Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 19:20, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
6. Подбор загадок к словам из текста.
7. Тематическая подборка
8. Составление ребусов к словам из текста.
9. Работа со словарем фразеологизмов.
III. Задания, обучающие
приемам творческого
Они способствуют воспитанию потребности в творческой активности, эстетическом самовыражении и самосовершенствовании.
«Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...)
1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).
2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:
Волк и Красная Шапочка — про бабушку.
3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются, правда и вымысел.
4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.
5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.
6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.
7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)
8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).
9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.
10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.
11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.)
Предлагаю “Словарь фразеологизмов”:
Фразеологизмы обогащают словарный запас и творческое воображение, повышают уровень мыслительной деятельности.
«Как без рук» (трудно работать без чего-то, необходимого в данный момент)
«Комар носа не подточит» (любую работу делать только на отлично)
«Кто в лес, кто по дрова» (что-то делать нестройно, неровно)
«Кто во что горазд» (каждый что-то делает, как умеет, по-своему)
«Камень на сердце» (когда человек расстроен, огорчён, он испытывает тяжесть в груди)
«Как на иголках» (сидеть — быть в состоянии сильного беспокойства)
О
«Остаться с носом» (остаться без того, на что надеялся)
«От всей души» (искренне, сердечно, с полной откровенностью)
«От мала до велика» (все без различия возраста)
«Откладывая в долгий ящик» (переносить выполнение чего-либо на
неопределённо длительное время)
Ж
«Ждать у моря погоды» (бездействовать, находиться в бездеятельном
ожидании чего-либо)
«Жару дать» (дать отрицательную оценку за какое-либо действие)
3
«Задеть за живое» (взволновать или обидеть кого-то)
«Задирать нос кверху» (зазнаваться или важничать)
«Заговаривать зубы» (обманывать, отвлекая внимание от своего поступка
посторонними разговорами)
«Западать в душу» (производить сильное впечатление на кого-то)
«Застать врасплох» (появиться неожиданно, причинив этим неприятность)
«Засучив рукава» (трудиться усердно, много, не жалея сил)
Г
«Где раки зимуют» (претерпеть настоящие трудности или испытать
наказание)
«Голова вскружилась» (кто-то слишком возомнил о себе)
«Гора с плеч» (кто-то очень волновался и наконец успокоился)
«Гол как сокол» (неимущий, бедный человек)
С
«Сидеть сложа руки» (ничего не делать)
«Собак гонять» (бездельничать)
«Слёзы в три ручья» (горько плакать)
Ф
«Филькина грамота» (пустая, ничего не значащая бумажка; не
обладающий реальной ценностью документ)
«Фома неверный» (очень недоверчивый человек, которого трудно
заставить поверить чему-либо или во что-нибудь)
Подборка пословиц к текстам учебника:
Изучение пословиц обогащает речь учащихся, учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер.
«На вкус и цвет товарища нет»
«Мал золотник, да дорог»
«Дерево ценят по плодам, а человека — по трудам»
* * * * * * * *
«Работа без ума никому не нужна»
«Самолюб никому не люб»
«Живи не скупись, с друзьями делись»
* * * * * *
«Знайка бежит, а незнайка лежит»
«Человек от лени болеет, а от работы здоровеет»
«За глупой головой и ногам плохо»
«Век живи — век учись»
* * * * *
«Делал наспех, сделал на смех»
«Скромность красит человека»
«Большой вырос, а ума не вынес»
«Неумелой швее и иголка с ниткой мешает».
«Есть терпение, есть и умение»
* * * * * *
«Трус и таракана посчитает за великана»
«Кто идёт вперёд, того страх не берёт»
«Трус своей тени боится»
«У страха глаза велики — чего нет, и того видят»
«Пуганная птица и куста боится»
«Слава — герою, презрение — трусу»
* * * * * *
«Побеги не вырастут, если их не согреть любовью»
«Не говори „но!“, пока не запряг»
«Не рой другому яму, сам туда попадешь»
«Живи не скупись, а с друзьями делись»
«При солнце тепло, а при матери добро»
«Кто не работает, тот не ест»
* * * * * *
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Что посеешь, то и пожнешь»
«Москва слезам не верит»
«Один в поле не воин»
«Сделав плохо, добра не жди»
«Сам не умирай, а друга выручай»
«Друг познаётся в беде»
«Скромность красит человека»
«Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось»
«Друг познается в беде»
«Чем дальше в лес, тем больше дров»
Различные виды упражнений развивают творчество детей, а в большей степени :
- чтение по ролям;
- словесное рисование;
- составление рассказов;
- сочинение стихотворений;
- сочинение сказок;
- драматургия;
Упражнения, задания, которые предлагает учитель, должны быть красочно оформлены, с применением иллюстративного материала, сюжетных и предметных картинок. Учителю желательно давать домашние задания дифференцированно. Не всем учащимся одно и тоже. Можно предложить такую схему:
Режиссеры
(самое сложное)
творческий пересказ
краткий пересказ
сочинительство