Развитие творческих способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 6.86 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективных приёмов развития творческих способностей младших школьников

1.3 Критерии и средства  диагностики уровня развития  творческих способностей младших  школьников

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и средств измерения уровня развития творческих способностей младших школьников. Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:

  1. Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
  2. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
  3. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество»  и оперирование с ним.

2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

Тестирование

Методика "Наборщик".

Мотивационно-потребностный

1..Отношение к творческим упражнениям.

2.Развитие творческих способностей.

3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

Наблюдение.

Методика "Составь рассказ о несуществующем животном"

Деятельностный

1.Предложение новых решений в  процессе учебной деятельности.

2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления.

3. Участие в коллективной творческой  деятельности

Наблюдение

Метод проблемных ситуаций.

Методика "Три слова"


 

В соответствии с выделенными критериями и показателями мы охарактеризовали уровни развития творческих способностей младших школьников в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Уровни развития творческих способностей младших школьников

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя.

Не может создавать и принимать

необычные образы, решения; отказывается от выполнения

творческих заданий


 

Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

1.Высокий уровень.

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

После определения уровней развития творческих способностей, был проведен первый констатирующий эксперимент.

Исследование проводилось в течение 2010-2011 г.г. и в своем развитии прошло 3 этапа:

1.                 Констатирующий эксперимент.

2.                 Формирующий эксперимент (экспериментальная группа).

3.                 Контрольный эксперимент.

На первом этапе (октябрь 2010 г.) был осуществлен теоретический анализ проблемы исследования, определены его задач, цели, гипотеза, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (ноябрь – декабрь 2010-2011.г.) был проведен формирующий эксперимент в экспериментальной группе.

На третьем этапе (апрель 2011 г.) проведен контрольный эксперимент и проведена систематизация полученных результатов исследования.

Опытно-экспериментальная работа по изучению развития творческих способностей младших школьников проводилась в 3 классе МОУ Гладчихинской начальной общеобразовательной школе (экспериментальная группа) и в 4 классе МОУ Гладчихинской начальной общеобразовательной школы (контрольная группа).

Одной из задач опытно-экспериментальной работы было определение исходного уровня развития творческих способностей учащихся 3-4 классов, участвующих в эксперименте.

2.1 Выявление уровня развития  творческих способностей у младших  школьников (констатирующий эксперимент)

Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.

Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1.

Методика "Наборщик"

Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - околесица.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)

Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.

Диагностические данные, полученные в ходе первого констатирующего эксперимента, представлены в таблицах 3, 4, 5, на рис.1, 2,3.

Таблица 3

Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по когнитивному критерию (первый констатирующий эксперимент)

                               Уровни

Класс

     

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

20%

40%

40%

Контрольной

20%

40%

40%


 

Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

8-10 баллов – ребенок  за отведенное время придумал  и написал нечто оригинальное  и необычное, эмоциональное и  красочное.

5-7 баллов - ребенок придумал  нечто новое, что в целом оно  не является новым и несет  в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

0-4 балла – ребенок  написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Таблица 4

Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по мотивационно-потребностному критерию (первый констатирующий эксперимент)

                       Уровни

Класс

     

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

20%

60%

20%

Контрольной

40%

60%

 

 Методика "Три слова"

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

Оценка результатов:

5 баллов - остроумная, оригинальная  фраза (пример: медведь с березы  наблюдал за охотником);

4 балла - правильное логическое  сочетание слов, но в каждой  фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);

3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);

2 балла - логическую связь  имеют только два слова (в лесу  росли березы, в лесу охотник  убил медведя);

1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).

Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий

 

Таблица 5

Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по деятельностному критерию

(первый констатирующий эксперимент)

                         Уровни

Класс

     

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

 

80%

20%

Контрольной

20%

60%

20%


Уровень развития мыслительных операций у учащихся контрольной группы на начальном этапе эксперимента.

Ф.И. учащихся

Когнитивный критерий

Мотивационно-потребностный критерий

Деятельностный критерий

1

Аня Г.

низкий

средний

низкий

2

Артём А.

средний

высокий

высокий

3

Андрей И.

низкий

средний

средний

4

Женя К.

средний

средний

средний

5

Миша И.

высокий

высокий

высокий


Таблица 9

Уровень развития творческих способностей у учащихся экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента.

Информация о работе Развитие творческих способностей