Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 19:20, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
Актуальность исследования. Развитие
творческих способностей человека является
одной из важнейших проблем общества.
Особую актуальность данная проблема
приобретает в последние десятилетия
в связи с социально-экономическими преобразованиями
в стране. Изменения, происходящие в жизни
общества, связанные со сменой экономического
строя, новыми рыночными отношениями,
ориентируют систему образования на подготовку
подрастающего поколения, способного
к самоопределению в быстро меняющемся,
динамичном мире.
Реагируя на перемены в социальной жизни,
меняется и система образования. Согласно
новой образовательной парадигме, перед
школой во главу угла встала задача развития
творческой активности учащихся, формирования
у них умения самостоятельно приобретать
и применять знания. В этой связи в настоящее
время внимание педагогов акцентируется
на поиске и реализации эффективных путей
развития творческих способностей учащихся.
В современной школе творческое развитие
личности, развитие культуры мышления
и интеллекта – побочный процесс, зависящий
от активности самого учащегося, а не от
действий педагога.
Выдвижение на первый план цели развития
личности, рассмотрение предметных знаний
и умений, как средства их достижения,
находят отражение в государственных
документах. В «Концепции модернизации
Российского образования на период до
2010 года» делается акцент на развитие
творческих способностей учащихся, индивидуализацию
их образования с учетом интересов и склонностей
к творческой деятельности. Одним из основополагающих
принципов обновления содержания образования
является его личностная ориентация, предполагающая
опору на субъектный опыт учащихся, актуальные
потребности каждого ученика. В связи
с этим остро встал вопрос об организации
активной познавательной и созидательной
деятельности учащихся, способствующей
накоплению творческого опыта младших
школьников, как основы, без которой самореализация
личности на последующих этапах непрерывного
образования становится малоэффективной.
На сегодняшний день актуальна проблема
поиска средств развития мыслительных
способностей, связанных с творческой
деятельностью младших школьников, как
в коллективной, так и в индивидуальной
форме обучения.
Абсолютизация технологического содержания
человеческой жизнедеятельности в значительной
мере подавила и продолжает подавлять
природу человека, низвела общественную
жизнь до сугубо технологических процессов,
формализовала человеческое общежитие
и довела их до информационного обмена
и информационных технологий, редуцировала
образование, сведя его к обучению и научению,
изъяла из оборота человеческой культуры
такие ее универсалии, как вера, совесть,
любовь, толерантность и т.д. Отсюда происходит
эскалация агрессии и социальной отчужденности
на всех уровнях общественной жизни, включая
школу. Между тем ребенок, как феномен,
способен к собственному многомерному
творческому раскрытию и творческой самореализации.
Ведь именно у младшего школьника в гораздо
большей степени сохранены черты сензитивности
для развития воображения и творческих
способностей. Урок чтения в этом отношении
имеет особое значение. В центре урока
литературного чтения стоит художественное
произведение как продукт творчества.
Актуальность темы данного исследования
обусловлена, таким образом, острой потребностью
общества в творчески развитых, «креативных»
людях и фактическим слабым методическим
обеспечением современной начальной школы
дидактическим материалом для развития
творческих способностей младших школьников
на уроках чтения.
Изучением данной проблемы занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие. Эта проблема волновала всегда. Особенно она характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих, творческих людей притесняли и ущемляли в правах. Сейчас же политическая система страны устойчиво изменилась, есть все возможности для воспитания талантов. Для реализации данных идей необходимо дидактическое обновление образовательного процесса, создание качественно новой системы развития творческой личности. "Погружение в творчество" должно быть обеспечено грамотным сочетанием и чередованием форм, методов и приёмов организации творческой деятельности детей на каждой ступени образования с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения принципов доступности. Таким образом, актуальность диктует вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. [15, с.44]
Но как этого добиться? Какие проблемы могут встать на пути к цели? В чём особенности творческого воспитания? Данное исследование направленно на решение этих вопросов.
Проблема исследования заключается в поиске путей разрешения противоречия между требованиями общества и существующей на практике пассивностью большей части школьников в отношении к данному вопросу.
Объектом исследования является развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения.
