Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 02:30, контрольная работа
Термин "способности", несмотря на его давнее и широко применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Суммировав его значения, Немов Р.С. представил их в классификации:
1. Способности: определение, виды, развитие способностей
1.1. Определение способностей 3
1.2. Виды способностей 3
1.3. Развитие способностей 5
2. Содержание, структура, проблемы специальной педагогики
2.1. Содержание специальной педагогики 9
2.2. Структура специальной педагогики 12
2.3. Проблемы специальной педагогики 15
3. Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
КАМЧАТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра
педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
психологии и педагогике
24
вариант
Студента Прима Антона Александровича
Группы 10ГУ
факультета заочного обучения
№ зачетной книжки 100734
Шифр
специальности __________________
___________________________
Оценка «_____________________»
«______»________________201
Петропавловск-Камчатский 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Способности: определение, виды, развитие способностей
1.1. Определение
способностей
1.2. Виды способностей
1.3. Развитие
способностей
2. Содержание, структура, проблемы специальной педагогики
2.1. Содержание
специальной педагогики
2.2. Структура
специальной педагогики
2.3. Проблемы
специальной педагогики
3. Список литературы
Термин
"способности", несмотря на его давнее
и широко применение в психологии, наличие
в литературе многих его определений,
неоднозначен. Суммировав его значения,
Немов Р.С. представил их в классификации:
1. Способности - свойства души человека,
понимаемые как совокупность всевозможных
психических процессов и состояний. Это
наиболее широкое и самое старое из имеющихся
определений способностей. В настоящее
время им практически уже не пользуются
в психологии.
2. Способности представляют собой высокий
уровень развития общих и специальных
знаний, умений и навыков, обеспечивающих
успешное выполнение человеком различных
видов деятельности. Данное определение
появилось и было принято в психологии
XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым
и в настоящее время.
3. Способности - это то, что не сводится
к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет
(обеспечивает) их быстрое приобретение,
закрепление и эффективное использование
на практике. Это деление принято сейчас
и наиболее распространено.
В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности
к общению, взаимодействию с людьми,
а также предметно-
До
сих пор в психологии преимущественное
внимание обращалось именно на предметно-деятельностные
способности, хотя способности межличностного
характера имеют не меньшее значение для
психологического развития человека,
его социализации и приобретения им необходимых
форм общественного поведения. Без владения
речью как средством общения, например
без умения адаптироваться к людям, правильно
воспринимать и оценивать их самих и их
поступки, взаимодействовать с ними и
налаживать хорошие взаимоотношения в
различных социальных ситуациях, нормальная
жизнь и психическое развитие человека
были бы просто невозможными. Отсутствие
у человека такого рода способностей явилось
бы непреодолимой преградой как раз на
пути превращения его из биологического
существа в социальное. И межличностные,
и предметные способности взаимно дополняют
друг друга. Благодаря их сочетанию человек
получает возможность развиваться полноценно
и гармонично.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни. В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.
Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.
В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.
Как вы уже знаете, игры детей выполняют особую функцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.
Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных па преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо метшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.
Другую
группу условий развития способностей
определяют особенности макросреды. Макросредой
принято считать особенности общества,
в котором родился и растет человек. Наиболее
позитивным фактором макросреды является
та ситуация, когда общество проявляет
заботу о развитии способностей у своих
членов. Эта забота общества может выражаться
в постоянном совершенствовании системы
образования, а также в развитии системы
профессиональной
ориентации подрастающего поколения.
Специальная
педагогика (называемая в нашей стране
также дефектологией, коррекционной педагогикой)
является составной частью педагогики,
одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род,
вид). Специальная педагогика — это теория
и практика специального (особого) образования
лиц с отклонениями в физическом и психическом
развитии, для которых образование в обычных
педагогических условиях, определяемых
существующей культурой, при помощи общепедагогических
методов и средств, затруднительно или
невозможно. Название «специальная педагогика»
используется как общепонятный международный
педагогический термин, так как сообразуется
с современными гуманистическими ориентирами
мировой системы образования: корректность,
отсутствие унижающего человека ярлыка.
Английский корень названия — sресiаl (особый,
индивидуальный) подчеркивает личностную
ориентированность этой области педагогии,
ее способность решать сложные индивидуальные
образовательные проблемы конкретного
человека. Так как специальная педагогика
является составной частью педагогики,
то она пользуется большинством общепедагогических
терминов. В то же время специальная педагогика
имеет и собственный понятийный аппарат,
свою терминологию, которые отражают ее
специфику как научной дисциплины.
Круг понятий
и соответственно терминов специальной
педагогики широк. Существует группа понятий,
обозначающих тех, кому адресована специальная
педагогика; разработан понятийный аппарат
ее целей и задач, принципов, методов, средств
и организации процесса специального
образования, системы специальных образовательных
технологий. Современная специальная
педагогика исходит из того, что о недостатке,
отклонении в развитии можно говорить
там и тогда, где и когда возникает несоответствие
возможностей данного человека (в том
числе и ребенка) общепринятым социальным
ожиданиям, школьно-образовательным нормативам
успешности, установленным в обществе
нормам поведения и общения, т. е. когда
налицо ограничение социальных возможностей.
Поэтому специальная педагогика пользуется
такими терминами, как лица с ограниченными
возможностями (жизнедеятельности); применительно
к обучающимся — лица с особыми образовательными
потребностями, так как ограничение возможностей
участия человека с отклонениями в развитии
в традиционном образовательном процессе
вызывает у него особые потребности в
специализированной педагогической помощи,
позволяющей преодолевать эти ограничения,
затруднения. В этом контексте недостаток,
ограничение возможностей выступают как
переменная величина трудности педагогического
воздействия, а не как неотъемлемая личностная
характеристика такого человека.