Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:30, реферат
Развитие персонала - проведение мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации.
Такие мероприятия могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться на рабочем месте или специализированно, ориентированными на развитие общих или специфических навыков и умений.
Формы и методы развития
персонала
Развитие персонала - проведение мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации.
Такие мероприятия могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться на рабочем месте или специализированно, ориентированными на развитие общих или специфических навыков и умений.
Возможности развития должны быть предоставлены всем желащим, ведь оно повышает не только эффективность работы, но и гибкость управления, улучшает моральный климат, облегчает делегирование полномочий, а игнорирование потребности в развитии, новых знаниях и навыках усиливает текучесть кадров.
Реализация современной концепции развития предполагает повышение гибкости системы обучения, групповые формы работы, замену преподавателей консультантами.
Развитие персонала может быть общим и профессиональным.
Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека.
Оно требует значительных усилий со стороны кандидата, поэтому невозможно без заинтересованности с его стороны. Мотивами здесь могут быть желание поскорее освоить новую работу, сохранить прежнюю или получить более высокую должность, обеспечить гарантию стабильности или роста доходов; приобрести знания; расширить контакты, стать более независимым от работодателей и конкурентоспособным на рынке труда.
В российском трудовом законодательстве предусмотрены следующие виды профессионального обучения работников: подготовка новых работников; переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации.
Существует две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом от производства — в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и проч.). Для начинающих рабочих возможна такая комбинированная форма, как ученичество, сочетающее в себе подготовку на рабочем месте и вне его.
Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. . Ученики пользуются всеми правами работников, и на них в полном объеме распространяются законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные акты.
Основными формами обучения
новых работников на производстве согласно
российскому законодательству являются
индивидуальная, групповая и курсовая
подготовка. При индивидуальном обучении
ученика либо прикрепляют к квалифицированному
работнику, либо включают в бригаду, где
с ним занимается бригадир или другой
член бригады — рабочий высокой квалификации.
Групповая (бригадная) форма обучения предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации.
Курсовая форма подготовки применяется для обучения работника сложным профессиям и осуществляется в два этапа: сначала в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината, а затем на рабочих места у предприятия в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника — инструктора производственного обучения.
Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы но имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. По расчетам затраты на переподготовку инженера в три раза ниже, чем на поиск и прием на работу нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше.
Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации осуществляется с целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий.
Повышение квалификации — это обучение после получения работниками основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление, повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков. Для этого организуются производственно-экономические курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда и проч.
Современные программы
повышения квалификации имеют цель научить
работников самостоятельно мыслить (в
том числе и экономически), решать комплексные
проблемы, осуществлять предпринимательский
подход к делу, работать в команде. Они
дают знания, выходящие за пределы должности,
и побуждают желание учиться дальше. Однако
перспектива повышения квалификации активизирует
только тех сотрудников, которые еще не
достигли своего потолка.
Методы обучения персонала
Методы обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. Различают:
- обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;
- обучение вне рабочего
места: чтение лекций, проведение деловых
игр, разбор конкретных производственных
ситуаций, проведение конференций и семинаров,
формирование групп по обмену опытом,
создание кружков качества и другие методы.
Методология как «учение
о структуре, логической организации,
методах и средствах деятельности», как
«система принципов и способов организации
и построения теоретической и практической
деятельности» выступает в форме фундаментальных
принципов и подходов к конструированию
теорий управления персоналом. Среди направлений
методологии (методологических подходов)
применительно к управлению персоналом
можно выделить исторический, функциональный,
структурный, программно-целевой, системный
и другие подходы. Преобладание какого-либо
из них предопределяет содержание и принципы
концепций. Так, в рамках тейлоризма ведущим
является функциональный подход, в концепциях
социального партнерства - структурный.
Более современные концепции (стратегически-
В современных общественно-экономических
условиях при построении новых теоретических
представлений об управлении персоналом
возрастание роли системного подхода
закономерно. На определенном этапе развития
возникает объективная необходимость
описания и исследования объекта в целом,
со всеми многообразными связями, зависимостями,
с его закономерностями функционирования
и развития. Решение этой задачи возможно
с помощью методологии, которая интегрирует
отмеченные выше подходы. Таким требованиям
соответствует системный подход, в основе
которого лежит исследование сложных
объектов, представляющих системы. Иногда
его называют экономическим изобретением
XX века, позволяющим повысить организованность,
качество и эффективность управляемых
объектов. Его применение в кибернетике,
математике, лингвистике, технике, биологии
и других областях позволило обобщить
имеющийся теоретический и практический
опыт, придать этим наукам новый импульс
развития.
