Развитие способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе рассматриваются такие вопросы как процесс формирования навыка и условия его продуктивности, основные условия, влияющие на продуктивность запоминания и воспроизведения материала, факторы развития способностей человека.

Файлы: 1 файл

проверочная по психологии.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

3.  От каких факторов  зависит развитие  способностей человека? 

    Способности — это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование  на практике.

    Обучение  и деятельность — решающие факторы  развития способностей. Способности  развиваются и проявляются в  деятельности. Процесс их развития может происходит стихийно как результат того, что условия деятельности требуют проявления определенных способностей. Однако лучше, когда они развиваются в организованном процессе обучения. Даже дети с отличными музыкальными задатками обязаны научиться правильно петь, играть на том или ином инструменте. Правда, процесс обучения у этих детей осуществляется быстрее и легче, чем у немузыкальных от природы детей, но и у последних можно сформировать музыкальный слух, применив специальную систему индивидуальных занятий. 

    Важный  фактор развития способностей человека — устойчивые специальные интересы. Специальные интересы — это интересы к содержанию определенной отрасли человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим видом деятельности.

    Ещё одним важным фактором в развитии способностей у детей выступает  комплексность, т.е. одновременное совершенствование  нескольких взаимно дополняющих  друг друга способностей. Развивать  какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого  рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие  движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может  рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

    Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших  условий комплексного и разностороннего  развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются  к деятельности, развивающей способности  человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный  уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение  положительного эмоционального настроя  в ходе и по окончании выполнения деятельности.

    Если  деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

    Если  выполняемая деятельность находится  в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его  способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

    Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую  мотивацию означает превращение  цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

    Важным  моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха. 
 
 

    Список  литературы 

1.  Выготский Л.С. Психология развития человека. —  М.:  Эксмо, 2005. — 1136  с.

2.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999 г. — 368 с.

3.  Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш.учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994.–576 с.

4.. Норман Д. Память и научение. – М.: Мир, 1985. –  160 с. 

5.  Маклаков А. Г. Общая психология — СПб.: Питер, 2001 – 592 с. 

Информация о работе Развитие способностей