Средства и методы развития силовых способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Именно такой характер работы лежит в основе прыжков спринтерского бега, легкоатлетических метаний и некоторых других физических упражнений.

Развитию физических качеств скоростно-силовой направленности способствуют следующие упражнения:

1. Бег с высоким с подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе — 3 — 5 раз по 15 — 30м.

2. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе — 3 — 5 раз по 2 — 40м.

3. Бег в гору (крутизна — 20°) в среднем и быстром темпе — 3 — 4 раза по 15 — 25 м. (Обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги.)

4. Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед — 2 — 3 серии по 10 — 30 прыжков.

5. Выпрыгивание из глубокого приседа — 2 — 4 серии по 16 — 20 прыжков.

6. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед — 2 — 3 раза по 15 — 30 м на каждой ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной ногой и высоким выносом бедра вперед.)

Оглавление

Введение 3

Раздел 1. Понятие силовых способностей 5

1.1. Форма и виды проявления силовых способностей 5

1.2. Возрастные особенности изменения силовых способностей 8

1.3. Влияние физических нагрузок на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц 12

Раздел 2. Методы воспитания силовых способностей 15

2.1. Методика развития силовых качеств 15

Выводы 23

Список литературы 25

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 40.45 Кб (Скачать)

     Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых  качеств является результат в  прыжке в высоту с места с отталкиванием  двумя ногами (В. М. Дьячков, Г. И. Черняев, В. П. Филин и др.).

     Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых  усилий, применяют термин "прыгучесть". Так, например, А. Хунольд (1961) пользуется этим термином. Он установил, что уровень развития прыгучести оказывает значительное влияние на рост легкоатлетических достижений школьников. Путем регрессионного анализа Хунольд определил, что у школьников V и VI классов улучшение прыгучести на 100 см (сумма результатов тройных прыжков на правой и левой ногах) сопровождается ростом результатов в беге на 60 м на 0,25 сек., в прыжке в высоту — на 15 см, в толкании ядра — на 0,35 см.

     В. Ф. Ломейко (1964), И. Г. Баранов и В, Ф. Ломейко (1965) рассматривают прыгучесть как одну из наиболее важных характеристик общей, а часто и специальной физической подготовленности школьников.

     Исследование  взрослых и юных спортсменов показало, что, хотя прыгучесть и является в  какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие  физическими упражнениями может  значительно повысить уровень скоростно-силовой  подготовленности занимающихся (В. М. Дьячков, 1958). Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся. Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или более замедленно, — актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта. [7]

     Взаимосвязь в развитии физических качеств является весьма сложной, формирующейся в  результате суммации самых различных  биологических изменений в организме  спортсмена под влиянием мышечной работы. В процессе многолетней тренировки соотношение в развитии физических качеств претерпевает значительные изменения. Например, на этапе предварительной  подготовки развитие быстроты, скоростно-силовых  качеств, мышечной силы приводит к повышению  уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов (С. В. Каледин с сотр., 1957; С. В. Каледин, Г. С. Ласин, Н. А. Щербакова, 1952, и др.).

     По  мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального  подбора упражнений и их оптимального сочетания в тренировке. Например, И. Сукоп (1964) экспериментально "показал, что результативность процесса физического воспитания необходимо оценивать не только по уровню развития отдельных физических качеств и функций, но и по способности индивида эффективно использовать их в конкретной двигательной деятельности". Это значит, что необходимо анализировать взаимосвязь функций между собой и по отношению к уровню показанных спортивных результатов.

     На  основе учета механизмов взаимосвязи  развития быстроты и силы, а также  других физических качеств можно  сделать заключение о том, что  соотношение физических упражнений в процессе подготовки юных спортсменов  должно определенным об разом изменяться на различных ее этапах. Так, например, существенное значение для эффективного осуществления физического воспитания имеет вопрос о взаимосвязи в  развитии быстроты, скоростно-силовых  качеств и выносливости у занимающихся на различных этапах их подготовки. В ряде биохимических исследований (Н. Н. Яковлев, 1950, и др.) показано, что в процессе тренировки сначала возрастают биохимические показатели, имеющие отношение к аэробным процессам (т. е. к развитию выносливости), а затем уже, как бы на этой основе, увеличиваются показатели, характеризующие анаэробные возможности организма спортсмена (что имеет прямое отношение к развитию быстроты). Следовательно, развитие быстроты связано с увеличением общей выносливости, так как, не обладая ею, нельзя прибегать к большой тренировочной нагрузке, направленной на развитие быстроты. При недостаточном уровне потенциальных возможностей осуществления анаэробных биохимических процессов величина и длительность выполнения скоростно-силовых нагрузок должны возрастать весьма постепенно.

     Важное  значение имеет также решение  проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и формировании основного двигательного навыка. Большой интерес представляет проблема взаимосвязи скоростно-силовых качеств  и двигательных навыков у юных спортсменов.

     В 1962 — 1966 гг. Е. А. Масловским (научный руководитель В. П. Филин) было предпринято исследование взаимосвязи скоростно-силовых качеств и формирования двигательного навыка у юных спортсменов в возрастном аспекте. В качестве модели был избран один из видов легкой атлетики — прыжок в длину с разбега. Анализ данных проведенного исследования позволяет сделать заключение о том, что такой подход к решению проблемы взаимосвязи физических качеств и двигательного навыка может быть эффективным и в других видах спорта. Была выявлена взаимосвязь (в количественном выражении) динамических, временных и пространственных характеристик двигательного навыка и показателей, характеризующих уровень развития скоростно-силовых качеств в каждой возрастной группе (с 11 до 18 лет) у юных спортсменок и школьниц, не занимающихся спортом.

