Средства и методы развития силовых способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Именно такой характер работы лежит в основе прыжков спринтерского бега, легкоатлетических метаний и некоторых других физических упражнений.

Развитию физических качеств скоростно-силовой направленности способствуют следующие упражнения:

1. Бег с высоким с подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе — 3 — 5 раз по 15 — 30м.

2. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе — 3 — 5 раз по 2 — 40м.

3. Бег в гору (крутизна — 20°) в среднем и быстром темпе — 3 — 4 раза по 15 — 25 м. (Обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги.)

4. Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед — 2 — 3 серии по 10 — 30 прыжков.

5. Выпрыгивание из глубокого приседа — 2 — 4 серии по 16 — 20 прыжков.

6. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед — 2 — 3 раза по 15 — 30 м на каждой ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной ногой и высоким выносом бедра вперед.)

Оглавление

Введение 3

Раздел 1. Понятие силовых способностей 5

1.1. Форма и виды проявления силовых способностей 5

1.2. Возрастные особенности изменения силовых способностей 8

1.3. Влияние физических нагрузок на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц 12

Раздел 2. Методы воспитания силовых способностей 15

2.1. Методика развития силовых качеств 15

Выводы 23

Список литературы 25

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 40.45 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ульяновский Государственный Педагогический Университет

Факультет физической культуры и спорта

Теория  и методика физического воспитания 
 
 
 
 
 

Тема: "Средства и методы воспитания силовых способностей" 

Курсовая  работа

по теории и методике физического воспитания 

Курс 2

Старший преподаватель кафедры

теории  и методики физического воспитания Макарова О.С

Выполнил: Легаев Д.В 
 
 
 
 
 
 
 
 

2012

 

План 

 Введение 3

 Раздел 1. Понятие силовых способностей 5

    1.1. Форма и виды проявления силовых способностей 5

    1.2. Возрастные особенности изменения силовых способностей 8

    1.3. Влияние физических нагрузок на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц 12

 Раздел 2. Методы воспитания силовых способностей 15

    2.1. Методика развития силовых качеств 15

 Выводы 23

 Список литературы 25

 

Введение

 

     Под скоростно-силовыми качествами понимается способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной  амплитуды движений. Именно такой  характер работы лежит в основе прыжков  спринтерского бега, легкоатлетических  метаний и некоторых других физических упражнений.

     Развитию  физических качеств скоростно-силовой  направленности способствуют следующие  упражнения:

     1. Бег с высоким с подниманием  бедра в яме с песком на  месте и с незначительным продвижением  вперед в различном темпе — 3 — 5 раз по 15 — 30м.

     2. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе — 3 — 5 раз по 2 — 40м.

     3. Бег в гору (крутизна — 20°) в среднем и быстром темпе — 3 — 4 раза по 15 — 25 м. (Обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги.)

     4. Прыжки на двух ногах с небольшим  наклоном вперед — 2 — 3 серии по 10 — 30 прыжков.

     5. Выпрыгивание из глубокого приседа — 2 — 4 серии по 16 — 20 прыжков.

     6. Прыжки на одной ноге с продвижением  вперед — 2 — 3 раза по 15 — 30 м на каждой ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной ногой и высоким выносом бедра вперед.)

     7. Многократные прыжки через препятствия  (гимнастические скамейки, набивные  мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания — 3 — 4 серии по 30 — 40 прыжков.

     8. Броски и ловля набивного мяча  одной и двумя руками — 6 — 8 раз (выполнять сначала по одному, затем в паре).

     9. Сгибание и разгибание рук  в упоре лежа — 3 — 4 серии по 5 — 7 раз на время.

     Для оценки качества скоростно-силовой  подготовки следует систематически применять метод контрольных  упражнений. Этот метод предусматривает  многократное измерение показателей (время, расстояние, вес, число повторений и др.) при выполнении любых избранных упражнений. Проводить измерения необходимо в стандартных условиях через определенные интервалы времени (раз в две недели, в три недели, в месяц).