В научной литературе,
посвященной вопросам управления персоналом,
о системном подходе упоминается достаточно
часто. Однако, по нашему мнению, все это
лишь некоторые проявления, фрагменты
системного подхода. Целостная же его
картина, во всей сложности и многообразии,
ни в отечественной, ни в зарубежной литературе
по управлению персоналом в полной мере
не представлена.
Использование системного
подхода предопределяется рядом предпосылок.
К их числу чаще всего относят:
- интеграцию научных
знаний, рост междисциплинарных проблем;
- комплексность проблем
и необходимость их изучения в единстве
технических, экономических, социальных,
психологических, управленческих и других
аспектов;
- усложнение решаемых
проблем и объектов;
- рост количества связей
между объектами;
- динамичность изменяющихся
ситуаций;
- дефицитность ресурсов;
- глобализацию конкуренции,
кооперации, стандартизации и т.д.
Эти предпосылки в полной
мере соответствуют управлению персоналом.
Этапы создания совместного предприятия
Термин был введён в оборот в СССР в конце 1980-х годов в ходе экономической реформы, одним из направлений которой было предоставление большей самостоятельности предприятиям, организациям, фирмам, органам управления[2].
Принципиально вопрос
о возможности создания СП был решён в
постановлениях ЦК КПСС Совета Министров
СССР от 19 августа 1986 года №991 "О мерах
по совершенствованию управления внешнеэкономическими
связями" и №992 "О мерах по совершенствованию
управления экономическим и научно-техническим
сотрудничеством с социалистическими
странами". Позднее более подробно вопросы
создания и деятельности совместных предприятий
на территории СССР были определены в
указе Президиума Верховного Совета СССР
от 13 января 1987 года "О вопросах, связанных
с созданием на территории СССР и деятельностью
совместных предприятий, международных
объединений и организаций с участием
советских и иностранных организаций,
фирм и органов управления", а также
в постановлениях Совета Министров СССР
от 13 января 1987 года №48 "О порядке создания
на территории СССР и деятельности совместных
предприятий, международных объединений
и организаций СССР и других стран-членов
СЭВ" и №49 "О порядке создания на
территории СССР и деятельности совместных
предприятий с участием советских организаций
и фирм капиталистических и развивающихся
стран"[1].
По мере развития экономических процессов в СССР и на постсоветском экономическом пространстве, с принятием новых законодательных актов на смену термину "совместное предприятие" пришёл другой термин "предприятие с иностранными инвестициями" (ПИИ), что нашло своё отражение в законе РФ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" [5].
[править]
Цели создания совместного предприятия
Более полное насыщение рынка страны-места нахождения СП товарами, услугами, являющимися предметом деятельности совместного предприятия.
Привлечение в страну передовых технологий, управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов.
Расширение экспортной базы
Сокращение импорта за счёт выпуска импортозамещающей продукции
Расширение рынков сбыта
Оптимизация налогообложения.
Другие цели и задачи участников совместного предприятия и страны - места нахождения СП.
[править]
Последовательность этапов по созданию совместного предприятия
Определение целей создания совместного предприятия.
Анализ показателей потенциального совместного предприятия: затраты, прибыль, рентабельность, окупаемость вложений и др.
Поиск и выбор иностранного партнёра или партнёров.
Подготовка и подписание протокола о намерениях.
Разработка технико-экономического обоснования создания СП.
Подготовка проектов учредительных документов.
Согласование предложений о создании совместного предприятия в органах государственной власти, если это необходимо по законодательству страны-местонахождения будущего СП.
Подписание учредительных документов о создании совместного предприятия
Регистрация совместного
предприятия в соответствии с законодательством
страны-места нахождения СП.
↑ 1 2 Рекомендации по подготовке и обснованию предложений о создании и деятельности совместных предприятий на территории СССР / Под ред. профессора И.П. Фаминского — М.: Внешторгиздат, 1989. — С. 3. — 304 с.
↑ 1 2 Гордеев Г.Д., Иванова Л.Я., Казанцев С.К. и др. Создание и развитие совместных предприятий // Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы: Учебник для вузов / Под ред. профессора Л.Е. Стровского — Рекомендован Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — Т. 3. — С. 256-269. — 408 с. — ISBN 5-85173-029-3.
↑ Совместное предприятие (СП) (рус.). Глоссарий.RU. Проверено 16 ноября 2010.
↑ Совместное предприятие (рус.). Cовременный экономический словарь ОНЛАЙН. Проверено 16 ноября 2010.