     Учет  особенностей взаимосвязи скоростно-силовых  качеств и формирования основного  двигательного навыка во всех возрастных группах позволит более эффективно управлять этими сторонами двигательной деятельности, достигать оптимального их соотношения.

1.3. Влияние физических нагрузок  на работу сердца, сосудов, органов  дыхания и мышц

 

     Сердце  и сосуды выполняют очень важную роль – они обеспечивают перенос  кислорода и питательных веществ  к органам и тканям и вывод  из них продуктов жизнедеятельности (шлаков).

     При выполнении физической нагрузки работа сердца существенно меняется: возрастает частота сердечных сокращений и  увеличивается объем крови, выталкиваемой  сердцем за одно сокращение.

     Какие же изменения наступают в работе сердца спортсменов в результате систематических тренировок? В покое  сердце тренированного подростка по сравнению с нетренированным  работает более экономно, и частота  его сердечных сокращений реже. Но зато во время интенсивных занятий  пульс и количество крови, выбрасываемое  сердцем за одно сокращение, достигают  больших величин. Следовательно, обеспечивается и лучшее кровоснабжение работающих органов и тканей.

     Регулярные  занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных  мышц и диафрагмы, увеличивают подвижность  грудной клетки и тем самым  повышают дыхательный объем легких. При регулярных физических упражнениях  возрастает способность выполнять  работу и в условиях, когда в  организме возникает недостаток кислорода.

     Надо  помнить, что главный регулятор  дыхания – содержащийся в крови  углекислый газ. При увеличении его  концентрации в крови он повышает активность дыхательного центра в головном мозгу. К недостатку кислорода этот центр менее чувствителен. Вот  почему нельзя и даже опасно делать многократные вдохи и выдохи перед  ныряние. Такое дыхание приводит к резкому уменьшению углекислого  газа в крови. А во время плавания под водой при задержанном  дыхании кислород быстро используется организмом и его содержание так  снижается, что можно потерять сознание. [12]

     Исследования  говорят, что в результате регулярных тренировок повышается прочность суставов, связок, а под влиянием специальных  упражнений – и их эластичность и гибкость.

     Что же происходит под влиянием тренировок в мышцах? Известно, что в них увеличивается число мышечных волокон, причем каждое волокно становится толще. Это и обеспечивает прирост мышечной силы. Под влиянием физических упражнений в мышцах повышается содержание миоглобина, способного легко соединяться с кислородом крови и отдавать его тканям мышц во время работы. В результате тренировок в мышцах возрастает количество капилляров и улучшается их снабжение питательными веществами и кислородом.

 

Раздел 2. Методы воспитания силовых способностей

2.1. Методика развития силовых качеств

 

     Для развития специальных силовых качеств  используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие  воздействовать на мышцы, несущие необходимую  нагрузку в основном упражнении при  сохранении его динамической структуры. К группе упражнений "взрывного" характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы.

     Первая  группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень  проявления силы повышается.

     Вторая  группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.

     Третья  группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна  соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.

     Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения специальные — к первой и второй. Глобальные упражнения основные — только к третьей группе.

     Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых  качеств являются общими для различных  спортсменов — выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.

     В циклических видах спорта применяется  комплекс методов сопряженного и  вариативного воздействия, кратковременных  усилий и повторный; в циклических видах спорта — эти же методы, и, кроме того, интервальный метод.

     Опыт  спортивной практики и специальные  исследования (В. М. Дьячков, 1957 — 1970) показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). Но объем таких упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же крайне ограничен. Например, в год квалифицированные прыгуны в высоту выполняют всего около 360 прыжков, метатели копья — 270 — 300 бросков.

     Необходим поиск методических путей, которые  позволили бы значительно увеличить  объем средств, стимулирующих повышение  степени использования скоростно-силового потенциала в процессе спортивной деятельности.

     В спортивной практике уже давно известны специальные упражнения с утяжеленными и облегченными (по отношению к  соревновательным) сопротивлениями. Однако их применение носит бессистемный характер н, как, показали комплексны, тензометрические, циклографические и электромиографические исследования (В. В. Кузнецов, И: П. Ратов, В.Н. Муравьев, С. В. Возняк, 1961 — 1964; Е. Н. Матвеев, В. М. Зациорский, 1965; В. В. Кузнецов и Н. В. Басов, 1968, и др.), величина используемых сопротивлений в большинстве случаев нарушала необходимую взаимосвязь в работе специфических мышцей мышечных групп. Было выявлено, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельно позволяющей сохранить специфическую структуру движения.

     Применение  утяжеленных и облегченных сопротивлений  дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования  отдельных компонентов специальных  скоростно-силовых качеств (силового или скоростного) и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая утяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной (80%) интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.

     Однако  резкое увеличение объема специальных  упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнение упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как в одном  тренировочном занятии, так и  на отдельном этапе годичной тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования  отдельных параметров специальных  скоростно-силовых качеств при  выполнении основного, упражнения (уровень  использования одного из них будет  повышаться, другого — понижаться). Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства. [5]

     Как показали экспериментальные исследования (ВВ. Кузнецов, 1959 — 1969; В. В. Кузнецов и сотр., 1962 — 1970), избежать перечисленные выше недостатки помогает применение метода вариативного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных, соревновательных и утяжеленных сопротивлений как в ходе одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах годичной тренировки.

Информация о работе Средства и методы развития силовых способностей