общей педагогики.Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов, В.Д, Сластенина//- М: Академия,2008
  18. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. «Креативность. Диагностика и развитие»/ Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов.// Содержание программ базовых, элективных и факультативных дисциплин. Часть 1. Психология и педагогика. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2004 .
  19. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/В.В. Давыдов// М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  20. Туник Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности /Е.Е. Туник// СПб.: Иматон, 1998.
  21. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества/ Р. Мэй// - Львов: Инициатива, 2001, - 212с.
  22. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч./ Р.С Немов.-М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - Ч.1 - 304 с.
  23. Понасенкова, С.В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей / С.В. Понасенкова // Праблемы выхавання. - 2003. - №2.
  24. Психологическте программы развития личности в подростковом и старшем школьной возрасте. Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной . - Екатеринбург,1991 - 186с.
  25. Яковлева, У. Развитие творческого потенциала у младших подростков / У.Яковлева// Школьный психолог: Прил. к газете «Первое сентября». - 2001. - №6.

Информация о работе Методика развития творческого мышления у подростков