Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:50, дипломная работа
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих
способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных
оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень
«желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической
практике.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.............................................5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ... 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............29
3.1 Развивающий этап..........................................................32
3.2 Констатирующий этап.......................................................36
3.3 Выводы....................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................39
ЛИТЕРАТУРА....................................................................41
упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.
Чтобы понять, каков «вклад» тех или иных возрастных свойств в
формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности не
только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой то мере и закрепляться,
оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка — по-своему, в той или
другой степени.
Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и
будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства,
и насколько скажется это на чертах интеллекта.
Известно, что темп возрастного развития — неравномерен: наблюдения ряда
психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, И. Лейтеса) за умственным
ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими явлениями, как
убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные «взлеты» или
задержки, причем у каждого — в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в
относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия
между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного
развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес выдвинул следующую
гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета
интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа
развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени
возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от
разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как
бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта!
Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую особенность
выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность, непроизвольное,
непрестанное влечение к умственной нагрузке. [12] Так вот, это пристрастие
к умственным занятиям, к умственному напряжению может быть следствием
такого хода возрастного развития, когда оказывается возможным одновременное
действие, как бы суммирование активности разных детских возрастов. В самом
деле, например, некоторые черты подросткового возраста — деятельная энергия,
настрой на самостоятельное достижение цели — обретают особую силу, если
становятся присущи, вследствие ускоренного хода развития, детям более
младшего возраста, с их повышенной восприимчивостью и наивной серьезностью. В
ту пору детства, когда впечатлительность, готовность усваивать, подражание
старшим составляют саму жизнь, когда еще не наступило половое созревание, в
такие годы потребность в умственной нагрузке, подъем энергии и
самостоятельности могут до крайности напрягать и сосредоточивать усилия
развивающегося ума, выступить в виде необычной тяги к умственной работе.
Таким образом, возрастное явление — своеобразие хода развития —
сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор
одаренности.
Правда, только у части детей, опережающих свой возраст, подобная одержимость
умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других таких детей —
при прочих равных условиях — неустанная потребность прилагать умственные
усилия в дальнейшем снизится, ¾ это скажется и на развивающихся
способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно рассматривать как
подтверждение того, что яркие проявления детской одаренности во многом зависят
именно от возрастных, в определенную пору возникающих и в какой-то мере
преходящих особенностей.
Особая чувствительность и направленность активности, изменяющиеся от
одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение свойств разных
возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки становления и
расцвета интеллекта.
Интересующие нас индивидуальные различия по способностям — «родом из
детства». Яркие проявления возрастной одаренности — та почва, на которой
могут вырастать выдающиеся способности.
Вместе с тем
в незаурядных проявлениях
— выступают и те особенности возраста, которые окажутся переходящим,
недолговечными.
Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого овладения
речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности интеллекта.
Но такая особенность — быстрота начального приобщения к языку — нередко
характерна лишь на определенном этапе развития, затем особая речевая
активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его.
Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная активность и
энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего ребенка, еще не дают
гарантий, что такое сохранится надолго. Могут измениться интересы и
устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто
затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в
чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая
неравномерность
умственного подъема также
дальнейшем развитии ребенка.
Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с
многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо
поэтому слишком
обольщаться ранними
У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные
достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или
иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются — необычность этих детей
оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты
детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.
Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам
одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее — простор развитию
индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и
укреплять ранние ростки способностей.
Хотя, многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню
интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей
в учебных занятиях — ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других
детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут
ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного
развития.
Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи,
когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью
такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей
беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать: ребенок
прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не оторвать от
монтирования каких-нибудь устройств... Такой степени пристрастие к
умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет
ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без особого
разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с
боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение,
приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит,
встает и читает... Нередко родители, с которыми ничего подобного не
происходило, опасливо
присматриваются к такой
возрасту. И больше всего боятся: не болезнь ли все это — необычная яркость
способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов... При
этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка
все свои сомнения и страхи.
В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар,
которым спешат пользоваться наслаждаться, который сулит большое будущее.
Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно
его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское
тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общи
язык со сверстниками... В дальнейшем это может обернуться немалыми
огорчениями, а то и горестями для растущего человека. [11]
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям
окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на
разговоры о талантливости ребенка но не всегда он достаточен, кто-нибудь из
членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно,
не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие,
напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на
них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже
будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.
Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность
лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских
психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.
Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание
далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково,
и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.
Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после
первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в
безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия.
Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые
педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно
уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то
есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее
обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно
может быть особенно привлекательно), но беда наших школ в том, что даже самый
лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста