Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:04, контрольная работа
В данной контрольной работе рассматриваются такие вопросы как процесс формирования навыка и условия его продуктивности, основные условия, влияющие на продуктивность запоминания и воспроизведения материала, факторы развития способностей человека.
3.
От каких факторов
зависит развитие
способностей человека?
Способности
— это то, что не сводится к
знаниям, умениям и навыкам, но объясняет
(обеспечивает) их быстрое приобретение,
закрепление и эффективное
Обучение и деятельность — решающие факторы развития способностей. Способности развиваются и проявляются в деятельности. Процесс их развития может происходит стихийно как результат того, что условия деятельности требуют проявления определенных способностей. Однако лучше, когда они развиваются в организованном процессе обучения. Даже дети с отличными музыкальными задатками обязаны научиться правильно петь, играть на том или ином инструменте. Правда, процесс обучения у этих детей осуществляется быстрее и легче, чем у немузыкальных от природы детей, но и у последних можно сформировать музыкальный слух, применив специальную систему индивидуальных занятий.
Важный фактор развития способностей человека — устойчивые специальные интересы. Специальные интересы — это интересы к содержанию определенной отрасли человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим видом деятельности.
Ещё
одним важным фактором в развитии
способностей у детей выступает
комплексность, т.е. одновременное
Многоплановость
и разнообразие видов деятельности,
в которые одновременно включается
человек, выступает как одно из важнейших
условий комплексного и разностороннего
развития его способностей. В этой
связи следует обсудить основные
требования, которые предъявляются
к деятельности, развивающей способности
человека. Эти требования следующие:
творческий характер деятельности, оптимальный
уровень ее трудности для исполнителя,
должная мотивация и
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.
Важным
моментом развития человеческих способностей
является их компенсируемость, причем
это относится даже к тем способностям,
для успешного развития которых необходимы
врожденные физиологические задатки.
А.Н Леонтьев показал, что определенного
уровня развития музыкального слуха можно
добиться и у тех людей, ухо которых с рождения
не очень хорошо приспособлено для обеспечения
звуковысотного слуха (такой слух традиционно
рассматривается как задаток к развитию
музыкальных способностей). Если с помощью
специальных упражнений научить человека
интонировать звуки, т.е. воспроизводить
их частоту при помощи сознательно контролируемой
работы голосовых связок, то в результате
резко повышается звуковысотная чувствительность
и человек оказывается в состоянии различать
звуки разной высоты гораздо лучше, чем
он делал до этого. Правда, такое различение
происходит не на тональной, а на тембральной
основе, но результат оказывается одним
и тем же: обученный подобным образом индивид
демонстрирует почти такой же музыкальный
слух, какой характерен для людей, имеющих
чувствительный с рождения к высоте звука
орган слуха.
Список
литературы
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999 г. — 368 с.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш.учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994.–576 с.
5. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб.: Питер, 2001 – 592 с.