Развитие творческих способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 6.86 Мб (Скачать)

  - диалог в сотворчестве;

  - свобода выбора, действий;

  - равенство всех участников;

  - «благоустройство» пространства;

  - отсутствие оценки;

  - право на ошибку.

  Каждый участник мастерской  ощущает подъем духовных сил, творческое волнение, даже вдохновение. Самое главное, на мастерских каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельность, коммуникативную потребность и развивается как личность.

  Результатом урока-мастерской  по литературному чтению является  представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе.

Театральная творческая деятельность на  уроках литературного чтения

  Игра-драматизация.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

  - анализ иллюстраций с точки  зрения выразительности мимики  и пантомимики изображенных на  них героев;

  - чтение произведения по  ролям только с опорой на  интонацию;

  - чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

  - постановка «живых картин»  к произведению;

  - составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;

  - драматические импровизации;

  - развернутые драматические  представления.

    Работа с иллюстрацией

    Работу иллюстративного  характера в начальных классах  следует начинать с анализа  книжных иллюстраций, картин. Уже  на уроках обучения грамоте  начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей.  Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, предлагаю задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите». Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед более сложной формой драматизации. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус. Эта работа строится по следующему алгоритму:

  1. Выясняем, к какой части  произведения дана иллюстрация.

  2. Какой момент изображен?

  3. Прочитать слова, соответствующие  иллюстрации.

  4. К какой части текста  нет иллюстрации?

  5. Что мы можем нарисовать?

Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не на экране. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

   - выделяется эпизод для  словесного иллюстрирования;

   - «рисуется» место, где происходит событие;

   - изображаются действующие  лица;

   - добавляются необходимые  детали;

   - «раскрашивается» контурный  рисунок. 

    Часто проводим игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

  Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией  с первых уроков, раскрываю ее  секреты на примере русских  народных сказок «Колобок», «Теремок».  Часто использую при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

     Также можно осуществить  постановку сказки с помощью кукол. Такая работа помогает первокласснику корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять эмоции.  «Театр кукол – это искусство предметов, оживающих от приведения их в движение актером и вызывающих ассоциации с жизнью людей», - отмечал М.М. Королев.

В собственной игре ребенок, подобно творцу, оживляет куклу.

       Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения. Она позволяет ребенку следовать своим путем в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему его опыт и фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации. Этапы овладения креативной игрой-драматизацией включает в себя: этюды, традиционную игру-драматизацию, креативную игру-драматизацию. На предварительном этапе использую этюды на развитие выразительности движений, мимики и пантомимики («Паровозик», «Обезьянка в магазине зеркал», «Шалтай-Болтай», «Заколдованный ребенок»), а также  на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний («Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе», «Очень худой ребенок», «Момент отчаяния»).

 Задания:

1). Изобразить девочку, потерявшую  куклу. Она ищет повсюду, но никак  не может найти и спрашивает  у детей: «Кто-нибудь видел мой  бантик?».

2). Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».

3). Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.

4). Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала  грозное «мяу!» и не может  найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.

    На уроках творчества  дети разыгрывают сценки из  выбранных сказок.

Таким образом, происходит не только анализ произведения, но и процесс сотворчества с автором, осознание авторской позиции и выражение своего отношения к поступкам героев. Дети учатся решать противоречия в сказке, прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными

героями в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.

   Инсценирование произведения

   Инсценируя, дети изображают  героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую  схему работы по инсценированию:

  1. Восприятие материала, который  предстоит инсценировать.

  2. Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).

  3. Постановка исполнительских  задач: Что нужно передать, разыгрывая  сценку?

  4. Выбор выразительных средств (как это сделать).

  5. Пробы (этюды), анализ.

  6. Подведение итогов, его анализ.

  7. Заключительный показ, его  анализ.

     Более сложная форма  драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Часто использую такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. Содержание учебников «Литературное чтение» Климановой Л. Ф. и др. позволяет систематически проводить работу по освоению чтения по ролям. В учебниках 2 – 4 классов регулярно используются разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, я учу детей отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.

   Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.

   Изобразительная творческая  деятельность на уроках литературного чтения

 Изобразительная творческая деятельность  подразумевает приемы:                                                    - рисование эпизода, который больше понравился;

- рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков; 

- изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;

- составление рисованного диафильма;

- аппликацию, лепку, изготовление  макета книги, рассматривание и  обсуждение иллюстраций художников;

- составление картинного плана.

  В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.

    Творческая деятельность  может развиваться  при работе  над составлением рисованного диафильма. Рисование раскадровки используется в разных целях, ведь в общем смысле раскадровка – это изложенная в последовательности расположенных кадрах-картинах некоторая история или текст. Рисование раскадровки может носить и более творческий характер, если прочитать детям небольшое литературное произведение и попросить их самостоятельно передать содержание этого рассказа или стихотворения в раскадровке. Перед детьми встает задача создания зрительного ряда: им надо представить и место действия, и облик героев, изобразить те предметы, которые фигурируют в повествовании. Каждая группа, создавая отдельные кадры, знает, что выполняет часть общей работы всего коллектива, значит, следует ответственно подходить к выполнению задания. На создание кадров уходит от 10 до 30 минут (при условии, что группа состоит из 2-3 человек). Когда кадры будут созданы, раскрашены, то все они вывешиваются на классную доску в порядке развития сюжета. Появление кадра обсуждается зрителями, т.е. дети сами решают, отражает ли созданный кадр их общий авторский замысел, верно ли подобраны оттенки и передано настроение героев. Происходит в какой-то степени защита проекта. Собственно диафильм готов. Но ведь диафильм сопровождается словами. Ученики, конечно же знают какой текст будет за кадром. Этот текст или пишется под ним или просто запоминается тем ребенком (несколькими детьми), который потом будет его читать. Заглавие диафильма, автор текста, художники-иллюстраторы указываются в специальных титрах или просто озвучиваются. При показе диафильма не показываются все кадры сразу. В любом классе можно найти место для подобной творческой деятельности учеников, поскольку они любят находиться в роли авторов, создателей нового «произведения» и новой интерпретации готового текста.

 

 

 

 

 

Учитывая большой объем работы, важность проводимой работы, мы решили, что и родители должны включиться в этот процесс. С этой целью было проведено родительское собрание с тематикой “Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста”, где говорилось об особенностях развития творческих способностей. (приложение 2, с.38).

Итак, кроме работы по развитию творческих способностей в классе, учащиеся выполняли ежедневно упражнение одного из занятий с родителями. Проводимая работа дала следующие результаты.

 

2.4. Проверка эффективности системы  работы по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения.

В четвёртой четверти 2010\2011 учебного года я решили проверить эффективность системы работы по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения.

Задачи контрольного исследования:

- выявить результаты проделанной  работы;

- проследить динамику уровня  развития творческих способностей  учащихся в данном классе.

Я использовали те же методики, что и на этапе констатирующего среза, изменяя только смысл задания:

1. Методика "Наборщик"

Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - листопадничек.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)

Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.

 

Методика «Составь рассказ о несуществующей птице»

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастической птице, то есть о такой, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

8-10 баллов – ребенок  за отведенное время придумал  и написал нечто оригинальное  и необычное, эмоциональное и  красочное.

Информация о работе Развитие творческих способностей