О методах психологического развития Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:50, доклад

Краткое описание

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Сейчас они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо, все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предмет и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: «Я сам» и «Я-то, что я могу». Он стремится отделиться от своих попечителей и «встать на ноги». Это сопровождается заявлениями «нет» ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности.

Файлы: 1 файл

эриксон.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

 

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские  отношения, даже если они требуют  значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого  сексуального опыта, искать компромиссов в общих целях – все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на этой стадии.

 

Опасность данной стадии – избегание  ситуаций и контактов, которые ведут  к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.

 

Положительное качество, которое связано  с нормальным выходом из кризиса  интимность – изоляция, – это  любовь. В дополнение к романтическому и эротическому смыслу Э. Эриксон  рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

 

Стадия 7. Производительность – застой. Взрослость.

 

«Зрелая взрослость» приносит более  последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая  больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже  есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства.

 

Если у взрослых людей способность  к продуктивной деятельности настолько  выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. По Э. Эриксону, она представляет собой «расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

 

Те взрослые люди, кому не удается  стать продуктивными, постепенно переходят  в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом  заботы является личные потребности  и удобства. Эти люди не заботятся  ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.  Это явление – «кризис старшего возраста» – общеизвестно. Он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

 

Стадия 8. Целостность  – отчаяние, безысходность. Поздняя  взрослость, зрелость.

 

В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

 

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерти.

 

Здоровое решение выражается в  принятии собственной жизни и  судьбы.

 

Здесь круг замыкается: мудрость и  принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Э. Эриксона одним термином – integrity (целостность, полнота, чистота).

 

На основе текста Ю.А. Петровой, О.С. Красовой.




Информация о работе О методах психологического развития Эриксона