Предметом исследования являются эффективные приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
Задачи исследования:
Исходя из цели, были намечены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-
2. Определить исходный уровень
развития творческих
3. На основе анализа полученных
результатов разработать и
4. Экспериментально проверить
Новизна работы: определены основные направления развития творческих способностей младших школьников на основе анализа психолого-педагогической литературы; создана модель поэтапного развития творческих способностей обучающихся, составлены авторские диагностические методики, используемые на констатирующем этапе; разработан комплекс упражнений и заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если в системе обучения чтению применять эффективные приёмы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение и восприятие и привить любовь к прекрасному, что повысит мотивацию в обучении, при определённых условиях:
Если приёмы подобраны в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей;
Если составлен комплекс занятий с применением эффективных приёмов развития творческих способностей младшего школьника.
Методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент; собеседование.
Практическая значимость состоит в возможности использования данного труда, как методического пособия.
Этапы работы:
Изучение и анализ литературы, формирование проблемы исследования и гипотезы;
Анализ проблемы в реальной практике, разработка практических мероприятий;
Внедрение и анализ;
Обобщение, оформление работы.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, состоящих из трёх параграфов, заключения, библиографии и приложения.
1.1. Сущность понятия «творческие способности»
Для того, чтобы раскрыть сущность творческих способностей, их структуру и характерные особенности, учитывая отсутствие единого общепринятого подхода, рассмотрим необходимые для этого основные понятия. Стержневыми в нашем исследовании являются понятия «творчество» и «способности».
На сегодняшний день в философской, психологической, педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества. Основная трудность связана, в первую очередь, с отсутствием непосредственно, операционального, психологического наполнения данного понятия; этим можно объяснить использование до сих пор определения творчества лишь по его продукту - созданию нового. Философы определяют творчество как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее» (49,237).
Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» (39,150).
Педагогика определяет, что творчество – «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» (45, 132).
По сути дела, творчество, по словам Г.С. Батищева - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (5, 13).
Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Продукты творчества - это не только материальные продукты, но и новые мысли, идеи, решения. Творчество - это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризует не только социально значимые открытия, но и те, которые человек делает для себя. Элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
По мнению зарубежных авторов, творчество - это: "… сплав восприятий, осуществляемый новым способом" (Маккаллар), "способность находить новые связи" (Кюби), "… появление новых сочинений" (Меррей), "деятельность ума, приводящая к новым прозрениям" (Жерар), "трансформация опыта в новую организацию" (Тейлор) (58, 34).
Американский ученый П.Хилл определяет творчество как "успешный полет мысли за пределы неизвестного"(28, 36). Из всех зарубежных концепций и теорий наиболее близкой по своим позициям к взглядам большинства отечественных психологов, исследующих творчество, является гуманистическая психология. Ее представители (А.Маслоу, К.Роджерс) считают, что творчество- это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение, усиление себя через реализацию своего внутреннего потенциала (28).
Не представляется возможным в рамках данного исследования рассмотреть взгляды на предмет определения понятия творчества даже наиболее известных наших психологов - настолько все они отличаются друг от друга, настолько предмет изучения сложен и многоаспектен. Отметим наиболее фундаментальные позиции.
Н.А. Бердяев в работе "Смысл творчества" определяет творчество как свободу личности, а смысл творчества – эмоциональным переживанием наличия противоречия и поиска путей его разрешения (58). В.И. Страхов характеризует творчество через единство труда и таланта, выделяя соответственно, два аспекта: деятельностный и связанный с творческими способностями человека (57). Советский психолог А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций (9). По Э.В. Ильенкову, творчество – это диалог, даже потому, что не имея решенного результата, является субъектно-субъектным поиском (52). И далее, многие исследователи связывали творчество с диалогом, с наличием ситуации неопределенности, проблемности, с разрешением реальных противоречий. В трактовке Я.А. Пономарева творчество рассматривается как "взаимодействие, ведущее к развитию" (37). Творчество проявляется, развивается и совершенствуется в деятельности под влиянием мотивационно - потребностных установок, которые составляют базовые свойства личности, основу ее жизненной позиции (Г.С. Альтшуллер, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский) (1; 2; 13).
Л. С. Выготский говорил, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека (13).
Феноменологию творчества можно разделить на три основных вида, которым соответствуют типы творчества:
- Стимульно-продуктивный –
- Эвристический – деятельность
принимает творческий характер.
Имея достаточно надёжный способ
решения, человек продолжает
- Креативный – самостоятельно
найденная эмпирическая