Средства и методы развития силовых способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Именно такой характер работы лежит в основе прыжков спринтерского бега, легкоатлетических метаний и некоторых других физических упражнений.

Развитию физических качеств скоростно-силовой направленности способствуют следующие упражнения:

1. Бег с высоким с подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе — 3 — 5 раз по 15 — 30м.

2. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, торф) в различном темпе — 3 — 5 раз по 2 — 40м.

3. Бег в гору (крутизна — 20°) в среднем и быстром темпе — 3 — 4 раза по 15 — 25 м. (Обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги.)

4. Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед — 2 — 3 серии по 10 — 30 прыжков.

5. Выпрыгивание из глубокого приседа — 2 — 4 серии по 16 — 20 прыжков.

6. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед — 2 — 3 раза по 15 — 30 м на каждой ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной ногой и высоким выносом бедра вперед.)

Оглавление

Введение 3

Раздел 1. Понятие силовых способностей 5

1.1. Форма и виды проявления силовых способностей 5

1.2. Возрастные особенности изменения силовых способностей 8

1.3. Влияние физических нагрузок на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц 12

Раздел 2. Методы воспитания силовых способностей 15

2.1. Методика развития силовых качеств 15

Выводы 23

Список литературы 25

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 40.45 Кб (Скачать)

     Исследования  показали также, что метод вариативного воздействия эффективен и при  решении задачи повышения уровня использования силового и скоростного  компонентов скоростно-силового потенциала.

     Было  установлено, что в процессе совершенствования  скоростно-силовых качеств с помощью  метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы  не образовался стойкий стереотип  на каждое сопротивление в отдельности.

     При выполнении основного упражнения применяются  комплексы методов: сопряженного воздействия  и повторный или вариативного воздействия и повторный; для  специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный; для  специально-вспомогательных — метод кратковременных усилий и повторный.

     С целью развития скоростно-силовых  качеств применяются следующие  режимы мышиной работы и их разновидности: при выполнении основного упражнения — динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц);) при выполнении специальных упражнений — динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц); при выполнении специально-вспомогательных упражнений — статический режим, характеризующийся "пассивным" напряжением, а также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся "активным" напряжением; для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы мышц (в особенности в видах спорта, где преодолевающему характеру работы предшествуют значительные напряжения с уступающим характером работы мышц — легкоатлетические прыжки, метания, фигурное катание на коньках и др.).

     Используемая  для развития специальных скоростно-силовых  качеств величина преодолеваемого  сопротивления равна соревновательной при выполнении основного упражнения и меньше или больше ее при выполнении специальных упражнений.

     Уменьшение  или увеличение сопротивления (по отношению  к соревновательной величине) должно быть в каждом индивидуальном случае предельно возможным, позволяющим сохранять внешнюю структуру движения.

     В видах спорта, в которых на соревнованиях  спортсмену приходится преодолевать вес  собственного тела, увеличение этого  веса может достигаться за счет: а) дополнительного отягощения, закрепленного на теле спортсмена; б) преодоления дополнительного сопротивления на велостанке или утяжеления велосипеда (в тренировке велосипедиста-спринтера); преодоления сопротивления электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бега на подъем 10 — 15° (в тренировке бегуна-спринтера) и др.

     Для уменьшения преодолеваемого сопротивления  могут использоваться: а) в прыжковых упражнениях (прыжки в длину, тройным) — выполнение разбега под уклон 3 — 4°; б) в упражнениях, характеризующихся циклической структурой движений, — дополнительная тяга электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бег под уклон 3 — 4° (в тренировке бегуна-спринтера), езда за лидером или облегчение сопротивления на велостанке (в тренировке велосипедиста-спринтера) и др.

     При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимума, позволяющих сохранять "взрывной" характер усилия.

     Опыт  спортивной практики и многочисленные исследования свидетельствуют о  том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения  скоростно-силового потенциала являются те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один-три раза, т.е. 1 — 3 ПМ.

     В тех случаях, когда делается акцент на сочетание уступающего характера  работы мышц с преодолевающим, наиболее эффективны следующие приводимые ниже величины сопротивления (В. В. Кузнецов, 1961 — 1965; В. В. Кузнецов, В. В. Кобелев, 1967 — 1968; Л. С. Иванова, 1968; Л. Я. Черешнева, 1968).

     Первый  вариант. Величина сопротивления при  уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при  преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) сохранялась бы мощность движения, которую спортсмен способен проявить при акценте только на преодолевающий характер работы мышц.

     Второй  вариант. Величина сопротивления при  уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при  преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) мощность движения была бы выше, чем при движении с акцентом только на преодолевающий характер работы мышц.

