Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41
воспитания детей разных уровней развития должна быть не только
дифференцированной, но и единой.
Здесь уместно вспомнить о трудах наших психологов. В частности в Украинском
Республиканском научно-практическом центре «Психодиагностики и
дифференцированного обучения» под руководством доктора психологических наук
Ю.3. Гильбуха разработана
система дифференцированного
общеобразовательной школе. [6]
Она предполагает создание, начиная с первого года учения, трех типов классов.
Дети зачисляются в эти классы в соответствии со степенью их психологической
готовности к школьному обучению. Последняя же определяется актуальным (то
есть имеющимся на данный момент) уровнем развития их умственных способностей.
Определяя контингент классов ускоренного обучения в таком составе, необходимо
создать наиболее благоприятные условия для развития всех детей с повышенными
умственными способностями. Во-первых, это позволяет создать классы
ускоренного обучения во всех сколько-нибудь крупных школах. Во-вторых,
обеспечивает более благоприятные условия развития всем детям, чьи умственные
способности превышают возрастную норму. В-третьих благотворно сказывается на
умственном и нравственном развитии одаренных детей.
Какие же это типы классов? Первый — классы ускоренного обучения предназначен
для наиболее развитых 15% контингента детей, поступающих в школу. Эта группа
первоклассников имеет КИ (коэффициент интеллекта) 120 баллов и выше; в нее,
естественно, входят и одаренные.
Наряду с классами ускоренного обучения создаются классы возрастной нормы
(65% всего ученического контингента) и классы повышенного индивидуального
внимания (последние
— для слабоподготовленных
примерно 20%). В классах этих двух типов учебный процесс строится по обычным
программам, но в
классах повышенного
два раза меньше обычной.
Направление ребенка в класс того или иного типа, зависит исключительно от
степени его готовности к школьному обучению и желания родителей. Они
присутствуют при кратковременном (в пределах 25 минут) психологическом
обследовании, которое проводится двумя специально подготовленными педагогами
(экзаменатором и ассистентом). Проверка осуществляется в игровой форме, в
атмосфере дружелюбия и эмоциональной раскованности, что позволяет ребенку
раскрыть свои интеллектуальные возможности. Психологическая
проверка ограничивается
теми сторонами психической
от которых в решающей степени зависит успешностъ его школьного старта.
Зачем, например, при определении ребенка в школу оценивать сформированностъ у
него навыков коллективизма, товарищеской общительности?
В структуре личности эти навыки, конечно, занимают одно из центральных мест.
И в процессе учебно-воспитательной работы учитель должен уделять значительное
внимание их формированию. Однако успешность школьного старта они практически
не определяют.
Критическими
зонами, определяющими степень
являются: фонематическое восприятие (слух), саморегуляция учебных действий,
словарное развитие, кратковременная память и способность осуществлять
элементарные умозаключения. Шестым показателем служит рейтинг экзаменатора и
ассистента в отношении умственной активности ребенка, определяемый на
основании наблюдений за его поведением при выполнении всего комплекса тестов.
Что касается творческих способностей как неотъемлемого качества
одаренного ребенка, то главное внимание на данном этапе уделяется проявлениям
интеллектуальной инициативы. Например, ребенок выполняет тест словаря. И
вот первые три слова, значение которых он должен объяснить: велосипед,
молоток, книга. Но если вдобавок к этому ребенок еще и пытается как-то
связать друг с другом объясняемые слова, хотя это от него и не требуется
(например: молоток — вид инструмента, которым наносят удары по разным
материалам и деталям; его можно использовать при ремонте велосипеда; книга —
вид учебного пособия; из нее можно узнать как с помощью молотка
отремонтировать велосипед, и т. д.), значит, этот ребенок с неординарным
мышлением и воображением.
Применяются и специальные тесты творческой одаренности. Дети, которые
получают высокие оценки по всему комплексу тестов и не страдают
медлительностью (флегматический темперамент), рекомендуются в класс
ускоренного обучения, где развитию творческих способностей уделяется
повышенное внимание.
Для выполнения намеченных задач необходимо пересмотреть учебные программы.
