О методах психологического развития Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:50, доклад

Краткое описание

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Сейчас они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо, все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предмет и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: «Я сам» и «Я-то, что я могу». Он стремится отделиться от своих попечителей и «встать на ноги». Это сопровождается заявлениями «нет» ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности.

Файлы: 1 файл

эриксон.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Стадия 1. Базовое  чувство доверия – недоверия. От рождения до 18 месяцев

 

В течение первого года жизни  малыш сталкивается с первым развивающим  кризисом, кризисом доверия – недоверия.

 

Доверие ( к людям, собственному телу) -   удовлетворение основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении,  внимание и любовь.

 

Важно - 1) присутствие матери в этот период – это к вопросу, в каком  возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо – это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.

 

2) Не следует впадать в другую  крайность – не подпускать  к ребенку никого, кроме родителей.  Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности – так формируется доверие к людям.

 

3) Если уж матери все же  просто необходимо выйти на  работу, то лучше сделать это  до достижения ребенком полугода  – тогда он сумеет привязаться  к другому человеку, который будет  за ним ухаживать в течение  дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки.

 

Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений  между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4–5 лет.

 

4)  Без жестких "воспитательных" мер типа - покричит и уснет.  когда мамы действительно не было поблизости  -это просто страх, а когда она рядом и просто не приходят - здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей и часто приводит к осложнению контакта с родителями и ощущению недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.

 

Таким образом, первый кризис связывается  с качеством материнского ухода  за ребенком . Э. Эриксон также считает, что чувство недоверия может  усилиться тогда, когда ребенок  перестает быть для матери главным центром внимани, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности.

 

Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться  различать ситуации и людей, которым  можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.

 

Стадия 2. Автономность–  стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев.

 

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся  о них людей. Сейчас они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо, все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предмет и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: «Я сам» и «Я-то, что я могу». Он стремится отделиться от своих попечителей и «встать на ноги». Это сопровождается заявлениями «нет» ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности.

 

Удовлетворительное разрешение  кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям. В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих.

 

Если окружающие ребенка люди проявляют  нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность.

 

Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его «промахи», у ребенка закрепляется чувство  стыда и неуверенности в своих способностях.

 

Э. Эриксон  рассматривает переживание стыда  у ребенка как нечто родственное  гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается  развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то чего они еще сами сделать не в состоянии. Разумеется, каждый родитель хотя бы однажды подталкивал своего ребенка к действиям, которые на самом деле лежат за пределами разумных ожиданий. Но только в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая «сила воли» – они пасуют перед теми, кто над ними главенствуют или их эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

 

Задача  данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.

 

Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) – вина. От 3 до 5 лет

 

Сейчас  ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать  в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

 

Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы.

 

На этой стадии ребенок идентифицируется с  человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается «ухаживать» за людьми противоположного пола.

 

В течение  первых трех развивающих стадий формируется  Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:

 

Могу ли я любить и любим ли я?

 

Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?

 

Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?

 

Стадия 4. Трудолюбие – неполноценность. От 6 до 11лет

 

Ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести – это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

 

У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.

 

Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают  довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется  чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

 

Согласно Э. Эриксону, у детей  развивается чувство трудолюбия, поскольку дети в это время  поглощены тем, что стремятся  узнать, что из чего полу чается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой,  обучая их и трудясь с ними. Эго– идентичность ребенка теперь выражается так: «Я– то, чему я научился».

 

Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально– экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

 

Как упоминалось выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависит от школьной успеваемости. Э. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные  негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником.

 

Стадия 5. Идентичность – ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет

 

Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями.

 

Задача, с которой встречаются  подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, хористы и т. д.) интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.

 

 Чувство эго-идентичности представляет  собой уверенность индивида с  том, что его способность сохранять  внутреннюю  целостность (психологическое  значение эго) согласуется с  оценкой его  целостности, данной другими».

 

В определении идентичности, данном Э. Эриксоном, можно выделить три  элемента.

 

Первое: молодые люди и девушки  должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим.

 

Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что  юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Иначе может возникнуть сомнения, робость и апатия.

 

Согласно Э. Эриксону, основа для  благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается  в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, Э. Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) вырывают «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым, подавляя личность.

 

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что  Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей безопасности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.

 

Положительное качество, связанное  с успешным выходом из кризиса периода юности, – это верность. Э. Эриксон использует термин верность в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». Верность – краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.Согласно Э. Эриксону, идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности: «Кто я?». «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?» В более широком смысле, считает Э. Эриксон, утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщей неразберихой и неуважением к тем, кто регулирует совокупность социальных правил.

 

Стадия 6. Интимность – изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста

 

Шестая психологическая стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания  и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство».

 

Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе «Я», самозавершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы.

 

Способность быть вовлеченным в  любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития. Например, человеку, который испытывает трудности  в том, чтобы доверять другим, будет  трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Информация о работе О методах психологического развития Эриксона