     Третий  вариант. Величина сопротивления при  уступающем и преодолевающем, характере  работы мышц та же, при этом основное внимание обращается на быстроту перехода от уступающего характера к преодолевающему. [6]

     Четвертый вариант. Величина сопротивления выше соревновательной при обоих характерах работы мышц, но такая, чтобы при  преодолевающем характере сохранялся бы "взрывной" характер усилия.

     При развитии скоростно-силовых качеств  интенсивность выполнения основного  упражнения должна быть околопредельной (80 — 90%), субпредельной (90 — 95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.

     При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может  быть предельной (100%) и субпредельной (90 — 95%).

     Чем ближе величина сопротивления к  максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления  и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При  выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью — 2 — 3 раза, с околопредельной — 3 — 5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации.

     Если  преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической  структурой движений (например, бег  на 100 м) может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд.

     Количество  подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии  сугубо индивидуальны. Общим для  всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой  выполнялись в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки.

     Взаимосвязь интенсивности выполнения упражнений и объема средств развития специальных  скоростно-силовых качеств. В начале процесса развития скоростно-силовых  качеств упражнения выполняются  преимущественно с околопредельной  интенсивностью (80 — 90%, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90 — 95%) и предельную (100%) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, ч то выполнение упражнений в объеме, равном 90 — 95% от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно-силовых качеств. Применение средств в объеме, равном 100%, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более "форсированное" достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых качеств.[1]

 

Выводы

 

     Понятие силы непременно ассоциируется с  крепкими, тренированными мышцами. Широкие  плечи, хорошо развитые бицепсы, мощная спина, мускулистые ноги… Кто из мужчин с детства не мечтал выглядеть именно так? К сожалению, подобных атлетов в настоящее время встречается все меньше и меньше, в основном это спортсмены или люди, занимающиеся физическим трудом. Зато гораздо больше сейчас мужчин, которые уже после 30 лет имеют далеко не атлетическую фигуру: узкие плечи, руки с едва различимыми мышцами, выпирающий живот. Немало среди молодых еще людей и толстяков с округлыми женскими формами. Но беда их не только в отсутствии внешней красоты. Ведь хорошо известно, что внешний вид отражает и состояние здоровья человека.

     Нескончаемое  разнообразие движений человека и решаемых ими задач привело к необходимости  количественной оценки силового компонента движений (средняя, максимальная сила, импульс силы, работа и ее мощность) и способности человека проявлять силу (абсолютная и относительная сила, момент силы тяги мышц относительно сустава), а также дифференцированной сравнительной оценки силового компонента движений (быстрая и взрывная сила, скоростно-силовое движение, силовая выносливость и т. п.), отражающей качественную специфику движений и определяющей выбор соответствующих средств и методов силовой подготовки.

     Итак, крепкие и сильные мышцы необходимы человеку, прежде всего для того, чтобы быть здоровым. "Заработать" хорошую мускулатуру можно только трудом, регулярно выполняя физические упражнения, много двигаясь. Все это укрепит не только мышцы тела, но и сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Сила, крепкие мышцы нужны людям и для производственной деятельности. Недостаточно физически тренированному человеку трудно быть хорошим работником (и никакая техника тут не поможет). Где бы ни трудился такой человек – за письменным ли столом или у станка, в сфере науки или искусства – для успешной работы ему нужны и физическая сила, и здоровье. Поэтому совсем не случайно многие известные люди (и в далеком прошлом, и в наши дни) постоянно занимались физическими упражнениями.

 

Список литературы

 
     
  1. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике / Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф. –  М.: Физкультура и спорт, 1968. – 240 с.
  2. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В.Верхошанский // культуры. – 1998. – № 7. – С. 41-54.
  3. Верхошанский, Ю.В. Исследование закономерностей процесса становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировкой (на материале скоростно-силовых видов спорта): дис. … д-ра пед. наук / Ю.В. Верхошанский. – М., 1972. – 326 с.
  4. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоровье, 1984. – 180 с.
  5. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
  6. Гомельский А.Я. Звание обязывает // Спортивные игры. – 1983. - №1.
  7. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
  8. Кондрашин В.П., Корягин В.М. Особый тренинг // Спортивные игры. – 1977. - №2.
  9. Корягин В.М. Опираясь на эксперимент // Спортивные игры. – 1978. - №3.
  10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  11. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов. / Под ред. Суслова Ф.П., Вайцеховского С.М. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 352 с.
  12. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Под ред. А.Т. Филатова. – Киев: Здоровья, 1982. – 296 с.

Информация о работе Средства и методы развития силовых способностей