     В работе мы подробно рассмотрим средства и методы воспитания силовых способностей.

 

Раздел 1. Понятие силовых способностей

1.1. Форма и виды проявления силовых  способностей

 

     Под силой подразумевают способность  человека преодолевать внешнее сопротивление  или противостоять ему за счет напряжения собственных мышц. Спортсмен  проявляет силу, взаимодействуя с  опорой, со спортивным снарядом, соперником или другим внешним объектом. Величина проявляемого усилия в значительной мере определяет рабочий эффект и  результат движения. Сила тяги мышц вызывает перемещения звеньев тела и перемещение самого спортсмена в пространстве. Проявления силы чрезвычайно  многообразны, поэтому в специальной  литературе получил распространение  термин "силовые способности", объединяющий все виды проявления силы.

     К видам силовых способностей относятся: собственно силовые способности, характеризующиеся максимальной статической силой, которую в состоянии развить человек; взрывная сила или способность проявлять максимальные усилия в наименьшее время; скоростно-силовые способности, определяемые как способность выполнять динамическую кратковременную работу длительностью до 30 с против значительного сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения на фоне алактатного энергообеспечения; силовая выносливость или силовой компонент специальной выносливости, определяемый как способность организма противостоять утомлению при работе субмаксимальной мощности длительностью до 3-4 мин., выполняемой преимущественно за счет анаэробно-гликолитического энергообеспечения (в спортивном плавании результат и на более длинных дистанциях, время которых составляет от 4 до 17 мин., также зависят от силы, проявляемой в рабочих движениях); динамическая сила, характеризующаяся временем выполнения отягощенного движения, величиной и формой импульса силы.

     Отдельные виды силовых способностей относительно слабо взаимосвязаны. Это требует  использования разных средств, методов  и тренировочных режимов для  развития отдельных силовых способностей. Степень утилизации силовых способностей в соревновательном упражнении определяет содержание и специфику силовой  подготовки в каждом конкретном виде спорта. [5]

     Силовая подготовленность – одна из важнейших  сторон специальной спортивной работоспособности, так как повышение спортивных результатов обусловлено не только ростом производительности вегетативных систем, но и повышением мощности мышечного  сокращения. Высокий уровень силовой  подготовленности оказывает положительное  влияние на процессы адаптации к  высоким функциональным нагрузкам, на длительность удержания спортивной формы и обеспечивает высокие  темпы прироста спортивного результата.

     Силовые способности довольно быстро возрастают в процессе целенаправленной тренировки. Именно этим объясняется повышенный интерес тренеров и спортсменов  к силовой подготовке. Цель силовой  подготовки повышение уровня развития силовых способностей, совершенствование  функционального обеспечения динамической силовой работы реализация силовых  способностей. Результат специализированной многолетней физической, в том  числе и силовой подготовки — формирование специфического морфотипа спортсмена определенной специализации с соответствующей мышечной топографией

     Факторы, определяющие уровень проявления силой  способностей:

     Уровень проявления силовых способностей определяется рядом медико-биологических, психологических  и биомеханических факторов, к  медико-биологическим факторам относятся  сократительные способности рабочих  мышц; характер иннервации мышечных волокон, синхронность работы мотонейронов и  число мотонейронов, рекрутируемых  в работу одновременно; уровень секреции таких гормонов, как адреналин, норадреналин, соматотропин, гормоны половых желез; мощность, емкость и эффективность метаболических процессов при выполнении динамической силовой работы.[2]

     Сократительные  способности мышц, наряду с анатомическим  строением мышц и их физиологическим  поперечником, определяются композицией  мышечных волокон, то есть соотношением различных типов мышечных волокон  внутри мышц. Мышцы человека состоят  из мышечных волокон 4 типов, которые  различаются между собой характером иннервации, порогом возбуждения, скоростью  сокращения и энергетикой мышечного  сокращения. Согласно современным научным  представлениям, основанным на биопсических исследованиях мышц, мышечные волокна  по скорости сокращения и характеру  энергетического обеспечения сокращений делятся на медленные оксидативные (МО), быстрые оксидативно-гликолитические (БОГ), быстрые гликолитические (БГ) и переходные.

