Развитие творческих способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 6.86 Мб (Скачать)

5-7 баллов - ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

0-4 балла – ребенок  написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

 

Методика "Три слова"

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: цветок, поле, девочка.

Оценка результатов:

5 баллов - остроумная, оригинальная  фраза;

4 балла - правильное логическое  сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова;

3 балла - банальная фраза;

2 балла - логическую связь  имеют только два слова;

1 балл - бессмысленное сочетание  слов.

Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий

 

Полученные в ходе второго констатирующего эксперимента данные, представлены в таблицах 6,7,7

Таблица 6

Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности творческих способностей (второй констатирующий эксперимент)

Критерии

 

Когнитивный

Мотивационно-потребностный

Деятельностный

                            Уровни

Класс

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Экспериментальный класс

40%

60 %

0

40%

60%

0

40%

60%

0

Контрольный класс

20%

60%

20%

40%

60%

 

20%

60%

20%


 

Таблица 7

Распределение учащихся контрольного класса по уровню сформированности творческих способностей

(первый и второй констатирующий  эксперимент)

Критерии

Когнитивный

Мотивационно-потребностный

Деятельностный

                         Уровень 

Эксперимент

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

I

20%

40%

40%

40%

60%

 

20%

60%

20%

II

20%

60%

20%

40%

60%

 

20%

60%

20%


 

Таблица 8

Распределение учащихся экспериментального класса по уровню сформированности творческих способностей

(первый и второй констатирующий  эксперимент)

Критерии

Когнитивный

Мотивационно-потребностный

Деятельностный

                         Уровень 

Эксперимент

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

I

20%

40%

40%

20%

60%

20%

0

80%

20%

II

40%

60 %

0

40%

60%

0

40%

60%

0


 

Анализ результатов второго констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах  показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном классе, где формирующий эксперимент не проводился, остался прежним. В экспериментальном классе показаны более высокие результаты:

Низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальном классе не выявлен ни по одному критерию, в то время как в контрольном он составил от 20 до 40% по различным критериям.

У учащихся экспериментального класса в целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем у учащихся контрольного класса.

Данные второго констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса произошли существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.

Таким образом, анализируя таблицы, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа является эффективной. В течении полугода в экспериментальном классе, где работа проводилась ежедневно и в системе, число учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось. В контрольном же классе, где работа проводилась от случая к случаю, уровень развития творческих способностей остался без изменения.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие творческих способностей младших школьников будет проходить более успешно, если разработать и претворить в жизнь комплекс творческих заданий и упражнений на уроках чтения, направленных на развитие литературного творчества школьников.

Мы продолжим специальную работу по развитию творческих способностей школьников с учетом данных, полученных в ходе опытно – экспериментальной работы.

 

 

 

Заключение

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:

1) Под творческой деятельностью  мы понимаем такую деятельность  человека, в результате которой  создается нечто новое - будь это  предмет внешнего мира или  построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

2) В результате анализа  практического опыта педагогов - практиков, научно-методической литературы  можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.

3) Рассмотрение условий  развития творческих способностей  младших школьников позволяет  нам выделить пути реализации их развития в процессе проведения уроков чтения. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно - творческой деятельности.

4) Нами определены критерии  развития творческих способностей (когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный), охарактеризованы уровни развития в соответствии с критериями и подобраны средства диагностики. Результаты, полученные нами после проведения 1 и 2 экспериментов, показали, что в результате использования на уроках чтения творческих заданий, количество детей с низким уровнем в экспериментальном классе уменьшилось, а количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось, изменений в контрольном классе не произошло. Сравнивая результаты двух классов, мы можем сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих способностей в экспериментальном классе.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.

 

