Развитие творческих способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 6.86 Мб (Скачать)

Ф.И. учащихся

Когнитивный критерий

Мотивационно-потребностный критерий

Деятельностный критерий

1

Катя Б.

низкий

низкий

низкий

2

Ирина Б.

высокий

высокий

средний

3

Настя О.

средний

средний

средний

4

Кирилл З.

средний

средний

средний

5

Сергей Г.

низкий

средний

средний


            Результаты первого констатирующего  эксперимента показывают, что у  учащихся как контрольного, так  и экспериментального классов наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о наличии интереса у учащихся к выполнению творческих заданий, стремления проявить себя как творческую личность.

 

Данные первого констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, что обуславливает необходимость проведения формирующего эксперимента.

                                                                                                                                        

2.3.  Система упражнений, способствующих  развитию творческих способностей  младших школьников на уроках  литературного чтения  .

      Под системой я  понимаю последовательное включение  творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых,  самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и  просмотренных спектаклях, рисование кадров воображаемого кинофильма или диафильма по-прочитанному. В-третьих,  это элементы исследовательской деятельности учащихся.

  Оптимальным условием, обеспечивающим  интенсивное развитие творческих  способностей школьников, выступает  планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

   - познавательные задачи  должны  способствовать развитию  психических свойств личности  – памяти, внимания, мышления, воображения;

  - задачи должны подбираться  с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;

  - система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

  По мнению Выготского: «Есть  один основной факт, который очень  убедительно показывает, что до  литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личностного внутреннего мира ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в  отставании  развития письменной речи детей от устной речи». Именно уроки литературного чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию устной и письменной речи, а также развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе обучения старается занять позицию исследователя, творца. Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания.

   Развитие творческих способностей  посредством литературной деятельности  будет успешным, если соблюдать  следующие условия:

  - использовать совокупность  методических приемов, направленных  на развитие творческого потенциала;

  - использовать образцовые авторские  и народные произведения;

  - зарубежный литературный материал  должен опираться на знания  детей в области отечественной литературы, тогда мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор;

  - осуществлять преемственность  между начальной и старшей  ступенью обучения.

 Курс литературного чтения  предполагает вовлечение всех  школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

  Поскольку творческая деятельность  предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания. 

 В зависимости от вида  творческой деятельности можно  выделить 3 группы  методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

   1. Словесное развертывание  образов произведения.

   2. Театральная творческая  деятельность.

   3. Изобразительная творческая деятельность.

Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного           чтения                                                                                      

При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью  данного метода  является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

     Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение,       т.к. выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

  Что же нужно знать и  уметь, чтобы научиться читать  выразительно? 

Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием, дикцией.

Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие чувства и мысли  хотим передать слушателям.

Уметь применять интонационные средства выразительности в точном соответствии с задачей чтения.

Соблюдать законы жанра – произведения разного жанра читаются по-разному, нельзя использовать одни и те же средства речевой выразительности при чтении басни, юмористического рассказа и т.п.

Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение) и средств звуковой выразительности (голос, интонация, темп, паузы, мелодика, логическое ударение).

  Так, изучая тему «Скороговорки», предлагаю ученикам упражнения для развития силы голоса (читаем громко, еще громче, тише, еще тише), выбора интонации, логического ударения. 

  Главное средство речевой  выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

      - передай в тексте  радость, возмущение, гордость, печаль;

      - прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;

      - прочитай предложение  с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче  удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.

    Обязательно должно быть  выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открыть в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение может осуществлять как сам учитель, так и профессиональный чтец (в записи); возможно также прослушивание записей спектаклей.  

   Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу можно проводить в виде конкурса чтецов.

      Литературное произведение  – это искусство слова, поэтому  с первого класса использую  такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать ребятам мир своих чувств и  учит их «метить» этим чувством слова, поэтому необходимо развивать у детей «чувства слова» - основы литературы как вида искусства. Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом,  ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств.

    В работе с детьми  я использую прием  «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.

   Эффективным для понимания  и нахождения художественных средств является такой прием, когда мы не заменяем  слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь.

    Для воспитания внимания  к слову я предлагаю детям  составить кроссворд по прочитанному  произведению или использую готовые  кроссворды.

   В системе творческих  заданий  особое место занимает игра «Путаница». Это творческая  игра в слово, игра словами, как говорил М. Горький. Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.

   Возможно использовать в  работе над словом следующие  задания:

Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например,  линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай.  Вопросы должны быть необычными или смешными.

 Задание «Определение»

Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

 Задание «Парад домашних  творческих достижений»

Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др.

Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.

Прием «Мозаика»

Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Прием   «Ассоциативные загадки»   

Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения.  Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Еще одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу сочинения загадки.

Информация о работе Развитие творческих способностей