     МО  мышечные волокна иннервируются  медленными мотонейронами (с низкой скоростью проведения возбуждения  по аксону), с которыми образуют медленные двигательные единицы. Они работают преимущественно за счет биологического окисления жиров и углеводов, содержат большое количество митохондрий и развитую капиллярную сеть. Медленные двигательные единицы низкопороговые — они включаются в работу при внешнем сопротивлении до 50 — 60% от максимальной силы и являются устойчивыми к утомлению в процессе длительной динамической работы. Процентное содержание в мышцах МО волокон в значительной мере определяет способность выполнять длительную работу умеренной интенсивности.

     БГ  и БОГ мышечные волокна иннервируются  быстрыми мотонейронами (с высокой  скоростью проведения возбуждения  по аксону) и в совокупности с ними образуют быстрые двигательные единицы. Быстрые двигательные единицы являются высокопороговыми — они включаются в работу при высоком внешнем сопротивлении (80 — 95% от максимальной силы) или при динамической работе, требующей максимальной скорости мышечного сокращения и максимального темпа движений при большом или субмаксимальном отягощении (темп 80 — 100% от максимально возможного при сопротивлении 70 — 90% от максимальной силы). БГ волокна богаты миофиламентами (сократительными белыми нитями), гликогеном, ферментами гликолиза, но бедны митохондриями. БГ волокна работают преимущественно за счет гликолитического ресинтеза АТФ и являются быстроутомляемыми в динамической работе. Содержание в мышцах БГ волокон связано с проявлениями максимальной, взрывной и скоростной силы. ИГ волокна сокращаются как за счет гликолитического, так и за счет аэробного ресинтеза АТФ. Они имеют развитый сократительный аппарат и более высокое, по сравнению с БГ волокнами, содержание митохондрий на единицу объема. БОГ волокна обладают способностью к проявлению больших динамических усилий и выносливостью.[3]

1.2. Возрастные особенности изменения  силовых способностей

 

     В настоящее время все возрастающее внимание уделяется развитию скоростно-силовых  качеств у детей школьного  возраста. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к  развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.

     Особый  интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой  и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два  физические качества постоянно связаны  с движением и определяют его (Н. Н. Гончаров, 1952). [2]

     Выявление закономерностей развития скоростно-силовых  качеств в возрастном аспекте  имеет особо важное значение, так  как уже в детском и юношеском  возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент  будущих спортивных достижений. Отдельными исследованиями установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском  возрасте (Н. Н. Гончаров, 1952; Р. Е. Мотылянская, 1956; В. С. Фарфель, 1959; А. Хунольд, 1961; B.П. Филин, 1963; В. С. Топчиян, 1964, и др.).

     В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых  качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и  замедленного роста скоростно-силовых  показателей и проведен анализ взаимосвязи  уровня развития скоростно-силовых  качеств и показателей, оказывающих  влияние на развитие этих качеств (Н. Н. Гончаров, 1949, 1952; В. С. Фарфель, 1959; В. С. Топчиян, 1964; Е. А. Масловский, 1966, и  др.).

     Н. H. Гончаровым впервые приведены  данные, характеризующие уровень  развития скоростно-силовых качеств  детей разного возраста. Автор  наблюдал резкое возрастание этого  уровня в 12 — 15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В. С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14 — 15 лет. С. И. Филатовым (1966) отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

     В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития скоростно-силовых  качеств у юных спортсменов. Лишь с 1960 г. начали разрабатываться методы развития скоростно-силовых качеств  у юных спортсменов применительно  к отдельным видам спорта (B.П.Филин, 1963, 1964, 1965; В. С. Топчиян, 1964, 1965; С. И. Филатов, 1966, и др.).

     До  настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения скоростно-силовых  качеств у детей, подростков и  юношей.

Информация о работе Средства и методы развития силовых способностей