Литература

  1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 1991. С.7.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.-М., 1980.,с.7-20.
  3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы.- Казань, 2006,.-499 с.
  4. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М: Наука 1977- 184с.
  5. Библер В.С. Мышление как творчество. – М.: Наука, 1983.
  6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов/ Д., 1983.-173с.
  7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.-М.: Знание, 1981.
  8. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей.-Самара, 1994, -315с.
  9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. 96с.
  10. Вахтомин Н.К. Практика. Мышление. Знание. –М.: Наука, 1978.
  11. Винокурова Н. Лучшие  тесты  на  развитие  творческих  способностей.- М., 1999.
  12. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед.институтов./Под ред.А.В.Петровского. –М.: Просвещение, 1973.
  13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1999. – 534 с.       
  14. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы.- М.: Вита-Пресс,2001.- 128с.
  15. Дж.Холт. Залог детских успехов. СПб: «Дельта», 1996.-480с.
  16. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка./ Пер. с англ.-М.:Аквариум, 1998.- 320с.
  17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368с.: Серия «Мастера психологии».
  18. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. –М.: Педагогика, 1984.
  19. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. –М.: Педагогика, 1981.
  20. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] - М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47с.
  21. Кудрявцев В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании.- М., 2008.
  22. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя.- М.: Дрофа,»2002.-128с.
  23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971., с.11-45.
  24. Леонтьев А.А. Научите  человека  фантазии...// Начальная  школа.- 1998, №5.
  25. Лук А.Н. Мышление и творчество. –М.: Наука, 1980.
  26. Лук А.Н. Психология творчества. –М.: Наука, 1978.
  27. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.//Начальная школа. -1993, №1.
  28. Львов М.Р. Школа творческого мышления. –М., «Просвещение», 1995.
  29. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Изд. Группа «Евразия», 1997.-430с.
  30. Матюхин М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология  младшего  школьника. - М., 1976.
  31. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённой// Вопросы психологии. 1989.-№6.-с.29-33.
  32. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика  искусства  и  творческой  деятельности. - М.: Знание, 1981.
  33. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. –М.: Наука, 1981.
  34. Немов Р.С. Психология. Кн.2.Психология  образования.- М.:Просвещение. 1995.
  35. Овсянникова В.И., Яшина Н.Ю. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.- Н.Новгород, 2005.-116с.
  36. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.
  37. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы [Текст] // Начальная школа - 2001.- № 5.- С. 99-100. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: РПА, 1996. - 604с.
  38. Падалко А.Е. «Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся».- М.: Просвещение, 1985.- 128с.
  39. Пономарёв Я.А.  К теории психологического механизма творчества//Психология творчества: Общая дифференциальная, прикладная.- М., 1990.-с.13-36.
  40. Пономарёв Я.А. Психология  творческого  мышления.- М., 1960.
  41. Проблемы способностей [Текст] / Под ред. В. Н. Мясищева - М.: АПИ, 1962.-308с.
  42. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) одиннадцатилетней школы. –М.: Просвещение, 1994.
  43. Психология. Словарь\ Под ред. А.В. Петровского –М.:Политиздат, 1990.- 494 с.
  44. Ротенберг В.С. Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. –М.: Просвещение, 1989.
  45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком, 1998.-688с.
  46. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2000. -№ 12. - С. 101-108.
  47. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] — Ярославль: Гринго, 1996.-192с.
  48. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- М., 2008., 591 с.
  49. Телегина Э.Д. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления// Вопросы психологии, 1986, №1.
  50. Теплов Б.М. Способности и одарённость/ Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.-с.9-38.
  51. Тивикова С.К. Развитие творческих способностей младших школьников на основе моделирования загадок.// Педагогическое обозрение.- 2005.-№3.-с.241-248.
  52. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие. –М., 1984.
  53. Учимся  учиться./ Под. ред. А.М. Зимичёва.- Л.. 1990.
  54. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Губского Е.Ф., М.:Инфа-М.,1997.
  55. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. –М.: Просвещение, 1991.
  56. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.- Томск, 1997.-392с.
  57. Хрестоматия  по  общей  психологии. Психология  мышления./ под. ред. Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова.- М., 1981.
  58. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость»// Психологический журнал.-1983.-Т.4.-№5.-с3-10.
  59. Штерн В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста.- СПб.: Союз, 1997.-128с.
  60. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. –М., 1986.
  61. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и  нетрадиционных форм обучения. - СПб, 1998.-288с.
  62. Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников [Текст] // Вопросы психологии - 1991.- № 1.- С. 27-32.
  63. Шумилин А.Т. Проблемы  теории  творчества.- М., 1989.
  64. Яковлева Е.А. Психологические  условия  развития  творческого  потенциала у детей школьного возраста.- М., 1998.- 268с.
  65. Яшина Н.Ю. Творческие виды работ при изучении слов с непроверяемыми написаниями//  Педагогическое обозрение.-2006- №3-с.130-141.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для индивидуальной папки.

Виды упражнений по развитию творческих способностей детей на уроках литературного чтения.

 

1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.

1 группа - логические упражнения.

1. Назови одним словом.

Чиж, сова, ласточка, стриж, грач; Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; Шарф, варежки, пальто, кофта; Телевизор, утюг, пылесос, холодильник; Картофель, свекла, лук, капуста; Лошадь, корова, свинья, овца; Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; Липа, береза, ель, сосна; Курица, гусь, утка, индейка; Зеленый, синий, красный, желтый;

2. Что общего в словах и чем они отличаются.

Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.

3.Какое слово лишнее и почему.

Красивый, синий, красный, желтый; Минута, время, час, секунда; Дорога, шоссе, тропинка, путь; Молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; Ель, сосна, кедр, осина; Лук, огурец, морковь, яблоко; Гриб, ландыш, ромашка, василек;

4.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза; Кора, лото, боксер; Молоко, нерест, тарелка;

 

2.Упражнения  для развития беглого чтения.

1 группа- упражнения для  расширения поля зрения.

  1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим 
    зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем 
    предметы справа, слева, вверху, внизу)

 

8   4   7

 

22    9    14    18   7

2   1   5

 

            3   12     6    23   20

6   3   9

 

 

          21    4 1   25  15   13                             11  17     10  8  19

Развитие i

 

зрения по вертикали:

13       33

9

4     26

3         22

19

2     30

28       31

12

24    6

7         10

21

27     14

35       18

1

16     8

23        5

29

32     11

15       34

17

25     20




2. Работа по таблице Шульте. 
Развитие поля зрения по горизонтали.

 

 

3.Упражнения для развития выразительности чтения.

1. Чтение слова с разными оттенками интонации.

  1. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
  2. Упражнения для дыхания.
  3. Упражнения для развития голоса.
  4. Упражнения для дикции.
  5. Чтение небольших стихов, например:

Кто на льду меня догони,

                   Мы  бежим  вперегонки.

                   И  несут  меня  не  кони,

                   А  блестящие  коньки.

7. Прочитать  передовая  радость ( возмущение, печаль, гордость).

8. Чтение  по  ролям, в  лицах 

I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.

 

«Изучение алгоритма работы с художественным текстом» отвечает за формирование понятийного аппарата школьников, без которого невозможно чувство эстетического наслаждения текстом, проникновение в художественный мир.

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части, составление плана.

4. Определение темы текста, главной  мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстраций к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма.

9. Выборочное чтение.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12."Пропущенное слово" (учитель  читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).

13. Восстановление логической последовательности  текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14. Восстановление текста (небольшой  текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, 2-3 ученика восстанавливают его).

 

II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.

Они развивают умения воспринимать текст в единстве содержания и формы, создавать оригинальный текст, показывая свободное владение литературной речью.

 

1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.

2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.

3. Пересказ текста с определенным заданием.

4. Составление по тексту кроссвордов.

Информация о работе Развитие творческих способностей