Развитие способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе рассматриваются такие вопросы как процесс формирования навыка и условия его продуктивности, основные условия, влияющие на продуктивность запоминания и воспроизведения материала, факторы развития способностей человека.

Файлы: 1 файл

проверочная по психологии.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Тверской государственный университет»

    Кафедра педагогики и психологии начального образования

    Специальность: 050708 «Педагогика и методика начального образования» 
 
 
 

    Письменная  работа

    по  дисциплине: «Общая психология»

    VІІ  вариант 
 
 
 
 

                                                                   Выполнила: студентка 11 гр.

                                                                      Горланова Елена Геннадьевна

                                                    Проверила: доцент

    Травина Светлана Анатольевна 
 
 
 

    Тверь, 2011 г.

  1. В чём заключается процесс формирования навыка? От каких

условий зависит его продуктивность? 

    В результате упражнения происходит автоматизация  некоторых умений, формирование навыков. Эти навыки, в свою очередь, являются необходимым условием успешного  овладения новыми, более обобщенными  знаниями, навыками и умениями.

    Различают четыре основных этапа формирования навыков. Эти этапы более четко  выражены в моторных навыках и  были выделены именно при их исследовании. Однако основные характеристики процесса формирования навыков являются общими как для моторных навыков, так  и для сенсорных и интеллектуальных.

    1 этап – предварительный. На  этом этапе происходит формирование  программы навыка, расчленение отдельных  движений на компоненты, производятся  пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна  избыточная информация.  Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

    2 этап - аналитический. Движения на  этом этапе выполняются раздельно,  происходит чувственный анализ  силы, величины, длительности каждого  движения. Формируются отдельные  действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно узкий объем восприятия (если подаются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).

    3 этап - синтетический. Отдельные  элементы действия объединяются, образуя единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом  этапе выступает обобщенный образ,  в который входят последовательность  движений, их взаимосвязь, иерархия.

    4 этап – этап автоматизации.  На этом этапе происходит устранение  лишних движений и лишнего  мышечного напряжения. Внимание  перемещается с процесса действия  на его результат. Это связано  с тем, что контроль движения  переходит от зрения к осязанию  и кинестезии. На этом этапе  появляется возможность произвольно  регулировать темп выполняемых  действий, возникает определенный  ритм движений.

    В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизация навыка, но затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.

    Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, их выполнение автоматизируется и они превращаются в навык.

    Для образования умений нужны планомерные  упражнения, основанные на последовательном варьировании и усложнении условий  деятельности, с тем, чтобы человек  мог сознательно учесть влияние  этих факторов, приобрести опыт, необходимый  для успешного применения знаний и навыков в решении новых  задач. Таким образом, вариативность  условий обучения является необходимым  фактором формирования гибких, легко  применимых в новых условиях умений.

    Не  все упражнения ведут одинаково  к одной и той же цели: одни быстрее приводят к овладению  навыками, другие — медленнее, одни обусловливают высокий, другие —  низкий уровень навыков. В связи  с этим возникает необходимость  выяснить условия, от которых зависит  формирование навыков.

    Необходимым условием образования систем временных  связей как основы образования навыков  является «подкрепление» действия. Успех  и одобрение — положительные  подкрепления действий. Неудачи, замечаемые самим обучающимся, словесные указания руководителя на ошибочность или  недостатки в выполнении действий являются отрицательными (тормозными) подкреплениями.  

    Знание результатов и понимание ошибок в действиях — одно из главных условий успешного формирования навыка. Без этого успешная выработка навыка сильно затрудняется, а нередко и вовсе невозможна.

    Необходимо  понимание обучающимся, что именно является главным и второстепенным в действии, какие требования и операции наиболее существенны. Вначале такое различение отсутствует, и самостоятельно оно достигается лишь постепенно, в результате упражнений. Поэтому особенно важны разъяснения руководителя, дающие возможность выяснить главное, существенное в действии.

    Существенное  условие успешности упражнений — медленный темп действий на начальном этапе овладения ими. Этим достигается не только более правильное выполнение действия, но и возможность своевременно замечать ошибки, а также всякие осложнения и затруднения. Преждевременное же ускорение уменьшает возможность контроля. Если скорость выполнения действий переходит определенные границы, вместо совершенствования действия может происходить его ухудшение. Однако длительная задержка на медленном темпе, как показывают исследования (Гурьянов, Прокофьев, А. Соколов и другие), задерживает объединение частных действий в системы, необходимые для успешного выполнения всей сложной деятельности в целом. Следует своевременно переходить к темпу, наиболее близкому к тому, который требуется практической деятельностью, не допуская, однако, существенных ошибок в выполнении действий.

    Важное  значение для успешности упражнений имеет правильное распределение упражнений во времени. Если одни и те же упражнения продолжаются непрерывно в течение длительного отрезка времени, результаты их, вследствие утомления, не только не улучшаются, а, наоборот, ухудшаются. Поэтому отдельные упражнения не должны быть слишком длительными. Один вид упражнений должен чередоваться с другими.

    Показателями  формирования навыка являются прежде всего скорость выполнения действия и качество его выполнения, что находит свое выражение в количестве и качестве продукции. Существенным показателем высокого уровня  навыка является, далее, устойчивость результатов действий. Хороший навык характеризуется не отдельными случаями успешного выполнения действий, а систематическим достижением высоких результатов.

    Важным показателем овладения навыком является сохранение успешности действия при включении его в системы других, более сложных действий. Навык письма, например, характеризуется не только тем, что ученик пишет правильно отдельные буквы, но и тем, что он соединяет их в слова и предложения, сохраняя правильность написания, а еще более тем, что он уже пользуется письмом для выражения мыслей. В этом случае его письмо включено в более сложную и широкую деятельность. Задача, которая стоит перед ним, заключается в том, чтобы фиксировать мысли на бумаге. Письмо же выступает только как средство решения этой задачи. Само по себе оно уже не есть объект сознания ученика.

    Существенным  показателем овладения двигательными  навыками, как указывалось выше, является смена зрительного контроля над движениями двигательным контролем. Ведущая роль в обеспечении точности, своевременности и соразмерности движений на начальной стадии упражнений принадлежит зрительному анализатору. Обучающиеся определяют зрительно направление движений и степень их соответствия поставленной задаче (в отношении времени и силы). В результате совершенствования навыка необходимость в зрительном контроле постепенно уменьшается, и обучающийся начинает контролировать движения, руководствуясь кинестетическими ощущениями, возникающими при выполнении движений. На основе их он определяет направление, силу, координированность и своевременность движений. 

    2. Перечислите основные  условия, влияющие  на продуктивность  запоминания и  воспроизведения  материала. 

    Память  — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию, способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

    Память  человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

    Установлено, что в запоминании, сохранении и  воспроизведении материала участвуют  различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе  такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

    При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в  памяти запечатлеваются не столько  сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми  приходят в голову тогда, когда возникает  задача вспомнить данный текст.

    Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

    То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

    Большую роль в запоминании и воспроизведении  играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается.

    Для хорошего заучивания материала нецелесообразно  сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы  на начало и конец заучивания приходилось  сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным А.Пьероном, распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

    Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или  менее законченное целое. Тогда  весь материал лучше организуется в  памяти, легче запоминается и воспроизводится.

    Один  из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного  объяснения, называется реминисценциейЭто — улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на 2—3-й день после выучивания материала. Реминисценция как явление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой — бессмысленного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие способностей