Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 19:20, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
На что похоже? -… Чем отличается? -…
Пословицы и загадки
Можно предложить ребятам
превратится в ученых-
Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей.
Виды творческих работ с пословицей:
Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
Выбрать сказку, к которой подходит пословица.
Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.
4. Конкурсы: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».
С первых уроков грамоты
и слушания в первом классе
постепенно включаются задания
творческого характера, требующие
самостоятельной деятельности
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.
Можно провести:
- конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;
- игра «Журналисты»
Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.
- игра «Философский стол»
Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)
С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки. Это такие упражнения:
- дополни слоги до слов (му-, про-);
- закончи фразу;
- придумай рифму к слову (лучик - … );
- соедини рифмующиеся слова;
- поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
- игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
- придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;
- игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
- игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;
- восстанови рассыпанное
- допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки пруд,
- игра «Кто больше подберет рифм»
Синички – водички – птички
- игра «Добавлялки»
Где обедал воробей?
В зоопарке у…
- «Конкурс одной строки»
Дана первая строка
Для развития творческих
способностей детей я
Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.
Вот примеры некоторых заданий.
1). Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
2). Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
3). «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
4). Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
5).Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
6). Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой.
На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации.
Пауза в чтении. Обращение к классу:
- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).
- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
7). Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
8). Перестановка персонажей
9). Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
10). Перестановка персонажей.
11). Сравнение нескольких
Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».
1. Выделять опорные слова из сказки
- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.
- Коллективное выделение
- Самостоятельный подбор
На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.
- Сочинение сказки по опорным словам.
2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:
- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?
3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:
По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.
Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.
Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.
4. «Выворачивание сказки
Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.
- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:
1) Белоснежка встретила в лесу семь великанов.
2) Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.
5. Сочинение сказки по началу или по концу.
Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок, М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки (2 класс УМК «Школа 21в.»). При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.
6. Создание собственной
Самый трудный вид работы.
Все детям нужно придумать
самим: и название, и героев, и
сюжет. Можно использовать такой прием
Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:
К – кикимора
А - амулет
Щ – щука
Е - Емеля
Й – йог
Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.
7.Очень помогает при
словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.
Активно использую метод фантазирования, который содержит приемы фантастических гипотез, придумывания фантастических объектов.
8. Прием «Свободное выступление»
Представьте себе, что на
сказочную конференцию по
Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.
Приемы создания собственных текстов:
1.Прием «Напишите письмо»
Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
2.Прием «Пишем сказку на
Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.
3.Прием «Составление
4.Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. (Приложение 3)
5.Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).
6. Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание:
- Понравился ли тебе рассказ? Почему?
- Удачно ли созданы автором образы героев?
- Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?
- Какие изобразительные
- Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?
- Поясни заглавие рассказа.
Можно предложить учащимся таблицу, которую можно использовать на любом уроке при написании отзывов.
Педагогические (творческие) мастерские
Творческие мастерские создают условия для развития литературно-творческих способностей школьников, формируют человека активного, уверенного в себе, творчески относящегося к делу.
Мастерская – особая форма организации творческой деятельности
учащихся. Она помогает развить
в ребенке исследователя, творца.
В мастерской нет готовых