Под руководством сотрудницы лаборатории С.Л. Коробко обычные программы
трехлетней и четырехлетней школы были модифицированы в направлении их
уплотнения: подачи учебного материала крупными блоками, ликвидации
концентрических структур и т. д. Все это позволило, учитывая повышенные
умственные способности данного контингента учащихся, спланировать курс
начального обучения под девизами «Три года — за два» (для трехлетней школы) и
«Четыре года - за три» (для четырехлетней школы).
В методике обучения акцент делается на формировании умения учиться. Учащимся
регулярно предоставляется возможность выступать на уроке в роли учителя.
Широко применяются разного рода творческие, в том числе конкурсные задания,
ролевые тренинги, групповые дискуссии. Поскольку классы данного типа имеют
лишь относительно однородный состав, учебный процесс во многих случаях
строится на основе внутриклассной дифференциации. Это предполагает
использование групповых форм организации учебной работы, возможность для
одаренных детей самостоятельно, работать по индивидуальному плану. Большое
значение в классах этого типа придается самостоятельному чтению
художественной и научно-популярной литературы.
При переходе в среднее звено класс ускоренного обучения становится классом
углубленного изучения основных предметов. При этом в него могут влиться
наиболее сильные ученики из классов возрастной нормы более раннего набора.
Здесь в рамках стандартной сетки часов применяется углубление программы,
позволяющее усваивать учебный материал на более сложном понятийном уровне.
Если же у подростка к этому времени сформируется склонность к еще более
глубокому изучению тех или иных предметов, он удовлетворяет ее путем
посещения соответствующих факультативов (кружков).
В среднем звене выпускники класса ускоренного обучения сразу же сталкиваются
и с многопредметной, и с кабинетной системами, и с многими другими
изменениями. А ведь это всего лишь девятилетние дети. Чтобы облегчить им
необходимую адаптацию, предусматривается, что учитель, который вел данный
класс, в течение года будет работать с ним в роли классного руководителя и
преподавателя одного или двух предметов. Кроме того, учителя-предметники
детально знакомятся с психологическими особенностями младших подростков,
включая кратковременную стажировку в классе, где им предстоит работать.
Сущность этих мероприятий можно определить как психологическую
взаимоадаптацию учащихся и педагогов.
В старшем звене должна осуществляться еще более глубокая дифференциация
обучения. В школе создаются три отделения: гуманитарное, естественнонаучное и
техническое. Каждое из них имеет в учебном плане профилирующие предметы,
объем изучения которых расширен за счет непрофилирующих дисциплин.
При реализации дифференцированной программы обучения не ставится задача,
чтобы ребенок с повышенными умственными способностями окончил школу на
год раньше (хотя само по себе это тоже определенное благо). Ускорение — это
прежде всего средство оптимально загрузить способности одаренного
ребенка, создать благоприятные условия для их дальнейшего плодотворного
развития. При этом следует подчеркнуть, что для таких детей более быстрое
прохождение учебных программ, собственно, и ускорением не является. Ведь для
них этот темп совершенно естественен, нормален. Многие придерживаются той
точки зрения, что раз одаренные дети проходят отдельные темы в более короткие
сроки, то образующиеся
излишки времени можно
предметов эстетического цикла, иностранных языков, ритмики и т. п. Но
проблема не в том, чтобы как-то занять время детей или даже расширить их
эстетическое образование. Проблема в том, чтобы оптимально загрузить
умственные способности. А это значит обеспечить одаренному ребенку
возможность безостановочно продвигаться вперед к усвоению все более сложных
понятийных структур. Нельзя забывать и о сензитивных периодах. Ведь у
одаренных детей каждый из этих периодов наступает, как правило, значительно
раньше (а порой и наслаивается один период на другой). Следовательно, раньше
должен наступить и момент овладения соответствующими знаниями, уменьями и
навыками.
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В своей работе мне также пришлось столкнуться с дифференцированным
подходом к обучению. Мною был проведен ряд исследований. Объектом
эксперимента послужили два класса. Оба эти класса — академические, т. е. дети
отобраны с помощью системы тестов по лучшим результатам. Возраст детей 7-8
лет (2 класс).
Целью исследований было выявить влияние стимулирования вооображения, как
психологического процесса, на развитие творческой активности детей младшего
школьного возраста.
В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники,
оказываются неэффективными. Младшие школьники испытывают трудности, связанные
с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои
проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта,
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста