Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41
Министерство высшего и среднего специального образования РФ
Ростовский Государственный Педагогический Университет
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
«Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста»
Ростов - на - Дону
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ...................
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий
этап..........................
3.2 Констатирующий
этап..........................
3.3 Выводы........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ЛИТЕРАТУРА....................
Вопрос, который рассматривается в данной дипломной работе один из самых
актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии
умственных способностей человека, об его одаренности. И самое главное — какое
влияние на эти
способности оказывает
ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение,
обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения
процессов воображения.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или
иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море
психологических проблем, проявляющихся у учителей и родителей одаренных детей
в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.
Нынешним школьникам приходиться вмещать столько в свою память, что порой их
молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда
эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходиться говорить о
развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения,
происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора
психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных
детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические
принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули
Н.Н. Подьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин.
Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж.
Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс.
Выделенная нами актуальность проблемы развития творческих способностей
привела к тому, что проявилось достаточно много коррекционных программ
направленных на их развитие в дошкольном возрасте. Очевидно, что с точки
зрения их эффективности одни программы будут более, другие менее
эффективными. В данной дипломной работе нами было произведено исследование
влияния одной из таких программ.
Цель данной работы выявить влияние коррекционной программы на развитие
творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Объектом исследования выступили дети старшего дошкольного возраста средней
школы № 77 г. Ростова-на-Дону
(контрольная и
Предметом исследования является творческие способности младших школьников
экспериментальной и контрольной групп.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что специально организованная
коррекционная программа будет способствовать развитию творческих способностей
у детей.
Были выделены следующие
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у
детей контрольной и
2). На основе
сравнительного анализа
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе
теоретико-эмпирического
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет
предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.
Значительные трудности
в определении понятий
связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к
толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный»,
«одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень
выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием
«талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом
словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или
склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным»
используются понятия
«способливый» и «способляться»
характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а
способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться,
устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия
«умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через
соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер.
Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность,
данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные
богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных
слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное
качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как
состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как
самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре
С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре
иностранных слов.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны,
одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям.
Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а
говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного
качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность
проявляются в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова
сделана попытка
дать классификацию понятий «
«талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способности
рассматриваются
как индивидуально-
одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха
деятельности, а одаренность — как качественно своеобразное сочетание
способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также
зависит возможность успеха в деятельности. [19]
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный
анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности
являются результатом развития задатков.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним
относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и
движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения.
Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития
способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех
или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в
процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных
способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни
один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым
математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно
соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны.
На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в
зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой
занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.[19]
Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста