Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 19:20, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
5-7 баллов - ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.
0-4 балла – ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.
Методика "Три слова"
Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: цветок, поле, девочка.
Оценка результатов:
5 баллов - остроумная, оригинальная фраза;
4 балла - правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова;
3 балла - банальная фраза;
2 балла - логическую связь имеют только два слова;
1 балл - бессмысленное сочетание слов.
Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий
Полученные в ходе второго констатирующего эксперимента данные, представлены в таблицах 6,7,7
Таблица 6
Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности творческих способностей (второй констатирующий эксперимент)
Критерии
|
Когнитивный |
Мотивационно-потребностный |
Деятельностный | ||||||
Уровни Класс |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
Экспериментальный класс |
40% |
60 % |
0 |
40% |
60% |
0 |
40% |
60% |
0 |
Контрольный класс |
20% |
60% |
20% |
40% |
60% |
20% |
60% |
20% |
Таблица 7
Распределение учащихся контрольного класса по уровню сформированности творческих способностей
(первый и второй
Критерии |
Когнитивный |
Мотивационно-потребностный |
Деятельностный | ||||||
Уровень Эксперимент |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
I |
20% |
40% |
40% |
40% |
60% |
20% |
60% |
20% | |
II |
20% |
60% |
20% |
40% |
60% |
20% |
60% |
20% |
Таблица 8
Распределение учащихся экспериментального класса по уровню сформированности творческих способностей
(первый и второй
Критерии |
Когнитивный |
Мотивационно-потребностный |
Деятельностный | ||||||
Уровень Эксперимент |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
I |
20% |
40% |
40% |
20% |
60% |
20% |
0 |
80% |
20% |
II |
40% |
60 % |
0 |
40% |
60% |
0 |
40% |
60% |
0 |
Анализ результатов второго констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном классе, где формирующий эксперимент не проводился, остался прежним. В экспериментальном классе показаны более высокие результаты:
Низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальном классе не выявлен ни по одному критерию, в то время как в контрольном он составил от 20 до 40% по различным критериям.
У учащихся экспериментального класса в целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем у учащихся контрольного класса.
Данные второго констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса произошли существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.
Таким образом, анализируя таблицы, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа является эффективной. В течении полугода в экспериментальном классе, где работа проводилась ежедневно и в системе, число учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось. В контрольном же классе, где работа проводилась от случая к случаю, уровень развития творческих способностей остался без изменения.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие творческих способностей младших школьников будет проходить более успешно, если разработать и претворить в жизнь комплекс творческих заданий и упражнений на уроках чтения, направленных на развитие литературного творчества школьников.
Мы продолжим специальную работу по развитию творческих способностей школьников с учетом данных, полученных в ходе опытно – экспериментальной работы.
Заключение
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:
1) Под творческой деятельностью
мы понимаем такую
2) В результате анализа
практического опыта педагогов -
практиков, научно-методической
3) Рассмотрение условий
развития творческих
4) Нами определены критерии
развития творческих
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.
Литература
Материалы для индивидуальной папки.
Виды упражнений по развитию творческих способностей детей на уроках литературного чтения.
1.Упражнения для развития
1 группа - логические упражнения.
1. Назови одним словом.
Чиж, сова, ласточка, стриж, грач; Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; Шарф, варежки, пальто, кофта; Телевизор, утюг, пылесос, холодильник; Картофель, свекла, лук, капуста; Лошадь, корова, свинья, овца; Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; Липа, береза, ель, сосна; Курица, гусь, утка, индейка; Зеленый, синий, красный, желтый;
2. Что общего в словах и чем они отличаются.
Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.
3.Какое слово лишнее и почему.
Красивый, синий, красный, желтый; Минута, время, час, секунда; Дорога, шоссе, тропинка, путь; Молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; Ель, сосна, кедр, осина; Лук, огурец, морковь, яблоко; Гриб, ландыш, ромашка, василек;
4.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза; Кора, лото, боксер; Молоко, нерест, тарелка;
2.Упражнения для развития беглого чтения.
1 группа- упражнения для расширения поля зрения.
8 4 7 |
22 9 14 18 7 | |
2 1 5 |
3 12 6 23 20 | |
6 3 9 |
|
21 4 1 25 15 13 11 17 10 8 19 |
Развитие i |
зрения по вертикали: | |
13 33 |
9 |
4 26 |
3 22 |
19 |
2 30 |
28 31 |
12 |
24 6 |
7 10 |
21 |
27 14 |
35 18 |
1 |
16 8 |
23 5 |
29 |
32 11 |
15 34 |
17 |
25 20 |
2. Работа по таблице Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
3.Упражнения для развития
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
Кто на льду меня догони,
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
7. Прочитать передовая радость ( возмущение, печаль, гордость).
8. Чтение по ролям, в лицах
I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.
«Изучение алгоритма работы с художественным текстом» отвечает за формирование понятийного аппарата школьников, без которого невозможно чувство эстетического наслаждения текстом, проникновение в художественный мир.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстраций к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма.
9. Выборочное чтение.
10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
11. Чтение для подготовки к
12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).
13. Восстановление логической
14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, 2-3 ученика восстанавливают его).
II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.
Они развивают умения воспринимать текст в единстве содержания и формы, создавать оригинальный текст, показывая свободное владение литературной речью.
1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.
2. Достроить текст по
3. Пересказ текста с определенным заданием.
4. Составление по тексту кроссвордов.