Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41
на тех, кто идет впереди...
Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым
из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда
понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу собирается
давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему
специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда и обещания
родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни сил... К тому
же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог
нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не замечая, что
такой ребенок нуждается в особом подходе.
Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников,
склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение
заданий, готовность правильно ответить не вопрос учителя — для него желанная
умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку — радостный,
предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой умственной пищи... Но
это через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому.
Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.
Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают
спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же
настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на
упрек, что он «выскочка». А когда он видит, что его активность учителю не
нужна, и переключается на что-нибудь постороннее — не миновать недовольства,
а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не интересуется занятиями?
Уж не слишком ли он себе возомнил?
Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в школе, а
она ему — ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В
результате уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие
выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. А те иногда и сами не
знают, чем такой ребенок их раздражает: с одной стороны все-таки вундеркинд,
а с другой — «какой-то ненормальный»...
Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются
в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а наша
средняя школа, кроме средней программы, ничего им предложить не может.
Обычная картина: на контрольной работе по математике, пока большинство ребят
едва-едва только к концу урока решают предложенные задачи, два-три ученика
успевают сделать свой вариант, вариант для соседнего ряда и еще ищут, чем бы
заняться... Иногда они получают новые примеры или начинают делать
домашнее задание, но это в лучшем случае. Часто учитель отказывается давать
дополнительные задания, мотивируя тем, что не намерен проверять лишнее.
Бывает и так: ученикам с легкостью решающим задачи, надоест просто так
сидеть в ожидании, они начинают переговариваться, баловаться... И кончается
тем, что от них требуют дневники, в которых появляется: «Болтал на уроке!»,
«Плохое поведение в классе!»[11]
Незаурядный ученик — испытание для учителя, особенно если для учителя главное
— «чтобы был порядок». А как развитому и независимому ученику не
взбунтоваться против муштры. Отсюда — частые выговаривания им (не мешать!),
укоряющие записи в дневнике, вызовы родителей...
Правда, немалая часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете,
как-то приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в сущности,
ценою ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей, отличающих
таких детей. Они вынуждены становиться менее самостоятельными,
тормозить свою любознательность и творческие порывы. Их особые возможности
остаются как бы невостребованными!
Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним умственным
расцветом. От него ожидают, требуют и родители, и педагоги, чтобы он
обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки часто
ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк. Ученику с
повышенными способностями достается гораздо больше, чем другим, например, за
не по форме выполненное домашнее задание, за какое-нибудь не
предусмотренное темой высказывание на уроке, за небрежную письменную
работу. А в некоторых семьях любое снижение отметок воспринимается как драма.
У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во
взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу
подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика,
дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А
тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает
обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. [12]
Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка, если ему
почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь
могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального
внимания. А физическая неумелость, робость у ученика, далеко опережающего
других в умственном отношении, непременно становятся поводом для насмешек,
издевок. Трения с товарищами бывают вызваны и тем, во что играют дети: юные
интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те
годы, когда их сверстники — по преимуществу к подвижным и более веселым
играм. Среди «выдающихся» детей есть своего рода «фанаты» умственных
увлечений — иногда они оказываются прогульщиками, которым жалко терять время
на занятия в школе, поскольку они отвлекают от того, чем они сейчас
захвачены. Некоторые вообще хотели бы заниматься только тем, что для них
загадочно и ново. И на кружки многие из них ходят до тех пор, пока еще не
научились чему-то, не разобрались, а затем интерес пропадает. Во всем этом
выступает одна из показательных, частых черт характера ребенка с ранним
подъемом интеллекта — упорнейшее нежелание делать то, что ему неинтересно.
[4]
Такие дети обычно сразу же стремятся заниматься сами. Их задевает и обижает,
если кто-нибудь из взрослых пытается руководить приготовлением уроков.
Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к
старшим, от которых они порой дотошно добиваются, например, обоснования
каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо
ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, которые готовы всех
убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах. Это может
обнаруживаться и на уроках, и во внешкольных занятиях. Рано созревшие
интеллектуально дети, опираясь на логику, способны порой прийти к
ошарашивающим взрослых нравственным суждениям. От них, например, можно
услышать в младшем подростковом возрасте, что родителям никто ничем не
обязан, или — что те, кто мало смеется, — плохие люди. Подобного рода
«теоретизирование» обосновывается, подкрепляется логически верными ссылками
на то, что они слышали или сами читали. В их умствованиях, наряду с
формальной правильностью, отчетливостью суждений, выступают и схематизм,
односторонность их представлений. Но это их не смущает.
Сильные и слабые стороны такого ребенка взаимосвязаны, переходят друг в
друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться «хватая на
лету», может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься.
Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее
казаться удивительным сообщение о поступлении в вуз школьника тринадцати или
четырнадцати лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10-11 лет всего 6-7
лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть
— семь лет в первый класс, но потом его ускоренно, иногда в первом же учебном
году, переводят в последующие классы. Бывает и так, что «перескок» через
класс или несколько таких «перескоков» происходят уже в подростковом
возрасте. Раньше
для этого требовалось
народного образования. Теперь, согласно новому «Положению об
общеобразовательной средней школе», официально введено право сдавать
экстерном за любой класс и за школу в целом.[61].
Несмотря на то, что теперь в общеобразовательной школе разрешено сдавать
экстерном это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом
возникают новые сложности.
Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не
обеспечивается должная систематичность в их усвоении. Во-вторых, приходится
иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного
ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и трудовое обучение, и
наконец, этика и психология семейной жизни... Как в этих условиях идет
формирование самооценки, отношений с одноклассниками и взрослым? Кто и как
должен разрабатывать
для одаренных детей
планы? Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети,
учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку. Иначе члены
педагогического коллектива, прежде всего руководители школы, будут относиться
к «перескакиванию» с большими опасениями.
Второй путь — создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды
учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же, — это не плохое
решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и
гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной
методической базе (что пока, к сожалению, не везде).
Третий путь — создание для детей с повышенными способностями особых классов в
структуре массовой общеобразовательной школы. Сейчас этот путь внедряется во
многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема
обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от
судьбы детей
с менее развитыми
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста